№
у
р
о
к
а
| Тема урока
| Тип урока. Методы обучения
| Задачи
| Элементы содержания
(проверяемый материал)
| Элементы дополнительного образования (внутри-
предмет
ные связи, межпредметные связи, НРК)
| Требования к уровню подготовки (Планируемые умения и навыки)
| Вид контроля
Измерители
| Домашнее задание
| дата проведения
| При
меча
ние
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
1
| Введение. Книга в жизни человека.
| Урок-беседа.
| 1. Познакомить со спецификой нового учебного предмета и соответствующего учебника.
2. Дать представление о том, как устроение книга.
3. Помочь осмыслить духовную значимость слова, осознать его роль в жизни человека.
4. Воспитать интерес к чтению.
| Выявление уровня читательского интереса учащихся.
Впечатления о прочитанных летом книгах.
| Выявление знания произведений литературы и поэтов родного края.
| 1.Работа с текстом.
2. Письменная творческая работа.
3. «Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»?
| 1. Устные ответы на вопросы.
2. Беседа.
| Подготовить обзор учебника.
|
|
|
|
2
| УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
| Синтетический урок с элементами викторины и интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, слово учителя, беседа.
| 1. Познакомить уч-ся с понятием «фольклор».
2. Раскрыть его художественные особенности, показать его роль в жизни и культуре человека.
3. Закрепить знания уч-ся о художественных отличиях жанра фольклора.
4. Углубить представления уч-ся о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора.
| Жанры УНТ, известные ученикам.
Художественные отличия жанра фольклора. Понимание уч-ся воспитательной и образовательной функции фольклора.
| Фольклор народов мира.
Фольклор народов, проживающих на территории РТ.
| Работа в группах:
Пересказ эпизодов с использованием системы худ. средств, характерных произведениям фольклора (зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы).
| Викторина на проверку знаний отличительных особенностей жанров УНТ.
Устные ответы на вопросы.
| 1. Подготовить пословицы, поговорки.
2. подготовить обзор схемы.
|
|
|
|
3
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
| Синтетический урок с элементами путешествия игры. Обучение чтению. Беседа.
| 1. Ввести учащихся в сказочный контекст.
2. Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.
3. Дать представление о том, как пересказывается народная сказка.
4. Закрепить знания уч-ся об основных жанровых признаках сказки, ее художественных особенностях.
| Знания учащихся о волшебных, бытовых и сказках о животных.
Отражение в народной сказке мечты народа.
| Сравнительная характеристика женского образа в сказках разных народов.
| Формировать умения четко, логично и обоснованно отвечать на поставленные вопросы. Формировать умения выразительно читать, пересказывать текст.
Творческое задание:
1 – Чем отличается Иван-царевич от своих братьев.
2 – Расскажите о добрых и злых, умных и глупых героях сказки.
| Составление плана пересказа.
| Художественный пересказ понравившегося эпизода.
Cоставление памятки «Как рассказывать сказку». (письм.)
|
|
|
|
4
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора- народа.
| Урок комментированного чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа.
| Познакомить учащихся с волшебной и героической сказкой.
Развивать умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.
Познакомить с своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами.
Дать представление о том, как пересказывается народная сказка.
| 1. Умение выделять центральные события сказки.
2. Умение пересказывать фрагмент сказки.
| Татарский фольклор, татарские народные сказки.
| Выделение композиционных особенностей сказки. Особенности речи Ивана. Характеристика главного героя.
| Вопросы учителя. Работа над вопросами. Коллективное обсуждение.
| Подготовить небольшое высказывание и ответить на вопрос: Какие жанры устного народного творчества мне особенно близки?
|
|
|
|
5.
| Татарский и чувашский народный фольклор.
| Урок-игра «Отгадай пословицу»
| 1. Продолжить ознакомление учащихся с произведениями УНТ.
2. Научить находить общие и отличительные признаки пословиц русского и татарского народа.
3. Развивать творческие способности.
| Знание пословиц и поговорок.
| Русский и татарский Фольклор.
| Сопоставительный анализ идейного содержания пословиц и поговорок.
| Письменный ответ на вопрос. Фронтальный опрос.
| Прочитать татарскую народную сказку. Составить краткий письменный план пересказ.
|
|
|
|
6.
| Р.Р.Татарские народные сказки. «Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.
| Урок доказательство
| 1. Помочь учащимися осмыслить идейное содержание сказки.
2. Продолжить работу по совершенствованию умений анализировать сказку.
3. Формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа.
4. Воспитывать чувство любви и уважения к матери.
| Знание композиционных элементов сказки.
| Связь с историей татарского народа.
| Работа с текстом сказки. Формирование умений аргументировать свои ответы, текст произведения.
| Составление плана. Ответы на вопросы по знанию основного содержания. Контроль записей в тетрадях.
| Написать продолжение сказки по заданному началу. Подготовиться к сочинению.
|
|
|
|
7.
| Вн чт. Мои любимые народные сказки.
| Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению.
| 1. Подготовка к сочинению.
2. Развитие устной и письменной речи учащихся.
3. Формирование умений писать сочинение на заданную тему.
| Знание народных сказок, материалов, необходимых для раскрытия темы сочинения. План.
| Идейно-тематическая близость произведений УНТ татарского и русского народа.
| Понимание темы сочинения; умение доказывать, делать выводы, обобщения; умение выстраивать композицию сочинения, логично и последовательно излагать мысли.
| Индивидуальная. Коллективная.
| Дописать сочинение.
|
|
|
|
8.
| Общее представление о древнерусской литературе.
| Объяснение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. Творческое чтение.
| Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и ее идейно-художественными своеобразием.
Формировать у детей интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы.
Формировать устойчивое представление учащихся о поступательном развитии истории и литературы, об их взаимосвязи в контексте мирового исторического развития.
Воспитывать уважительное отношение к культуре народа и его прошлому.
| Знание содержания статьи учебника.
| Связь литературы с историей и живописью.
| Чтение и анализ фрагментов из «Повести временных лет».
| Проверка письменного задания. Составление хронологической таблицы.
| Подготовить пересказ статьи учебника стр. 39.
|
|
|
|
9.
| Жанр летописи. Русское летописание. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
| Урок-исследование
| 1. Дать представление о жанре летописи
2. Познакомить с отрывком из повести временных лет.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на содержание прочитанного произведения литературы.
| Восприятие сведений исторического прошлого Родины
| Связь литературы с историей и живописью (иллюстрация картины художника А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»).
| Сопоставление плана, осмысление содержания материала, индивидуальная и групповая работа.
| Фронтальный опрос, выборочный пересказ.
| Письменно ответить на вопрос №2 на стр. 43
|
|
|
|
10.
| Из русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
| Обучение чтению. Беседа. Анализ стихотворения.
| 1. Познакомить учащихся с детством, с годами учения и литературной деятельностью м.В. Ломоносова, с его юмористическим стихотворением.
2. Познакомить с понятием юмор как одной из форм смешного в произведении.
3. Воспитывать интерес к личности Ломоносова.
| Выразительное чтение стихотворения. Биографический очерк. Приемы юмористического изображения.
| Связь с историей, механикой, химией, минералогией, с изобразительным искусством.
| Энциклопедические справки о Копернике и Птолемее.
| Хронологическая таблица. Рассказ учителя.
| Задание №2 стр. 46 учебника хрестоматии ( подготовить небольшое высказывание)
|
|
|
|
11.
| Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра
| Урок внеклассного чтения
| 1. Познакомить с предшественниками и последователями Крылова в басне.
2. Дать понятие о басне как об одном из старейших литературных жанров.
3. Введение понятия аллегория как литературного приема.
| Умение составлять опорный конспект. Выразительное чтение басни.
| Связь с историей. К. Насыри, А.Алиша. Басни Крылова в переводах на татарский и чувашский язык и
| Запись опорного конспекта. Сообщения учащихся о баснописцах прошлого
| Викторина по проверке знаний басен
| Подготовить выразительное чтение басни. Составить речевую характеристику героев этой басни.
|
|
|
|
12.
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.
| Беседа с элементами чтения, викторины, творческой работы
| 1. Знакомство с биографией Крылова, с жанровыми признаками басни.
2. Своеобразие басен Крылова
| Выразительное чтение басен . Понятия: аллегория, мораль, басенный стих.
| Связь с историей и живописью. Крылов и Пушкин.
| Знакомство с биографией Крылова по вопросам. Формирование умения выделять главное.
| Викторина на распознавание басен Крылова. Подбор речевых характеристик героев басен
| Составить список героев Крылова из тех басен, которые прочитали учащиеся. Нарисовать одного из них.
|
|
|
|