Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.03.2014
Размер159 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Городская научно-практическая конференция

«Русский язык: прошлое, настоящее, будущее»

Секция

«Реализация идей системно-деятельностного подхода

в обучении русскому языку»

Тема исследования:

«Слово и его лексическое значение» (конспект урока)




Виноградова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

г. Владимир

2013

Реализация идей системно-деятельностного подхода

в обучении русскому языку.

( Из опыта работы)
Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся знаний основ наук. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учениками было бы интересным, увлекательным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы учащиеся смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познаёт окружающую действительность, в котором он активно действует. Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Уроки русского языка и литературы дают возможность ученикам мыслить, думать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Несмотря на появившиеся новые тенденции, подходы, принципы, неизменной остаётся основная организационная форма обучения русскому языку в школе – урок. Именно урок, являясь наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания, обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала.

Современный урок... Это понятие в настоящее время прочно укрепилось в педагогической деятельности каждого учителя. Что значит «современный»? Как выясняется, это понятие употребляется не во временном, а в качественном (оценочном) значении. «Современный» - соответствующий уровню своего века, не отсталый. Таким образом, современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной системе образования.

А что значит современный урок русского языка? Это, прежде всего, высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность учащегося, формируется гуманистическое мировоззрение школьника на основе овладения им оптимальным объёмом знаний науки о языке, развития учебно-языковых, нормативных, коммуникативных, правописных умений, а также творческого применения приобретённых знаний и умений.

Но сегодня в условиях развития современной школы мы всё чаще и чаще говорим о личностно – ориентированном обучении и задачу школы видим прежде всего в том, чтобы научить школьника учиться, развивая его познавательные и созидательные возможности. Вот почему перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно – деятельностный подход в обучении школьников.

На протяжении нескольких лет стремлюсь применять в своей профессиональной деятельности личностно – ориентированный подход. В этой современной технологии меня привлекает то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. На уроке прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика. Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определённые действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание предложено учителем и при этом интересы, желания, потребности школьника не учитываются, у ученика возникает закономерный вопрос: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?» Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить ребятам самостоятельно, в определённой последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. На таком уроке именно ученики являются главными «действующими лицами». Безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно - значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал?

Реализация системного подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. Поддерживаю мнение большинства педагогов, считающих, что абсолютно удачным является сочетание следующих идей и педагогических технологий:

1) Идея личностно – ориентированного подхода (И.С. Якиманская)

2) Идея деятельностного подхода («учение через деятельность») – Д. Дьюи, 3) Модель системной деятельности (А.В. Хуторской)

Автор модели системной деятельности рассматривает технологические подходы к организации системно – деятельностного подхода в обучении в следующем:

а) ученик изучает объект (в том числе эвристически),

б) создаёт в результате свой образовательный продукт,

в) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,

г) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультур-

ные достижения,

д) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному

изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учеников и способствуют формированию различных компетенций. Например, приём « Знаю – хочу узнать – узнал – научился» развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии. Этап « Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; « Хочу узнать» - формулирование цели; « Узнал» - соотношение старой и новой информации; « Научился» - осознание результативности деятельности. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать следующие приёмы: « Верные – неверные утверждения», « прогнозирование». Используя приём « Верные – неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Ребята выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Системно – деятельностный подход на уроках русского языка позволяет создать ситуацию успеха. Создать ситуацию успеха - значит создать ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения. Привести к успешности – значит обеспечить соответствие результатов учебной деятельности школьника требуемым нормативам. Систематическое создание ситуации успеха учителем является одним из путей достижения успешности. Считаю очень важным и необходимым на уроке выслушать всех желающих ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Мнение каждого ученика заслуживает внимания. Уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке.

Очень важным этапом системно – деятельностного подхода на уроке является рефлексия – самоанализ, самооценка учащегося, потребность и готовность ученика и педагога зафиксировать то, как работал на уроке, что нового узнал для себя и т.п. Рефлексию провожу на любом этапе урока и, конечно же , в конце урока. Каждый ученик может оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из приёмов с необычным названием « Комплимент».

Это своеобразный комплимент – похвала, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят учителя за проведённый урок. Этот вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Традиционный урок построен по принципу: « Делай, как я, и всё будет правильно». Неэффективность данного утверждения доказана временем. Обществу нужны современные молодые люди, умеющие выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться делать выводы, принимать решения. Одним словом, нужны инициативные люди! И системно – деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что – либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Далее в качестве примера реализации идей системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку предлагаю конспект урока, проведённого в 5 классе в ходе повторения раздела « Лексика». Тема урока:

« Слово и его лексическое значение». Данный урок был проведён в середине сентября, в период Золотой осени.

Тема урока «Слово и его лексическое значение».
Цели урока:

1. Проверка степени усвоения раздела « Лексика».

Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности

лексико-грамматических особенностей новых слов.

2. Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информа-

ционной компетентностей обучающихся.

3. Воспитание культуры речи, художественного восприятия

окружающего мира.
Структура урока:

- Комбинированный с этапами повторения, изучения нового

материала, закрепления.
Оборудование урока:

- Интерактивная доска

- Репродукции картин об осени

- Вазы с веточками рябины

- Рисунки детей
Ход урока:
Эпиграф урока: Обожаю это время года!

Праздник золота и багреца!

А.Л. Барто.
(Слова А.Л.Барто высвечены на интерактивной доске на фоне репродукций картин русских художников с изображением Золотой осени).
Учитель: « Обожаю это время года! Праздник золота и багреца!»

Так сказала об осени известная детская поэтесса А.Л.Барто.

Как вы думаете, ребята, почему сегодняшний урок я начала именно

с этих строчек?
(Данный вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема осени. На данном этапе

создаётся ситуация эмоционального раскрепощения).
Учитель: Благодарю всех, кто высказался. Действительно, в прекрасных

строках А.Л. Барто звучит тема осени. И, как вы, наверное, уже

поняли, наше « путешествие в осень» продолжается. Мы с вами уже

« побывали» в осеннем лесу и в осеннем саду.

( На интерактивной доске – фотографии осенних видов сада и леса)

Во время нашей « прогулки» мы познакомились с так называемыми

« осенними словами». Я предлагаю вам по памяти записать эти

слова в тетради, обозначить в них орфограммы, с одним из слов на

выбор составить и записать словосочетание, с другим- предложение. (Ученики работают самостоятельно в течение 5 минут, два ученика – у

доски индивидуально. Далее проверка выполненного задания.

На этом этапе урока была предусмотрена лексико-орфографическая работа над словами, с которыми ученики познакомились на предыдущем уроке. Это имена прилагательные, объединённые темой « Краски осени»:

жёлтый, багровый, багряный, бордовый, коричневый, лиловый, фиолетовый,

оранжевый, сиреневый, пурпурный).
Возможные варианты заданий:

- Какой темой объединены эти слова?

- Зачем мы учимся писать эти слова? Зачем мы выясняем лексическое

значение этих слов?

- Вспомните, какие из этих слов у вас вызвали определённые трудности

в написании?

(Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим. Ученикам предоставляется возможность вспомнить о своих затруднениях,

проговорить их и обозначить степень затруднений в освоении изученной ранее темы).

Учитель: Наше воображаемое « путешествие в осень» продолжается. И

сейчас я приглашаю вас « в гости к рябине».

А кто из вас, ребята, может растолковать лексическое значение

слова рябина?

( Выслушиваются все варианты ответов детей)

Учитель: А что может прийти на помощь, чтобы узнать лексическое

значение слова?

(Ученики отвечают, что на помощь может прийти Толковый

словарь).

Учитель: Давайте обратимся к Толковому словарю и прочтём словарную

статью об этом слове. Далее сопоставим ваши варианты ответов

со словарём и выясним, правы ли мы были, объясняя лексическое значение этого слова.

(На интерактивной доске на фоне фотографий с изображением кистей

рябины высвечивается запись словарной статьи из Толкового словаря

С.И. Ожегова: « Рябина – дерево с плодами в виде пучка горьковатых

оранжево – красных ягод, а также самые ягоды».

Ученики отмечают, что в принципе значение этого слова они объяснили пра-

вильно, резких расхождений со словарём нет).
Учитель: А теперь познакомимся с написанием этого слова. Запишите,

пожалуйста, это слово в свои тетради. Как вы думаете, на какую

гласную букву при написании нужно обратить внимание?

Выделите в слове корень. Поставьте ударение. Подумайте, можно

ли проверить ударением безударную гласную в корне?

(Ученики выделяют в слове корень рябин-, находят безударную гласную в корне букву Я и пробуют подобрать проверочное слово, но испытывают

затруднения. Приходят к выводу, что эта гласная непроверяемая. Учитель предлагает ребятам найти ответ на этот вопрос в конце урока).
Анализ текстов:

(У каждого ученика на парте лежит распечатка с текстами,

предназначенными для анализа. Ученики сначала читают эти

тексты про себя, потом три ученика поочерёдно прочитывают

их вслух. После прочтения проводится анализ текстов).

1. Рябина обыкновенная – стройное дерево высотой до 15 метров с гладкой серой корой. Белые душистые цветки собраны в рыхлые зонтики. Плоды –

яблокообразные, ярко оранжево – красные. Цветёт в мае – июне, плоды созревают в сентябре.
2. Над плотным стареющим тыном

Всю ночь – от зари до зари –

Багряные гроздья рябины

Качаются, как снегири.

Б. Костров

3. С каждым днем прозрачнее становится лес. Теряет он свою таинственность, роняет на землю багряный убор. И тогда запылают на лесных опушках рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем.

Беседа с учащимися по анализу текстов:

- Можно ли эти записи считать текстами? Объясните свой ответ.

(Учащиеся отмечают, что все три записи можно считать текстами, т.к.

в них более двух предложений, и между собой предложения связаны по смыслу и грамматически).

- Что объединяет эти тексты?

(Ребята без труда приходят к выводу, что эти тексты объединяет общая

тема – в этих текстах звучит рассказ о рябине).

- Какие непонятные по значению слова вы встретили в этих текстах?

Попробуем выяснить их лексическое значение.

(Ученики выявили непонятное по значению слово во 2-м тексте – тын.

Учитель предлагает группе ребят посмотреть значение слова в Толковом

словаре С.И. Ожегова и озвучить найденный ответ. Большинство ребят

класса впервые для себя сейчас « открыли» это слово, чем были приятно удивлены. Слово « тын» диалектное, означает « забор, частокол»).

- Есть ли отличие между текстами? В чём это ощущается?

(Учащиеся отмечают, что отличие между текстами есть. Прежде всего,

отличие в языке изложения, т.е. стиле)

- Как вы думаете, откуда могли быть взяты эти тексты?

(Ребята предлагают следующие варианты ответов:

1 текст – статья из энциклопедии, учебника или справочника по биологии;

2 текст – стихотворение;

3 текст – рассказ.

Таким образом, ученики вместе с учителем вышли на новое для ребят

понятие «стили речи»: научный и художественный. Сделали соответствующую запись в опорных конспектах).
Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью чего ещё можно определить

лексическое значение слов?

(Ученики отмечают, что лексическое значение слов можно определить

путём подбора однокоренных слов. Этот приём ребятам знаком по предыдущим урокам).
Анализ поэтического текста:

( Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет углубить знания учащихся по теме сегодняшнего занятия).
(Текст стихотворения предлагается на интерактивной доске на фоне соответствующей иллюстрации)
За кустами ивняка

Рябинники уселись на рябинке.

У них на грудках крапинки рябин,

Как будто рябь в озёрной серой глади,

А дерево на солнце, как рубин:

В глазах рябит при тихом листопаде.

Н.Флёров
Вопросы и задания для работы с текстом:

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Какими чувствами оно наполнено? Знакомы ли вам эти чувства?

- Какие цвета (краски) использует поэт в тексте стихотворения?

Почему именно такие?

- Какие непонятные по значению слова вам встретились в этом тексте?

Попробуйте сами объяснить лексическое значение этих слов перед тем,

как мы обратимся к Толковому словарю.

(Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном стихотворении.
Учитель выслушивает мнение каждого.


Дети назвали непонятные для них по значению следующие слова: рябь, рябит, рябинники. Лексическое значение последнего слова затруднялись

объяснить. Высказали предположение, что это, может быть, какие – то

птицы. Снова обращаемся к Толковому словарю. На интерактивной доске

высвечиваются записи словарных статей. По желанию ребята могли их записать в свои тетради или конспекты).

Рябь – 1) Мелкое волнение водной поверхности при слабом ветре.

2) Ощущение пестроты, множества разноцветных точек, кружков

в глазах.

Рябить – об ощущении ряби в глазах

Рябинник – большой серый дрозд.
- Обратите внимание на выделенные в стихотворном тексте слова.

Можно ли их считать однокоренными? Выпишите эти слова, выделите

корень.

(После того как ученики выяснили лексическое значение непонятных слов,

они приходят к выводу, что выделенные слова в тексте можно считать

однокоренными, т.к. корень в этих словах имеет общее значение).

Учитель предлагает ребятам прослушать небольшое сообщение, подготов-

ленное одним из учеников о происхождении слова « рябина».

Ученик у доски рассказывает о происхождении этого слова, ссылаясь на

словарную статью Этимологического словаря. Демонстрирует на

интерактивной доске словообразовательную цепочку:

рябина – рябой – рябь.

(Ученики приходят к выводу, что данные слова, действительно, являются

однокоренными, что изначально выделялся исторический корень рябь-, а

в современном русском языке выделяется корень рябин- . То, что сейчас

узнали ребята, стало для них приятным открытием. И ещё в одном предположении они убедились окончательно: безударная гласная Я в корне

слова « рябина» - проверяемая, т.к. её можно проверить однокоренным словом « рЯбь». Таким образом, ученики вместе с учителем вернулись к началу урока, когда затруднялись выполнить предложенное задание. Далее учитель обращается к ребятам с вопросами для промежуточной рефлексии:

- Сумели ли вы решить поставленную перед собой проблемную задачу?

- Что вам в этом помогло?)
Продолжение анализа стихотворного текста:

- Какие изобразительно – выразительные средства использует поэт в своём

стихотворении? С какой целью?

(Понятие « изобразительно – выразительные средства» ученикам знакомо из начальной школы. Поэтому они не испытывают затруднений в выполне-

нии данного задания. Учащиеся безошибочно находят сравнения, эпитеты, метафору. Отмечают, что данные тропы помогают автору создать образ Золотой осени).
Учитель: Многие русские поэты в своих стихах воспевали красоту осени,

а также отдельных деревьев: берёзы, клёна, рябины, черёмухи.

К сегодняшнему уроку вы, ребята, получили опережающее задание

найти стихотворные тексты, в которых поэты показывают красоту

рябины, и по желанию проиллюстрировать найденные тексты.

Мы сейчас не только послушаем отрывки из стихотворений, но и

« побываем» на вернисаже ваших художественных работ, где вы с

помощью красок изобразили красоту осенней рябины.
(Ученики по желанию выходят к доске и читают вслух отрывки из стихотворений, в которых упоминается рябина. Другая группа ребят рассказывает о том, что хотели изобразить на своём рисунке).

Несколько примеров:

1) – Ты, рябинушка раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

- Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела.

( Из русского фольклора)

2) Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

( М. Цветаева)

3) В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

( С. Есенин)
Подведение итогов урока – итоговая рефлексия:
В конце урока подводятся его итоги, идёт обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Ребята оценивают свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Активно высказывают свою точку зрения по следующим вопросам:

- Что для меня самым полезным было на уроке?

- Что для меня на уроке было самым интересным?

- Что на уроке для меня было трудным?

- Что нового сегодня я « открыл» для себя?

Обычно ученики высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Меня удивило…

- Мне захотелось… и т.д.
Чтобы урок закончился на положительной ноте, учитель благодарит ребят

за активную работу, а ученики в свою очередь благодарят учителя за прове-

дённый урок. Этот вариант окончания урока даёт возможность удовлетворе-

ния потребности в признании личностной значимости каждого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск