Скачать 100.94 Kb.
|
Цели урока: Обучающая: повторить и систематизировать известное учащимся знания о типах подчинительной связи в словосочетании , об односоставном предложении, о знаках препинания при вводных словах, о знаках препинаниях в сложных предложениях с различными видами связи, расширить знания учащихся о нормативном употреблении словосочетаний, односоставных предложений, вводных слов и сложных предложений. Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, прививать навыки постановки знаков препинания при вводных словах и сложных предложениях с различными видами связи и самостоятельного поиска и получения информации, а также самоконтроля Воспитывающая: воспитывать внимательное и бережное отношение к родному Задачи: Повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу , фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки; повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом. Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, ноутбуки для каждого ученика, тестовые задания, оценочные листы Ход урока Здравствуйте, ребята. Этот учебный год для вас очень ответственный. Время пролетит незаметно, и настанет день, когда вам нужно будет сдавать ЕГЭ. Вы понимаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. В частности, из 38 заданий части А и В – 6 по синтаксису, 7 – по пунктуации. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ по теме «Синтаксис и пунктуация». Запишите тему сегодняшнего урока. Цели нашего урока: Слайд №2 Повторить и обобщить знания по следующим темам:
Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Также вы видите перед собой «Оценочные листы». Я попрошу вас после каждого вида работы делать отметки в этих листах. По пятибалльной шкале оцените уровень своих знаний на каждом этапе на сегодняшнем уроке. ФИО_____________________________________________ «Оценочные листы»
Вспомните, по каким ступенькам языкознания мы с вами прошли? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис и пунктуация) – Как вы понимаете лингвистические термины синтаксис и пунктуация? Охарактеризуйте термины синтаксис и пунктуация с точки зрения происхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилистической окраски.(индивидуальное задание) Слайд №3 Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1
2
3
4
5
Самопроверка. (Слайд №6) (отметить в «Оценочных листах»)
Повторение теоретического материала.(Слайды №7-11) Задание (карточки для индивидуальной работы). Указать типы подчинительной связи в предложенных словосочетаниях. (Слайды № 12-13)
Задание В3 (Слайды № 14-15).
Будем ценить свою жизнь. 2. Из предложения выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(-ия) со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к местности, к прошлому тех мест, где ты живёшь и т.д.
Он резко крутанул руль. Двое ребят быстро исчезли за поворотом. (отметка в «Оценочных листах»). Физкультминутка. Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем (Слайд №16)
Повторение теоретического материала. Теоретический материал. Вводными словами называются слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию, они синтаксически не связаны с членами предложения, если их опустить, смысл предложения не изменится. Вводные конструкции выделяются запятыми. Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: авось, будто, буквально, вдобавок, ведь, вот, вряд ли, вот, всё-таки, вроде, вдруг, в довершение, вдруг, в конечном счете, все-таки, едва ли, якобы, почти, даже, именно, исключительно, как будто, как раз, только, непременно, к тому же, причём, обязательно, между тем, наверняка, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы Задание А21 (Слайды № 18-19). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,2,4 4. Поэт (1) казалось (2) не задумывался ни на минуту: разом появлялись и поэтические образы, и меткий эпитет, и послушная рифма. Он (3) как будто (4) совсем не ощущал своей работы, беспрестанно шутил и разговаривал с приходящими. 1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,3 Самопроверка. (Слайд № 20) (отметка в «Оценочных листах»).
Повторение теоретического материала. (Слайды № 21-23) Тренажер (работа за ноутбуками) Слайд № 24 (отметка в «Оценочных листах»).
1 Какие бывают слова? А. Родственные. В. Дружеские. Б. Приятельские. Г. Душевные. 2 Как называются все падежи, кроме именительного? А. Дополнительные. В. Вспомогательные. Б. Побочные. Г. Косвенные. 3 Какой падеж есть в русском языке? А. Творящий. В. Творческий. Б. Творительный. Г. Благотворительный. 4 Какие бывают слова в русском языке? А. Несгибаемые. В. Неподкупные. Б. Несклоняемые. Г. Негнущиеся. 5 Сколько названий дней недели в русском языке являются существительными женского рода? А. Два. В. Три. Б. Четыре. Г. Пять. 6 Какое время есть у наших глаголов? А. Прошедшее. В. Пробежавшее. Б. Проползшее. Г. Пролетевшее. 7 Что ищут, чтобы уклониться от работы? А. Существительное. В. Прилагательное. Б. Предлог. Г. Междометие. 8 Какой из этих глаголов является синонимом слову «продать»? А. Заморить. В. Загнать. Б. Заездить. Г. Задушить. 9 Как называются слова, синтаксически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к сообщаемому? А. Наводящие слова. В. Вводные слова. Б. Ведомые слова. Г. Уводящие слова. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи (Слайд № 28). Теоретический материал. НА СТЫКЕ СОЮЗОВ: ..., что если ..., то ... ..., что когда ..., то ... ..., что хотя ..., но ... ..., и когда ... , то ... ..., и если ... , то ... ..., но так как..., то ... Ср. ..., что, если ... , ... ТО → запятая ТО → нет запятой Задание А25 (Слайды 29-30) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
(отметка в «Оценочных листах»). 7. Рефлексия. (Слайд №31) Подведение итогов работы. (Слайд №32) -Что повторили сегодня? -Какой этап урока показался самым интересным? -Что было трудно? -Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Напоминаю: красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Домашнее задание. Прочитайте текст Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв 1.Напишите сочинение-рассуждение по тексту. |