Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации09.04.2014
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1


Кудрявцева Т.В.,

учитель русского языка и литературы.


Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка

в 10-11 классах как поэтапная подготовка к

Единому государственному экзамену.

В современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. Перспективность такого подхода уже не вызывает сомнений у методической общественности, что нашло отражение и в государственном стандарте по русскому языку.

В стандарт введены понятия «коммуникативная компетенция», «лингвистическая компетенция», «языковая компетенция». Применительно к методике преподавания языка «компетенция» означает «осведомленность, совокупность знаний» (если речь идет о знании языка) и «способность» (если речь идет об умениях и навыках, практическом владении языком).

В самом общем смысле коммуникативная компетенция – это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Ребенок, поступая в школу, усваивает родной язык неосознанно, ненамеренно и владеет элементарными, низшими свойствами речи, его лексический запас ограничен, речь. как правило, маловыразительна и скудна, он далеко не всегда ориентирован в том, как следует говорить. В процессе обучения, осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуру языка, усваивая правила построения речи, он овладевает ее высшими свойствами, такими, как точность, логичность, выразительность, уместность. Он учится строить свое высказывание соответственно ситуации и условиям общения.

Конкретизируя понятие «коммуникативная способность» в методическом аспекте, можно сказать, что она, как минимум, включает:

  • наличие определенных теоретических сведений о языке;

  • наличие определенных знаний языка (орфоэпических, лексических, грамматических умений и навыков);

  • наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;

  • наличие знаний и умений организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения.

Таким образом, коммуникативная компетенция - высшая ступень в иерархии компетенций – представляет собой нерасторжимое их единство, расширяет и углубляет языковую и лингвистическую компетенции.

Лингвистическая компетенция, сохраняя в своем названии связь с наукой о языке (лингвистика), предполагает, во-первых, знание метаязыка этой науки, основных ее понятий, во-вторых, знания об ученых-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.

Языковая компетенция – это знание единиц языка и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи.

При коммуникативно-деятельностном подходе обучение языку как средству общения должно включать:

  • обучение средствам языка;

  • обучение частноречевым (орфоэпическим, акцентологическим. лексическим, грамматическим, пунктуационным) умениям и навыкам;

  • обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности ( чтении, письме, говорении, аудировании);

  • обучение умениям и навыкам говорения на языке.

Частноречевые умения и навыки, как видим, связаны с овладением в процессе учебной деятельности средствами русского языка.

Речевые умения и навыки связаны с владением видами речевой деятельности – рецептивными (аудирование, чтение), продуктивными (говорение, письмо), смешанными (информационная переработка текста).

Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой – в соответствии с социальными номами речевого поведения, принятыми у русских (прежде всего, это русский речевой этикет).

Все перечисленные виды умений и навыков формируются в учебном процессе в неразрывном единстве, при этом базой являются языковые средства, вершиной – коммуникативные умения и навыки, позволяющие выпускнику создать свой собственный текст. Каков же путь подготовки к Единому государственному экзамену, каковы наиболее эффективные приемы и методы, помогающие организовать процесс обучения так ,чтобы результаты явились достойным завершением языкового образования в школе?

Традиционные методы преподавания языка ограничивались первыми ступенями – усвоением языкового материала и частноречевыми умениями и навыками. С поворотом методики к обучению языку как речевой деятельности прибавилось обучение умениям и навыкам в разных ее видах (формирование речевой способности). При обучении общению на языке добавляется еще и формирование коммуникативных умений и навыков. Овладение языком как средством общения не равноценно овладению языковыми средствами: помимо усвоения языковых средств оно включает еще и способность создавать тексты в процессе общения. Поэтому овладение языковыми средствами и овладение языком как средством общения – это качественно различные процессы.

Таким образом, текстоцентрический подход связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку. Формирование умения «видеть» и различать текст- это один из начальных этапов подготовки к ЕГЭ.

Текст содержит информацию об общих сферах и конкретных ситуациях общения, о его цели, предмете, теме. Ни одна единица обучения, кроме текста, такой информации не несет. Следовательно, если языковая компетенция может быть сформирована на единицах языка (в качестве высшей единицы выступает предложение), то коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на уровне текста. При формировании языковой компетенции текст используется как контекст для иллюстрации, наблюдения, осмысления и анализа функционирования языковых единиц различных уровней, а при формировании коммуникативной компетенции основное внимание уделяется самому тексту, его свойствам, характеристикам и структуре. Не случайно поэтому в школьные программы введены такие понятия лингвистики текста, как «текст», «стиль», «жанр», «тип речи», а в методике преподавания утверждается текстоцентрический подход.

Текстоцентрический подход обусловлен и функциями текста в учебнике. Текст – центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него.

Таким образом, утверждение в методике преподавания русского языка текстоцентрического подхода обусловлено функциями текста в учебном процессе и в учебнике, его ролью и статусом (текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля), например, на ЕГЭ по русскому языку. Поэтапной подготовке к этому экзамену способствуют уроки развития речи.

Конечная цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в ее решении принадлежит специальным урокам развития речи.

5-7 классы располагают наибольшим количеством часов на проведение уроков развития речи. На этом этапе обучения идет практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий: текст и его признаки; тема и основная мысль текста; план текста (простой и сложный); типы текстов (повествование, описание, рассуждение); стили речи (разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический); подробное, сжатое, выборочное воспроизведение текста. На базе практического усвоения этих понятий организуется работа по формированию соответствующих умений в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), говорении, чтении и письме.

В 8-9 классах приобретенные речевые умения совершенствуются при решении более сложных коммуниактивных задач, связанных как с осмыслением прочитанного или прослушанного текста, так и с устным и письменным продуцированием своих высказываний.

От первого урока развития речи в 5 классе до заключительного урока в 9 классе ученик должен пройти большой и сложный путь. Насколько успешным будет этот путь, в значительной мере зависит как от организации всей работы по русскому языку, так и от результативности специальных уроков развития речи.

Специальный урок развития речи – один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и обогащением их эмоционального, духовного мира.

Сегодня методикой и практикой накоплен определенный опыт проведения уроков развития речи, и можно говорить о типологии уроков подобного рода. Если в качестве основания классификации взять ведущую цель урока, то можно выделить:

  1. Уроки формирования речеведческих понятий (понятий, связанных с созданием текста);

  2. Уроки формирования речевых (коммуникативных) умений;

  3. Уроки контроля, что соответствует принятой в дидактике классификации уроков.

Такое деление условно, но оно очень важно в дидактическом плане. Так, например, урок на тему «Понятие о теме и основной мысли текста» ставит в качестве главной цели формирование у учащихся соответствующих понятий: «тема» - то, о чем говорится в тексте, «основная мысль» - то, что хочет сказать (доказать) автор. Работа над понятием идет практическим путем: через наблюдение и анализ материала.

Результативность, эффективность каждого урока развития речи и всей системы работы в целом зависят от многих факторов.

Обучая речи, мы должны иметь в виду, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, подкрепляют друг друга. В любом виде речевой деятельности можно выделить 4 основных этапа:

  1. Ориентировка в условиях деятельности;

  2. Выработка плана деятельности;

  3. Реализация плана;

  4. Контроль (самоконтроль).

Речевая деятельность при аудировании, говорении, чтении и письме опирается на целый ряд общих механизмов: механизм долговременной памяти, механизм кратковременной памяти, механизм вероятностного прогнозирования и др. Вместе с тем продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (слушание и чтение) виды речевой деятельности имеют и свою специфику. Вот почему наряду с уроками подготовки устных и письменных ученических высказываний, которые наиболее типичны для школьной практики, необходимы уроки развития речи, цель которых – обучение восприятию и пониманию «чужих» текстов, разных по типу и стилю. Особого внимания требуют тексты научные, прежде всего, лингвистические. Такие уроки предполагают предварительную работу, цель которой – подготовить к восприятию информации и проверке понимания текста. Такая проверка в зависимости от этапа обучения может проходить в форме выбора правильных ответов из предложенных, в составлении вопросов к тексту, в составлении разного типа планов, аннотаций, подбора примеров к выдвинутым положениям, в составлении оценочных высказываний и т.д.

Особое значение для успешности уроков развития речи имеет учет общих педагогических положений и принципов.

Прежде всего следует остановиться на принципе креативности, который требует того, чтобы активность учащихся не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой. Поэтому на уроке развития речи важно предлагать для решения коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни в естественных условия общения.

Реализация принципа креативности ориентирует и на творческое использование образца при подготовке к сочинению. Опыт показывает, что целесообразно в качестве образца использовать тексты с разными коммуникативными установками авторов: сообщить информацию (научный текст) или не просто сообщить, а воздействовать на читателя (художественный, публицистический текст). Ученику дается описание условий общения, а какова коммуникативная задача, автор решает сам. Это решение будет определяющим в выборе композиции текста, использовании языковых средств.

Принцип креативности требует обратить внимание на те формы репродуктивной работы, в частности изложения, которые предполагают необходимость самостоятельных решений ученика. Это изложения сжатые, выборочные, изложения с творческим заданием. Реализация принципа креативности позволяет нам воспитывать в ученике не пассивного слушателя и исполнителя. а активного участника активной речевой деятельности, направленной на достижение поставленной на уроке задачи.

Уроки развития речи требуют соблюдения и такого дидактического принципа как от простого к сложному. Постепенное усложнение решаемой на уроке развития речи коммуникативной задачи и увеличение доли самостоятельности учащихся при ее решении заложено в принятой в школе системе обучения речи отражено в школьной программе. В этой связи следует обратить внимание и на нарастание трудностей от класса к классу при составлении текстов разных типов. Так, при работе над высказыванием типа повествование ученики создают рассказ о случае из собственной жизни или по жанровой картинке (5 кл), рассказ по воображению, по данному началу без обрамления и с обрамлением (6 кл), рассказ на основе данного сюжета (7кл), рассказ на заданную тему (8 кл). При работе над описанием ученики идут от описания хорошо знакомого предмета (5 кл) к описанию внешности человека, архитектурных сооружений (7-8 кл). При работе над рассуждением от элементарных рассуждений на основе жизненного опыта ( «Что я люблю делать в свободное время и почему?» – 5 кл) – к сочинениям-рассуждениям на морально-этические и общественно-политические темы: «Какого человека я считаю красивым». Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности уроков развития речи.

Другим фактором, существенно влияющим на оптимизацию урока развития речи, является рациональный отбор приемов работы, обеспечивающих достижение каждым учеником уровня развитости речевых умений, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития. На уроке развития речи используются такие специфические приемы работы, как чтение (слушание) текста с определенной установкой, анализ текста-образца (содержательный, композиционный, языковой), сбор рабочих материалов, их анализ, стилистический эксперимент, редактирование текста, сжатие и расширение текста, репродукция текста, составление плана и др.

Важно, чтобы способ применения выбранного приема работы соответствовал этапу обучения, тем образовательным, развивающим, воспитательным задачам. которые поставлены, и продвигал ученика вперед. Так, если на первых уроках развития речи, используя такой прием, как языковой разбор текста, мы ограничиваем объем решаемых задач (например, наблюдаем только особенности использования в тексте лексических средств) и организуем, направляем работу учеников, то на следующих этапах мы подключаем к разбору анализ синтаксических, стилистических средств. Так поэтапно проводим (кропотливо проводим ) очень сложную работу с учащимися 10-11 классов по созданию авторского речевого высказывания.
При подготовке учеников к созданию собственного текста необходимо иметь в виду общеизвестный факт, что полноценный текст может быть создан только в том случае, если автор хорошо знаком с предметом речи.

Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении помогает сформировать у учащихся такие качества, как внимание к окружающему, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления, оценить увиденное, прочитать услышанное. А это в свою очередь делает подготовку к экзаменам более эффективной.

Так, на уроке в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста» предлагаем следующий текст и задания к нему.

Текст взят из публицистического выступления Антуана де Сент-Экзюпери.

«…Чего не хватает нам? Казалось, чтобы возвеличить нас, достаточно нас одеть, накормить, удовлетворить все наши потребности. И понемногу из нас лепили узкого специалиста, лишенного всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании результатов. Самый посредственный ученик политехнической школы знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда ему в голову не придет такой поворот мыслей, что приходили в голову Декарту, Паскалю, Ньютону, ибо у тех сначала воспитывали душу… Ньютон – это прежде всего человек. Он стал зеркалом Вселенной: слушал, как говорят на одном языке яблоко, падающее в саду, и звезды июльской ночью. Для него наука была жизнью.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что нас обогащают какие-то загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей и притом надличной целью. Сыновья века комфорта, мы испытываем несказанное блаженство, делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными.

Тут нечему удивляться».

  1. Определите тему, основные мысли текста.

  2. Какие особенности служат доказательством того, что этот текст публицистический?

  3. Чтобы подготовить культуроведческий комментарий к тексту, обратитесь к словарям (прежде всего энциклопедическим), справочникам. Сделайте записи: Антуан де Сент-Экзюпери – это…; Декарт – это…; Паскаль – это…; Ньютон – это -… .

  4. Какова стилистическая окраска слов зиждется, ибо? Подберите к ним синонимы – стилистически нейтральные слова.

  5. Что такое , по вашему мнению, внутренняя жизнь, культура духа?

  6. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?

  7. Какие пунктуационные правила можно продемонстрировать примерами из текста?

  8. Составьте схему сложного предложения с несколькими придаточными.

  9. Произведите разные виды разбора.

  10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск