Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 93.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер93.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
План-конспект урока по литературе в 8 классе

Тема урока: Петя + Маша =

( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели: обобщение, систематизация знаний по образам П. Гринева и М. Мироновой. В ходе урока раскрыть все душевные качества главных героев, объединяющие их. Учащиеся должны прийти к выводу, что на примере поступков и устремлений главных героев – Пети и Маши - автор показывает жизненные позиции, представления о долге и чести.

Формирование у учащихся умения анализировать эпизоды, делать выводы и обобщения. Развивать навыки устного словесного рисования, выразительного чтения, пересказа от лица главного героя, умение перевоплощения в образы.

Воспитание нравственности, ответственности, душевного благородства на образах главных героев

Наглядность: иллюстрации к повести разных художников ( Бенуа, С. Герасимова, И. Бунина и др.), рисунки учащихся на отдельном стенде, стенд «Литературное лото»

Ход урока:

Слово учителя:

- Ребята! Мы продолжаем с вами знакомство с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вначале проведем литературную пятиминутку - поиграем в литературное лото. Проверим, внимательно ли вы читали текст повести «Капитанская дочка»

Вопросы для литературного лото:

  1. Имя отца Гринева ( Андрей Петрович)

  2. Служил при графе ( Минихе)

  3. Сыну был пожалован в дядьки ( стремянной Савельич)

  4. Выучился Петруша грамоте ( на двенадцатом году жизни)

  5. Был нанят француз ( мосье Бопре)

  6. …который в Отечестве своем был…( парикмахером)

  7. .. в Пруссии…( солдатом)

  8. Батюшка вошел на урок ( географии)

  9. Капитан Миронов и его жена были люди самые ( почтенные)

  10. Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей ( пару серег)

  11. В Марье Ивановне я нашел ( девушку благоразумную и рассудительную)

  12. Иван Кузмич вышел в офицеры из ( солдатских детей)

  13. Шаматон – это ( бездельник, шалопай)

  14. О ком: « Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась?» ( Пугачев)

  15. « Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо» ( капрал Белобородов)

  16. « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами…нос без ноздрей ( Афанасий Соколов, Хлопуша)

Слово учителя:

- Ребята, вы внимательно читали текст дома, отвечали на вопросы, кроме того были даны индивидуальные задания. Давайте выслушаем выступление творческой группы, которая подготовила ответ на вопрос :

- Согласны ли вы с тем, что каждый последующий поступок Швабрина отвратительнее предыдущего? Дать психологический портрет персонажа

Ученик ( представитель группы, подготовившей творческое задание):

- В Оренбургской области, в деревне Белогорье, у бабушки Натальи Зотовны Максимовой мы обнаружили этот интересный документ - страницу из дневника Швабрина А.И. Сам дневник, вероятно, не сохранился ( Читает « Из дневника Швабрина»):

« Конец октября 1773 года, Оренбургская область, Белогорская крепость

… Прошло несколько дней, как я стал комендантом Белогорской крепости. Теперь все жители его в моих руках. Упиваюсь ли я своей властью? Да. Но для меня главное - это Маша, она станет моей женой, я так решил. Но через что я прошел, каким лишениям себя подверг, знала бы Маша. Я дворянин, образованный, светский человек, должен прислуживать самозванцу Пугачеву, да еще ходить в казацком мундире и стричься под горшок! Неужели это я, Швабрин Алексей Иванович, выросший в Петербурге, танцевавший на балах мазурку с первыми столичными красавицами, смог опуститься до уровня этих грубых, диких, невежественных людей? Общество, в котором я имел несчастье родиться, было насквозь фальшивым, здесь настоящие чувства скрывались под маской лжи и лицемерия. Я получил блестящее образование, у меня прекрасная французская библиотека, которую я привез сюда с собой, ибо не могу я жить без хорошей книги. Но почему эта российская действительность меня раздражает? Отчего не люблю я народ? Может, виною всему европейский сплин - русская хандра? Но не могу здесь я мириться с тем, что счастье просвещенного дворянина может складываться из таких простых и обыденных вещей, как семья, однообразная каждодневная служба, и все это при полном отсутствии того, что связано со светской жизнью - общества, книг, театра! Я против серости и пустоты! Волею судьбы оказался я в Белогорской крепости. На балу у С.Я. поспорил с поручиком Д. Испытываю ли я раскаяние, совершив смертоубийство на дуэли? Не знаю.. Испытываю ли я угрызения совести, перейдя на сторону Пугачева? Наверное, нет. Ведь Маша теперь в моей власти. Любовь к ней перешла в настоящую страсть. Я пренебрег своим дворянским происхождением, я пойду на любую низость, подлость, чтобы только Маша стала моей женой.. Но вся эта толпа вызывает во мне только отвращение и презрение, и никто не знает, как мучительно мое притворство, когда приходится кланяться в ноги душегубу Пугачеву…

Учитель:

- Литературный критик Ю.М. Лотман считает, что любовь пробудила « луч добра» в сердце Швабрина - он не назвал имя девушки на следственной комиссии. Согласны ли вы с мнением критика?

Ученик:

- Я считаю, что любовь нисколько не изменила Швабрина. Поскольку это очень низкий и подлый человек, он не способен на благородство. А имени Маши он не назвал, потому что боялся, что Маша, явившись на суд, скажет, что Гринев не виноват , Швабрину очень хотелось отомстить Гриневу.

Учитель:

- Как вы думаете, могли ли быть другие мотивы для измены Швабрина?

Ученик:

- Швабрин совершает подлости из-за своей душевной пустоты. Он образован, умен, но российская жизнь, действительность кажутся ему пошлой заурядностью. Пушкин показывает нам, что такие дворяне не приносят пользы, а в трудные ситуации даже готовы на предательство. И я считаю, что в любви он показал свою черствую эгоистическую натуру. Он ведь угрожал Маше, если она не станет его женой, то он поступит с ней, как поступили с Лизаветой Харловой.

Учитель:

- Швабрин принадлежал к поколению умных, начитанных, образованных молодых людей того времени. Но они не находили себе применения в российской действительности, обладая высокими духовными запросами, не могла вписаться в российский быт, возникала пропасть между бытом и бытием. И поэтому появлялось ощущение душевной пустоты. В российскую жизнь того времени наиболее удачно входили другие дворяне, которые не требовали от жизни того, чего она не могла дать, а, следуя велению долга и чести, приносили пользу своему Отечеству. Таким был П. Гринев.

3. Тема

Учитель:

- Итак, тема нашего урока: « Петя + Маша=

Целью нашего урока является обобщение знаний по образам П. Гринева и М. Мироновой. В конце урока мы должны дописать тему урока, указав на те, качества, которые объединяют и возвышают двух молодых людей. Подлости и низости Швабрина в повести противопоставлены благородство и человеческое достоинство Петра Гринева. Давайте остановимся на основных этапах формирования характера Петра. Кто оказал большое влияние на становление его личности?

Ученик:

- Я думаю, что главные уроки жизни Гринев получает он от стремянного Савельича, не от парикмахера Бопре, а от своего отца

Учитель:

- Какие уроки герой получил от отца?

Ученик:

- Его единственный сын с шестнадцати лет должен поступить на военную службу

…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон

…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду

Учитель:

- А почему А.П. Гринев отправил своего сына не в Семеновский полк, куда он был записан с детства, а в далекую Оренбургскую область?

Ученик:

- Не о благополучии сына он думает, а о нуждах Отечества

Учитель:

- А давайте попробуем соотнести эту ситуацию с нашей жизнью. Как сейчас относятся к воинской службе?

Ученик:

- В наше время служить в армии многие не хотят, молодые парни боятся трудностей, дедовщины. В армии нет порядка, и юноши прибегают к причинам, чтобы только не идти на службу.

- Несмотря на сложную ситуацию в армии, и в наше время есть люди, для которых честь, достоинство, благородство не просто слова, а смысл и образ жизни ( Рассказ о подвиге Е. Осокина в Чечне. Он, будучи сыном генерала –майора, пошел служить в Чечню, был убит, похоронен в Майкопе, ему присвоено звание Героя России посмертно. Родители родом из наших мест)

Учитель:

- Ребята, мы с вами говорим о долге, чести, достоинстве, благородстве. А что означают эти слова?

( Демонстрация слайдов)

Учитель:

- А как эти качества – честь, достоинство, благородство , долг- отразились в характере Петра?

Ответы учащихся:

- Он берег честь дворянина. Если Швабрин присягал Пугачеву, то П. Гринев идет на смерть. Когда его вынули из петли, он сказал: « Но я бы предпочел самую лютую казнь такому подлому унижению»

- Петр Гринев был смелым, решительным, он понравился даже Пугачеву, потому что не боялся его, был честен с ним и держался с достоинством. И Пугачева поразила юношеская незащищенность Гринева.

- Он с достоинством оценивает людей, очень наблюдательный. Супруги Мироновы для него - люди самые почтенные

- Умеет быть верным своему слову, например, когда он проиграл Зурину 100 рублей, он не отказался от своего долга, несмотря на все уговоры Савельича не отдавать долг

Учитель:

- А какое чувство вызвало у Петра поведение Швабрина, когда он просил прощения у Пугачева, стоя на коленях? Приведите из текста цитату

Ученик:

- « Швабрин упал на колени… С омерзением смотрел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»

Учитель:

- Как проявилось благородство в характере Петра?

Ответы учащихся:

- Гринев следовал долгу. Такие дворяне руководствовались мудрой заповедью древних : « делай что должно, и будь что будет» Не умеет быть мстительным: прощает своему злейшему врагу Швабрину. У него нет дворянской спеси: подарил свой заячий тулуп вожатому, с любовью относился к Савельичу, когда тот попал в плен, не бросил его, а поехал за ним. Благородство он проявил прежде всего по отношению к Маше. Ради нее он готов на все.

Учитель:

- Давайте послушаем самого Гринева ( монолог от лица Гринева, эпизод

« Заточение в Оренбургской тюрьме»)

Учитель:

- Если для Швабрина любовь – страсть, ради которой он готов пойти на любую низость, то для Гринева любовь -- смысл жизни и ради нее от готов жертвоваать своей жизнью

- За что полюбила Петю Маша?

Ответы:

- За все качества, которые мы перечислили в характере Петра ( смелость, решительность, доброта, верность слову, долгу, чести) Еще он надежный. Маша поняла, что за ним будет как за каменной стеной,ради нее от готов жертвовать своей жизнью

Учитель:

- Как называется такое качество? ( Самопожертвование, работа со словом)

А теперь обратимся к образу Маши Мироновой. Пушкин пишет о ней с особенной теплотой, внешне ничем непримечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, « трусихи» по определению матери .

- Чем вам понравилась Маша?

Учащиеся:

- Она мне нравится своей скромностью, бесхитростностью. Маша никогда не манерничала, не притворялась, всегда была сама собой. Мне кажется, что она была очень стыдливой. Когда Петя в первый раз её увидел, то он обратил внимание на её « уши, которые у ней так и горели» Мария Миронова проходит сложный путь взросления, как и Петя Гринев. Из наивной девочки, не видевшей в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, она выросла в самоотверженную молодую женщину, готовую ради спасения любимого ехать в далекий страшный Петербург искать аудиенции у самой императрицы.

Учитель:

- Коль мы с вами заговорили о встрече Маши с императрицей, то давайте посмотрим, как все происходило. ( Сцена « Встреча Маши М. с императрицей)

- Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

Ученик:

- Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы.

Учитель:

- Давайте назовем черты Маши, схожие с чертами характера Пети. Что объединяет их?

Ответы учащихся:

- Честность, верность слову и следование жизненным правилам, напрмер, эпизод из 5 гл., где Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей ( Читает эпизод из 5 гл)

- То, что она готова принять смерть, когда Швабрин требовал, чтобы она вышла за него замуж. И Петя Гринев тоже шел на смерть, лишь бы не присягать Пугачеву. В этом их сходство. Сохранить честь для них очень важно.

- Девушку и юношу - Машу и Петю, простых русских людей, живших более двухсот лет назад, сближает, как мне представляется, вот что. Они, как все молодые люди, ждали от жизни счастья. В их представлении счастье виделось как нечто очень обыкновенное и простое, то самое, что людям типа Швабрина кажется унылым и заурядным: дом, семья, дети, работа. Трагические события, в центре которых волею судьбы оказались Маша и Петя, обнаружили в их простодушных натурах то, что не зависит ни от ума, ни от степени образованности. Они не в состоянии совершить дурной, бесчестный поступок не потому, что об этом кто-то узнает, а потому лишь, что этого делать нельзя. Как нельзя, например, дышать под водой. Это называется честью.

Учитель:

- Почему повесть называется « Капитанская дочка»?

Ученик:

- Потому что Маша Миронова следовала велению души и не делала того, чего делать нельзя. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее П.А. Гринева, его честь, семью. Честность, нравственная чистота, благородство, самоотверженность - основные черты характера М. Мироновой

4. Итоги

Учитель:

…Сколько Россия существует, столько ведутся разговоры о том, как её спасать. Ищут учителей и поводырей, а они ищут способы подольше учить и водить. А ведь, если разобраться, все очень просто. Нужно найти Петю и Машу. Где-то, наверняка, они есть. Не может быть, чтобы не были. Может, в Смоленске поискать? Может, в Костроме, на Урале, в Сибири, в Астрахани? Одним словом, в России, которая читает Пушкина.

- Таким образом, подводя итог нашего урока, скажем, что объединяет Петю и Машу, давайте допишем тему урока

5. Рефлексия

( Уч-ся выходят к доске и дописывают тему урока)

Петя+Маша = любовь, честность, благородство, самоотверженность, нравственная чистота, честь, достоинство, самопожертвование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск