Рабочая программа по литературному чтению.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией Л.А. Ефросининой 2009 года издания. Издательский центр «Вентана-Граф».
2. Цели и задачи обучения.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета литературное чтение отводится 2 часа в неделю, всего в год 68 часов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
5. Содержание программы.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
6. Планируемые результаты.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
7. Учебно -методические средства обучения.
Учебник: Литературное чтение. Автор: Л.А. Ефросинина. 2010год. Издательский центр «Вентана-Граф».
Рабочая тетрадь: Литературное чтение, 2 класс, №1, №2. А. Ефросинина Л. А., 2011 год.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие – 3-е изд., дораб. – М. : Вентана – Граф, 2010.
8. Нормы оценок.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| 1 класс
| 5 – 10 слов
| 11 – 15 слов
| 16 – 24 слов
| 25 – 30 слов
| 2 класс
| 25 – 30 слов
| 31 – 40 слов
| 41 – 45 слов
| 46 – 50 слов
| 3 класс
| 50 – 54 слов
| 55 – 60 слов
| 61 - 69 слов
| 70 -75 слов
| 4 класс
| 70 – 74 слов
| 75 – 80 слов
| 81 – 90 слов
| 91 – 95 слов
| 9. Календарно – тематическое планирование.
Название раздела
| № урока
| Тема урока
| Дата проведения
| Примечание
| По плану
| Факт.
| О нашей Родине (2ч)
| 1
| Ф. Савинов «Родина»,
И. Никитин «Русь».
|
|
|
| 2
| С. Романовский «Русь»,
С. Прокофьев «Родина».
|
|
|
| Народная мудрость (3ч)
| 3
| Народная песня «Я с горы на гору шла», загадки.
|
|
|
| 4
| Былины «Как Илья Муромец богатырём стал», «Три поездки Ильи Муромца».
|
|
|
| 5
| Шутка, считалка, потешка, пословицы.
|
|
|
| О детях и для детей (15 ч)
| 6
| А. Барто «Катя», С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах».
|
|
|
| 7
| С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело».
|
|
|
| 8
| Е. Пермяк «Смородинка».
|
|
|
| 9
| Н. Носов «Заплатка», Г. Сапгир «Рабочие руки».
|
|
|
| 10
| Басни. И. Крылов « Лебедь, Щука и Рак».
|
|
|
| 11
| Л. Толстой «Страшный зверь», М. Зощенко «Самое главное».
|
|
|
| 12
| В. Сутеев «Кто лучше?»,
А. Митта «Шар в окошке».
|
|
|
| 13
| Е. Пермяк «Две пословицы».
|
|
|
| 14
| Л. Пантелеев «Две лягушки»,
В. Беспальков «Совушка».
|
|
|
| 15
| В. Сутеев «Снежный зайчик».
|
|
|
| 16
| Н. Носов «Затейники».
|
|
|
| 17
| Русская народная сказка «У страха глаза велики».
|
|
|
| 18
| Братья Гримм «Маленькие человечки».
|
|
|
| 19
| Х. – К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».
|
|
|
| 20
| Братья Гримм «Семеро храбрецов».
|
|
|
| Уж небо осенью дышало (4 ч)
| 21
| А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г. Скребицкий «Осенью».
|
|
|
| 22
| Э. Шим «Белка и Ворон»,
Е. Трутнева «Осень»,
Н. Сладков «Эхо».
|
|
|
| 23
| Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки», загадки, М. Пришвин «Недосмотренные грибы».
|
|
|
| 24
| Э. Шим «Храбрый опёнок»,
К. Бальмонт «Осень».
|
|
|
| Снежок порхает, кружится (7ч)
| 25
| З. Александрова «Зима»,
С. Иванов «Каким бывает снег».
|
|
|
| 26
| И. Соколов – Микитов «Зима в лесу», К. Ушинский «Мороз не страшен».
|
|
|
| 27
| Русская народная сказка «Дети Деда Мороза», М. Пришвин «Деревья в лесу», И. Суриков «Детство».
|
|
|
| 28
| В. Даль «Девочка Снегурочка».
|
|
|
| 29
| Русская народная сказка «Снегурочка».
|
|
|
| 30
| Н. Некрасов «Саша», Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».
|
|
|
| 31
| И. Соколов – Микитов «Узоры на снегу», И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?», С Городецкий «Новогодние приметы».
|
|
|
| Здравствуй, праздник новогодний
(3 ч)
| 32
| С. Михалков «В лесу стояла Ёлочка».
|
|
|
| 33
| А. Гайдар «Ёлка в тайге».
|
|
|
| 34
| С. Маршак «Декабрь».
|
|
|
|
| 35
| Народная песня «Бурёнушка», В. Жуковский «Птичка», К. Ушинский «Кот Васька».
|
|
|
| Произведения о животных
(6 ч)
| 36
| Произведения фольклора (считалки, загадки), Е. Благинина «Голоса леса».
|
|
|
| 37
| М. Пришвин «Старый гриб», П. Комаров «Оленёнок».
|
|
|
| 38
| К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», В. Бианки «Ёж – спаситель», скороговорки.
|
|
|
| 39
| М. Дудин «Тары – бары…», русская народная сказка «Журавль и цапля».
|
|
|
| 40
| Русская народная сказка «Зимовье зверей».
|
|
|
| 41
| Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича», русская сказка «Белые пёрышки».
|
|
|
| Зарубежные сказки (5 ч)
| 42
| Украинская сказка «Колосок».
|
|
|
| 43
| Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать».
|
|
|
| 44
| Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».
|
|
|
| 45
| Братья Гримм «Бременские музыканты».
|
|
|
| 46
| Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят».
|
|
|
| Рассказы, стихи, сказки о семье (7 ч)
| 47
| Л. Толстой «Лучше всех», пословицы, колыбельная песня, М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…».
|
|
|
| 48
| Е. Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра».
|
|
|
| 49
| В. Осеева «Сыновья», А. Майков «Колыбельная песня».
|
|
|
| 50
| Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка», Л. Воронкова «Катин подарок».
|
|
|
| 51
| Ю. Коринец «Март», А. Плещеев «Песня матери», А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
|
|
|
| 52
| Татарская народная сказка «Три сестры».
|
|
|
| 53
| С. Михалков «Быль для детей», С. Баруздин «Салют».
|
|
|
| Весна, весна красная…
(10 ч)
| 54
| Народная песня «Весна, весна красная!», А. Чехов «Весной», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
|
|
|
| 55
| Г. Скребицкий «Весна – художник», Н. Сладков «Снег и Ветер», С. Маршак «Весенняя песенка».
|
|
|
| 56
| Э. Шим «Чем пахнет весна», Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
|
|
|
| 57
| А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец – молодец».
|
|
|
| 58
| Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель».
|
|
|
| 59
| Г. Скребицкий «Жаворонок», песенка – закличка, загадки, В. Жуковский «Жаворонок».
|
|
|
| 60
| О. Высотская «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг», П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
|
|
|
| 61
| Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей».
|
|
|
| 62
| М. Пришвин «Ребята и утята».
|
|
|
| 63
| Б. Заходер «Птичья школа», К. Ушинский «Утренние лучи», А. Барто «Весна, весна на улице…»
|
|
|
| Волшебные сказки (5 ч)
| 64
| Русская народная сказка «Хаврошечка».
|
|
|
| 65
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
|
|
| 66
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
|
|
| 67
| Ш. Перро «Кот в сапогах».
|
|
|
| 68
| Викторина «Волшебный мир сказок».
|
|
|
| |