Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 190.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.03.2014
Размер190.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Виноградова Н.П.
Литературно-музыкальная композиция «Пушкин и его няня Арина Родионовна»

5 -7 классы
Педагогическая технология: внеклассного мероприятия – литературная композиция с использованием инновационных технологий (презентация + аудио сопровождение).

Цели: 1. Ввести учеников в стихию народной речи, изучая сказки Пушкина,

услышанных им от любимой няни.

2. На внеклассных мероприятиях широко вводить драматизацию.

3. Через чтение сказок, стихотворений вести ребят к пушкинском пониманию

добра и красоты. Раскрыть разносторонность гения Пушкина.

4. Пробудить интерес к поэту и его творчеству.
Оформление сцены:

Выставка:

1. Пушкин с няней Ариной Родионовной в Михайловском. Деталь картины

Ю.Непринцева.

2. Пушкин и Арина Родионовна в Михайловском. Силуэт работы Н.Ильина.1936 г.

3. Домик няни Арины Родионовны. Пушкин и няня. Художник Ю.Иванов.

4. Памятник «Пушкин с няней» в г.Пскове. Скульптор О.Комов, архитектор

М.Константинов.

5. Н.В.Ильин «Пушкин и няня» /Зимний вечер/ 1949. Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

Ленинград.

6. Арина Родионовна. Предполагаемый портрет работы неизвестного художника.

Холст, масло.1820г. Портреты Арины Родионовны на рукописи А.С. Пушкина. 1828 .

В книге Грановской Н.И. «Если ехать вам случится». Очерк-путеводитель.

Лениздат, 1989.

7. Село Михайловское. Домик няни. Фото Р. Мазелева.

8. Михайловское. Домик няни. Фото Л. Бородулина.

9. Пушкинский государственный заповедник. Село Михайловское. Домик няни

А.С.Пушкина Арины Родионовны. Фото М. Альперта.

10. Серяков А.П. Арина Родионовна. 1840-е гг.

11. «Руслан и Людмила». У лукоморья. Художник Н. Рамазанов.

12. «Руслан и Людмила». У лукоморья. Художник И. Крамской.

13. «У лукоморья дуб зеленый…». Иллюстрации художника М.Алексеева.

14. «У лукоморья дуб зеленый…». Иллюстрация художницы Т. Мавриной.

15. «А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…». Художники Б. Парилов, В.Дудоров.

Палех.
Записи:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных…

А.С. Пушкин.
Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

А. С. Пушкин
Действующие лица:

Ведущий.

Ведущая.

Пушкин.

Арина Родионовна.

1-й чтец.

2-й чтец.

«Актеры», участвующие в постановке сцен из сказок.
1-й чтец: Все было мудро предназначено

Судьбой – и сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светелке - теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И песня русская, старинная:

Его, младенца, пеленала…

…………………………………

2-й чтец : Трудилась,

Господа не гневала,

Жила, как все.

Вставала рано.

Но без нее, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух - лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Н. Доризо
Ведущий: Арина Родионовна - чудесная няня А.С. Пушкина. Нет в мировой литературе другой няни, чье имя так тесно сплелось бы с именем ее питомца.
Ведущая: Простая неграмотная русская женщина, крепостная крестьянка, стала спутницей великого русского поэта.
Ведущий: Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Копорского уезда Петербургской губернии, в вотчине подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка Федора Алексеевича графа Апраксина.
Ведущая: Родители ее были крепостными того же Ф.А. Апраксина - Родион Яковлевич и Лукерья Кирилловна.
Ведущий: У няни была своя молодость. Двадцатитрехлетней девушкой она вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева.
Ведущая: В 1759 году вотчину Апраксиных приобрел Абрам Петрович Ганнибал – прадед А.С.Пушкина.
Ведущий: Когда у Пушкиных родилась дочь Ольга, а потом сын Александр, Арину Родионовну взяли к ним няней. У нее уже было своих четверо детей.
Ведущая: Пушкины дорожили Ариной Родионовной, ценили ее живой ум и доброе сердце; она пленяла своих господ и острым словом, и житейской мудростью.
Ведущий: А.С. Пушкин увековечил молодой образ няни в одном из своих рисунков.

Посмотрите на выставку. Перед вами молодая, задорная деревенская девушка в сарафане, с длинной косой и девичьей повязкой на голове.
Ведущая: Детство А.С. Пушкина лелеяла и его бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал. Огромной ее заслугой было то, что она нашла в деревне Кобрино замечательную крестьянку Арину Родионовну.
Ведущий: Судьбы двух женщин - бабушки и няни поэта – стали неразрывны. Их образы «мамушки» - няни и бабушки - «в чепце, в старинном одеянье» - слились воедино.
Пушкин: Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик, прабабушкин чепец

И длинный рот, где зуба два стучало,-

Все в душу страх невольный поселяло.

Я трепетал - и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На лоне роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали.

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь Муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум…

А.Пушкин «Сон»
Ведущая: Арина Родионовна… Талантливая сказительница. Она первая познакомила поэта с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Ведущий: Сестра поэта, Ольга Сергеевна Павлищева, вспоминала: «Была она настоящею представительницею русских нянь, мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками».
1-й чтец: … На стареньком диване

У мерзлого окна

Дремотный голос няни,

Как плеск веретена.

В руках мелькают спицы,

Трясется голова,

И вьются небылицы –

Волшебные слова:

Про лешего Антипку,

Про батрака Балду,

Про золотую рыбку,

Про кузнеца в аду…

Зарделось в зале лето,

Шумит-шуршит травой,

В простенке тень поэта

С курчавой головой…

А кот все горбит шубу,

Не тот ли это кот,

Что был прикован к дубу

У синих-синих вод?

«Распелась… Вот чечетка!

Смотри, в саду – светло».

И крестит няня кротко

Любимое чело.

Саша Черный « Няня Пушкина»
Ведущая: Арина Родионовна страстно любила своего питомца. Когда Александра Пушкина отправили в 1811 году учиться в Царскосельский лицей, Мария Алексеевна предложила ей «вольную» - решила освободить ее со всей семьей от крепостной зависимости, но она отказалась.
Няня: «На что мне, матушка, вольная?»
Ведущий: Так она и осталась до конца дней своих в семье Пушкиных.
Ведущая: Имя Арины Родионовны становится известным со 2-й половины 1820-х годов. А.С. Пушкин говорил о ней в своих произведениях, начиная с лицейских лет. Она – первая муза поэта.

Пушкин: Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

1822 год
Ведущий: 1824 год. Ссылка. Михайловское. Поэт поселился в домике няни, в горнице возле крыльца, с окном во двор. Посмотрите на выставку. Вы видите домик няни - работы разных художников.
Ведущая: Арина Родионовна не помнила себя от радости. Потчевала свежим крыжовенным вареньем, гладила его длинные кудри.
Няня: «Приехал, мой голубчик, а вот и крендель ржаной, с маслом, твой любимый, отведай. Свежий, утренний».
Ведущий: Она вся светилась от радости. Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной. В темные зимние вечера эта добрая и мудрая крестьянка была единственной собеседницей поэта.
Звучит г/з «Зимний вечер» в исполнении М.Яковлева
Ведущая: Постепенно жизнь входила в норму. Одному из своих друзей Александр Сергеевич писал.
Пушкин: «Буря, кажется, успокоилась… Целый день верхом - вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны… она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…».
Ведущий: -Ребята, посмотрите на репродукцию картины Николая Николаевича Ге «Пушкин в Михайловском». Она очень популярна. Смотришь на нее и вспоминаешь лирические отступления в «Евгении Онегине», они поясняют, как душевно и поэтически близка поэту Арина Родионовна.
Пушкин: Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей…
Ведущая: 1825 год. Зима. Александр Сергеевич накидывает тулупчик, идет в домик Арины Родионовны. В ее светлице пахнет травами даже в январе. Пучки шалфея, чистотела, крапивы висят по углам. Няня подвигает ему чаю в огромной прадедовской кружке.
Пушкин: «Няня, скажи сказку, как давно, в Москве, в детстве».
Ведущий: И она сказывала. Поздно, за полночь, возвращался к себе, долго еще писал.
Ведущая: А.С. Пушкин написал со слов няни семь сказок. Молодой поэт гениально расцветил их своей фантазией.
Инсценировка отрывков из сказок А.С. Пушкина.
Применяется принцип подвижного оформления сцены с легко убирающимися деталями декораций. Декорации меняются на глазах у зрителей.
Ведущий: «Актеры», на сцену!
Звучит Вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
1-я сценка: отрывок из «Сказки о золотом петушке».

Декорация: изготовленный из белой ткани огромный мешок, золотой петушок из желтого картона на высокой спице.
Действующие лица:
Рассказчик.

Царь Дадон. Важный человек в длинном белом кафтане, к краям которого приклеены вырезанные из цветной бумаги украшения. Длинная борода. На голове – золотая корона из желтой бумаги. В руке – трость, покрашенная серым маркером.

Мудрец. В темном длинном халате, на голове – шапка: опушка шапки белая, середина- черная, украшенная звездочками из бумаги желтого цвета. На голове – шапка.

Девица. В длинном розовом платье, на голове – венец из плотной цветной бумаги.
Звучат отрывки из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Золотой петушок».
Рассказчик: … Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.

Под столицей, близ ворот,

С шумом встретил их народ.

Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей –

Всех приветствует Дадон…

Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.
Царь Дадон: А! Здорово, мой отец,

что скажешь?

Подь поближе! Что прикажешь?
Мудрец: Царь! Разочтемся наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнишь как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу…
Царь Дадон: Что ты?

Или бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Полно, знаешь ли, кто я ?

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего!
Мудрец: Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.
Царь Дадон (плюнул): Так лих же: нет!

Ничего ты не получишь.

Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!
Рассказчик: Старичок хотел заспорить,

Но с царями плохо вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон.- Вся столица

Содрогнулась;
Девица: Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Рассказчик: Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,

Усмехнулся ей умильно.

Вот – въезжает в город он;

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы;

В колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился… и в то же время

С колесницы пал Дадон!

Охнул раз - и умер он.

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.
Звучит фрагмент из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова
2-я сценка: отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Декорация. Изготовленные из цветной бумаги головные уборы в виде золотого солнышка, белого месяца, бледно-голубого ветра; из белой бумаги – зеркальце.
Во время постановки звучит фрагмент из «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки.
Действующие лица:
Рассказчик.

Елисей. Молодой человек в белых брюках, длинной темной рубашке с широким цветным поясом. С плеч опускается белая ткань, имитирующая широкий кафтан, на ногах- высокие темные сапоги.

Солнце. Мальчик в светлых брюках, желтой рубашке, на голове – круглая шляпа, изготовленная из цветной оранжево-желтой бумаги в виде солнца.

Месяц. Мальчик в светлой одежде, на голове – месяц, изготовленный из цветной бумаги.

Ветер. Мальчик в темных брюках и рубашке, на голове – ветер, изготовленный из разноцветной бумаги.

Царевна. Девочка в белом длинном платье, на голове – изготовленная из желтого картона корона, желтый украшенный пояс.

Зеркальце. Девочка в коротком платье, на голове – из узкого белого картона – круглая шапка в виде зеркала.

Мачеха. Девочка в темном длинном платье, на голове – круглая шапка, на плечах – широкий белый платок.
Рассказчик: За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец:
Елисей: Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.
Солнце: Свет ты мой,

Я царевны не видало.

Знать, ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил.


Рассказчик: Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.
Елисей: Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой, любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.
Месяц: Братец мой,

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала.
Елисей: Как обидно!
Месяц: Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай!
Рассказчик: Елисей, не унывая,

К ветру кинулся.
Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее.
Ветер: Постой,

Там за речкой тихострунной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста.
Рассказчик: Ветер дале пробежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами;

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

Царевна: Как же долго я спала!
Рассказчик: И встает она из гроба.

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним.
Мачеха: Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.
Рассказчик: Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

3-я сценка. Отрывок из «Сказки о попе и о работнике ее Балде»
Декорация: большой серый мешок, две мягкие игрушки – зайцы, длинная деревянная

палка.
Действующие лица:
Рассказчик.

Балда в светлых брюках и белой рубашке с длинным воротом, рукава засучены, на

ногах – сапоги.

Бесенок-мальчик в черной рубашке и черных брюках, на брюках сзади – длинный хвост, на голове – черная тонкая шапочка, на ней – рога.
Бесенок: Здравствуй, Балда мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть – возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору-

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорей из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок.
Балда: (засмеялся лукаво):

Что ты это выдумал право?

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата».
Рассказчик: Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

К морю опять он приходит,

У моря бесенка находит.
Балда: (держит за уши одного зайку):

Попляши-тка ты под нашу балалайку.

Ты, бесенок, еще молоденок,

Со мною тягаться слабенок;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз, два, три! Догоняй-ка!
Рассказчик: Пустились бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит.
Балда: (братца гладит, приговаривая):

«Братец мой любимый,

Устал, бедняжка, отдохни, родимый!»
Рассказчик: Бесенок оторопел,

Хвостик поджал, совсем присмирел,

На братца поглядывает боком.
Бесенок: Погоди, схожу за оброком.

(Пошел к деду): Беда! Обогнал меня

Меньшой Балда!
Рассказчик: Старый бес стал тут думать думу.

А Балда наделал такого шуму,

Что все море смутилось

И волнами так и расходилось.
Бесенок: (вылез):

Полно, мужичок,

Вышлем тебе весь оброк –

Только слушай. Видишь ты палку эту?

Выбери себе любую мету,

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

Что ж? Боишься вывихнуть ручки?

Чего ты ждешь?

Балда: Да жду вон этой тучки;

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку».
Рассказчик: Испугался бесенок да к деду,

Рассказывать про Балдову победу,

А Балда над морем опять шумит

Да чертям веревкой грозит.
Бесенок: (вылез опять):

Что ты хлопочешь?

Будет тебе оброк, коли захочешь…
Балда: Нет, теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражонок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подыми-тка ты

Да неси ее полверсты;

Снесешь кобылу, оброк уж твой:

Не снесешь кобылы, ан будет он мой.
Рассказчик: Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.
Балда: Глупый ты бес,

Куда ж ты за нами полез?

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног».
Рассказчик: Сел Балда на кобылку верхом

Да версту проскакал, так что пыль столбом.

Испугался бесенок и к деду

Пошел рассказывать про такую победу.

Черти стали в кружок,

Делать нечего – собрали полный оброк

Да на Балду взвалили мешок.

Идет Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.
Балда: (приговаривает с укоризной):

«Не гонялся бы ты , поп, за дешевизной».
Ведущая: Среди сказок, записанных со слов Арины Родионовны, была такая:
Няня: «Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по ним ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…».
Пушкин: «Под шепот старины болтливой», няниных сказок и присказок, я написал посвящение к поэме «Руслан и Людмила». Послушайте.


Звучит г/з «У лукоморья». Исполняет М. Леонтович
Ведущий: Посмотрите на выставку. На ней рисунки к «Руслану и Людмиле». Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая «У лукоморья дуб зеленый» и рассматривая иллюстрации художников?
Ведущая: Все радости и печали А.С. Пушкина Арина Родионовна переживала вместе с ним. В 1826г. он пишет няне:
2-й чтец: Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

1826г.

Ведущий: В последний раз Александр Сергеевич видел свою няню в сентябре 1827 года. В 1828 году Арина Родионовна умерла.
Ведущая: В 1835 году Александр Сергеевич побывал в Михайловском. С трогательной нежностью он вспоминает об умершей няне.
Пушкин: … Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

1835 г.
Ведущий: Посмотрите на барельеф, изображающий Арину Родионовну. Он сделан уже после ее смерти художником Я.П. Серяковым. Барельеф находится в Пушкинском доме Академии наук России.
Ведущая: В столетнюю годовщину со дня смерти А.С. Пушкина, в 1937г., в деревне Кобрино Ленинградской области, где жила в свои молодые годы няня поэта, была открыта изба – читальня имени Арины Родионовны. Это дань глубокого уважения русских людей ее светлой памяти.
Ведущий: У входа в маленький музей – избушку, где жила няня Пушкина,- все, кто пришел сюда поклониться ее памяти, читают высеченные на камне-валуне слова поэта:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем.
1-й чтец: Свет Родионовна, забуду ли тебя?

…Всегда приветами сердечной доброты

Встречала ты меня, мне здравствовала ты,

Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,

Ходил я навещать изгнанника поэта…
2-й чтец: Как сладостно твое святое хлебосольство

Нам баловало вкус и жажды своевольство:

С каким радушием - красою древних лет –

Ты набирала нам затейливый обед!...
1-й чтец: Ты занимала нас - добра и весела –

Про стародавних бар пленительным рассказом:

Мы удивлялися почтенным их проказам.
2-й чтец: Мы верили тебе - и смех не прерывал

Твоих бесхитростных суждений и похвал;

Свободно говорил язык словоохотной,

И легкие часы летали беззаботно!

1827г. Н. Языков «К няне А.С. Пушкина»
г/з: звучит «Няне» Г.Свиридова в исполнении С.Шапошникова
Используемая литература:
1. Пушкин А.С. Стихотворения. Сказки. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1.

Москва. «Художественная литература», 1974.

2. Гессен А. Жизнь поэта. Издательство «Детская литература», 1972.

3. Галушко Т. «Пушкинский календарь». Ленинград «Детская литература», 1991.

4. Венок Пушкину. Сборник. Составитель Небольсин С.А. М., «Советская

Россия»,1987.

5. Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…». Очерк-путеводитель. Лениздат, 1989.

6. Гейченко С.С. У Лукоморья. Лениздат 1981.

7. г/з: «Зимний вечер» в исполнении М.Яковлева

Н.А.Римский – Корсаков «Золотой петушок»

М.И.Глинка «Руслан и Людмила»

«У лукоморья». Исполнитель М. Леонтович

Г.Свиридов «Няне». Исполнитель С. Шапошников

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск