Скачать 50.55 Kb.
|
Всероссийский фестиваль инновационных педагогических идей и технологий «Развивающее обучение – новые ориентиры» Урок русского языка в 3 классе Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»». Мартыненко Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Кормиловский лицей» высшая квалификационная категория р.п. Кормиловка 2008 г. Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» Задачи: - познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; - учить «читать» картину, осмысливать её содержание; - привлечь внимание детей к красоте зимней природы; - способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства; - совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова; - формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения. Организационный момент 1. Сообщение темы урока - Сегодня мы будем писать сочинение по картине, Аркадия Александровича Пластова. 2. Подготовка к восприятию картины: - прочитайте два слова; - прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова; - с какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый (цветок, класс, отметка, снег). Картина, по которой мы будем писать, сочинение называется «Первый снег». 3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях. - Каким вы представляете первый снег? - Какие чувства он у вас вызывает? Вы написали свои наблюдения, а вот как поэты и писатели говорили о первом снеге, о зиме. Учащиеся зачитывают описание снега. - Послушайте, как о первом снеге говорил К. Паустовский «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля был нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки Зима начала хозяйничать над землей». - Какие образные выражения о снеге, о зиме вы услышали? - А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина Зимним холодом пхнула На поля и на леса. Ночью буря бушевала А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первый снегом понесло. - Как говорит Бунин о том, что снег идет? - Подберите синонимы, к слову понесло (пошел, полетел, повалил, закрутил, кружился). 4. Рассматривание картины - Художники, писатели и поэты, композиторы любили русскую зиму и в своем творчестве воспитывали красоту природы. На доске: вывешиваю репродукция На парте: открыть стр. 93 Учитель Помните слова Н. Рыленкова - Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Чтоб ясной, любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать здесь, вслушаться нужно. - Сообщение готовит учащийся. Русский художник. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед – иконописцем и архитектором, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислониха Ульяновской области по чертежам деда. Начал рисовать с раннего детства, а в 15 лет дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». В 1908 г. под нажимом отца поступает в Симбирскую духовную семинарию. Но рисования не оставляет. Художественное образование получил в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник любил деревню, подолгу жил и работал в родном селе. Охотно рисовал детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин. («По грибы», «Пастушок», «Первый снег», «Фашист пролетел»). Художник написал эту картину в 1946 году. Это одна из самых очаровательных лирических произведений Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особенного состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Художник хорошо знает жизнь, русской древни, и в своей картине он сумел, показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. 5. Беседа по содержанию картины. - Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? (Начало зимы, нет сугробов, местами еще видна голая земля). - Какое время суток изображено на картине? Как загадаешь? (Утро, дети еще не выходили, из дома второпях выбежали на крыльцо). - Кого изобразил Пластов на переднем плане? - Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верней одежды только набросила платок. Они торопились. Поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? (Они рады снегу, он их заинтересовал, ребята любознательны для них это праздник они рады). 6. Работа со словарем настроений. Восторг радость удивление - выберите слова - названия чувств, которые помогут нам передать настроение детей. - объясните свой выбор - Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза, кажется, что он тоже обрадовалось, снегу и для встречи первого снега раскинула свои ветви). - Здесь есть еще один герой ворона. А что она переживает? (тоже как будто рада, даже хочет его попробовать). - И действительно, художник хочет подчеркнуть единство, живой и неживой природы снег покрыл землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. 7. Выявление изобразительных средств картины - Как художник смог передать красоту, радость, ликование? - Обратите внимание на фон картины. Быть может вам помогут и ваши рисунки. - Какие тона и цвет здесь главный? 8. Речевая подготовка к сочинению - Выберете несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: снег, дети, небо, ворота, береза, земля. - Попробуйте описать их, используя сравнения, эпитеты, слова характеризующие действия. - Старайтесь не повторяться. Попробуйте смотреть глазами художник, Будьте при подборе слов более чутким, внимательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут. Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберете лучший вариант из предложенных на парте. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину). Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег. 9. Составление плана сочинения. - Прежде чем начинать работу над сочинением по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» необходимо составить план по которому будем придерживаться при работе. - Кто сам сможет составить план, начинайте работу. - Кто затрудняется, работаем вместе у доски План
10. Самостоятельная запись сочинения. - Индивидуальный инструктаж - Чтение сочинений 11. Итог. Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства Пластов показал светлый и поэтический праздник природы. |