Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 261.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации17.03.2014
Размер261.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Практико-ориентированный проект

на тему «Современный урок русского языка»

Выполнил:

Мордвинова Галина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Видновской средней

общеобразовательной школы №1

2011 г

Содержание.


Введение

Стр.3

Глава I. Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности.

Стр 5

1.1. Типы уроков.

Стр 5

1.2. Виды уроков.

Стр. 6

1.3. Структура уроков

Стр. 7

Глава I I. Реализация развивающих и личностно-ориентированных технологий на современном уроке.

Стр 10

2.1. Развивающий потенциал 1-го 2-го этапов урока – «Актуализация прежних знаний и способов действий», «Формирование новых знаний и способов действий».

Стр 10

2.2. Развивающий потенциал уроков контроля и коррекции знаний, умений и навыков.


Стр 15

Заключение

Стр 18

Список использованной литературы

Стр 19


Введение.

В настоящее время вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), достаточно актуален в связи с тем, что в стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. На это ориентируют школу и основные требования Государственного образовательного стандарта. Стандарт нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт направлен на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Особое значение сейчас придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств, форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования, а именно:

- новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий;

- использование и совершенствование новых технологий, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов;

- новую стратегию организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе.

Современный урок и до настоящего времени рассматривался не как статическая, а как постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников. Урок - это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Каким должен быть современный урок? Однозначных и полных ответов в настоящее время нет. Многие современные ученые-методисты - Шатова Е.Г, Ларионова Л.Г, Воителева Т.Н, Бабанский Ю. К. - изучают эту проблему. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, «чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования» (Е. Г. Шатова. Урок русского языка в современной школе. Москва «Дрофа» 2007г).

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.

Цель данного практико-ориентированного проекта: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения в рамках современного урока.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

изучить научно-методическую литературу по теме проекта;

проанализировать типы, виды и структуру уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности;

представить собственный опыт по внедрению современных образовательных технологий.

Глава 1. Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности.

    1. Типы уроков.

Основные положения школьного урока являются фундаментальными, однако каждый последующий этап в развитии системы образования и общества вносит в концепцию урока свои коррективы, которые отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Проанализируем типы уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности.

Традиционно ведущее место отводится следующим типологиям уроков:

по основной дидактической цели;

по основному способу проведения уроков;

по основным этапам учебного процесса.

Так, известный дидакт В.А.Онищук в пособии «Типы, структура и методика урока» (Киев, 1985) предложил такую классификацию уроков по основной образовательной цели:

1) урок усвоения новых знаний;

2) урок усвоения навыков и умений;

3) урок комплексного применения знаний, умений и навыков;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений;

6) комбинированный урок.

Такая типология уроков нашла широкое применение в методике обучения русскому языку в школе. Стоит согласиться с мнением Е.Г.Шатовой, что приведенная выше типология уроков не соответствует специфике предмета «Русский язык», так как усвоение новых знаний здесь практически происходит одновременно с усвоением и применением умений и навыков на одном и том же уроке (а не на трех).

До сих пор нет единого мнения о классификации уроков. Эта проблема требует дальнейшего исследования и практической разработки. Так, известный современный дидакт, специалист в вопросах проблемно-развивающего обучения М.И. Махмутов, предлагает следующую типологию уроков:

типы уроков

содержание

дидактическая цель

задачи

уроки изучения нового материала, включающие вводный урок

изучение нового материала.

добиться, чтобы учащиеся полностью овладели новым материалом

усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирования системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности

уроки совершенствования знаний, умений и навыков, включающие уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки целевого применения усвоенного

совершенствование знаний, умений и навыков

систематизация и обобщение новых знаний

формирование умений и навыков, контроль за ходом усвоения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков

комбинированные уроки, куда входят основные виды всех четырех видов)

Решаются в совокупности задачи как первого, так и второго типов

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

контроль и коррекции знаний, умений и навыков

Оценка процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы знаний, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.


Кроме того, М.И. Махмутов классифицирует все разновидности современного урока на основе принципа проблемности:

1)проблемные уроки

2) непроблемные уроки

Проблемным автор считает такой урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации. Сущность проблемного урока заключается в том, что на нем повторение пройденного обычно сливается с введением нового материала, в результате чего происходит незаметное вхождение учащихся в новую тему. На таком уроке осуществляется непрерывное повторение знаний, умений и навыков, включение их в новые связи и сочетания, что обеспечивает комплексность и взаимосвязь основных этапов урока (объяснение нового материала, восприятие его, усвоение новых понятий, отработка навыков). Мы видим, что в проблемном уроке нет четкого деления на этапы, в нем все тесно взаимосвязано.

Таким образом, из современных педагогических направлений, разрабатывающих концепции урока. Наиболее совершенной является концепция проблемно-развивающего обучения и соответствующая ей модель проблемного урока.

    1. Виды уроков.

В настоящее время широко используются нетрадиционные формы проведения уроков. Они являются достаточно эффективными и имеют немало преимуществ:

- способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;

- способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи учащихся;

- развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой.

М.И. Махмутов в рамках отдельных типов выделяет и соответствующие им виды уроков:

типы уроков

виды уроков

уроки изучения нового материала, включающие вводный урок

урок-лекция

урок-беседа

урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

урок смешанный (сочетание различных форм на одном уроке)

уроки совершенствования знаний, умений и навыков, включающие уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки целевого применения усвоенного

урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений)

урок – лабораторная работа

урок практических работ

урок-экскурсия

семинар

урок-обзорная лекция

урок-конференция

обобщающая самостоятельная письменная работа

урок коллективного анализа контрольных работ учащихся

комбинированные уроки, куда входят основные виды всех четырех видов)

сюда входят основные формы всех четырех типов уроков

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

письменный опрос (индивидуальный)

зачетная практическая работа

контрольная (самостоятельная) работа




    1. Структура урока.

Любой урок, традиционный или проблемный, имеет свое строение – структуру. В практике обучения русскому языку чаще всего выделяются следующие этапы урока:

организационный этап

опрос и проверка домашнего задания

объяснение нового материала

закрепление изученного

обобщение и систематизация материала

постановка домашнего задания

В этой традиционной структуре урока М.И. Махмутов отмечает существенные недостатки:

- каждый элемент структуры обеспечивает усвоение знаний, но не гарантируют развитие учащихся, так как не ориентированы на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на реализацию идеи развивающего обучения;

- в основу структуры положена цель передачи учащимся знаний в готовом виде;

- в системе целей преобладает установка на обучающую деятельность (объяснить, обобщить, повторить);

- предопределяя логику не только построения, но и анализа урока, традиционная структура как бы уводит анализирующего от деятельности учащихся, оценивается в основном результат обучения, тогда как его процесс остается вне поля зрения.

Структура современного урока должна отражать такие важные моменты, как закономерности процесса обучения, с одной стороны, и логику усвоения учеником новых знаний – с другой. Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика. Исходя из этого основные структурные элементы современного урока, которые отражают эти закономерности, следующие:

актуализация прежних знаний и способов действий;

формирование новых знаний и способов действий;

применение знаний и формирование умений и навыков

Первый компонент (актуализация знаний) наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Второй компонент общедидактической структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Все это характеризует общую (трехэлементную) дидактическую структуру современного урока.

Такой подход к определению структуры современного урока в наибольшей мере отражает специфику методики и технологии урока в системе проблемно-развивающего обучения как одного из основных направлений в развитии и обновлении теории и практики учебного процесса в школе.

Итак, сопоставительный анализ типов, видов и структурных составляющих традиционных уроков и уроков, которые должны отвечать требованиям современности, позволяет сделать вывод о том, что сегодня учителю, работающему «по старинке», невозможно подготовить выпускника, обладающего качествами, которые будут соответствовать новому социальному заказу. Теперь выпускник школы должен быть не просто носителем определенного запаса знаний, он должен научиться самостоятельно работать с большими потоками информации, принимать решения, быстро переобучаться, выдерживать стрессовые ситуации, обладать коммуникативными умениями, уметь демонстрировать свои способности. И урок русского языка, наряду со всеми остальными уроками, должен способствовать решению задач, поставленных перед современной школой. Хорошее усвоение нового материала на уроке – это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этим знаниями на практике. И качество усвоения ученого материала сегодня прежде всего зависит от выбора образовательных технологий для достижения поставленных целей. Очень важно, что эти технологии дадут учащимся с точки зрения развития их познавательной активности и самостоятельности в учебном процессе.

Современному учителю, молодому или уже умудренному опытом, теперь необходимо осознать, что на смену иллюстративно-объяснительным методам должны прийти проблемные: метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский. Репродуктивный тип деятельности ученика должен замениться на продуктивный, творческий. И если раньше «формула обучения» могла быть представлена таким образом: «знания – репродуктивная деятельность», то сегодня это - «проблемная деятельность – рефлексия – знания».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск