Скачать 93.63 Kb.
|
План-конспект урока по литературе в 8 классе Тема урока: Петя + Маша = ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Цели: обобщение, систематизация знаний по образам П. Гринева и М. Мироновой. В ходе урока раскрыть все душевные качества главных героев, объединяющие их. Учащиеся должны прийти к выводу, что на примере поступков и устремлений главных героев – Пети и Маши - автор показывает жизненные позиции, представления о долге и чести. Формирование у учащихся умения анализировать эпизоды, делать выводы и обобщения. Развивать навыки устного словесного рисования, выразительного чтения, пересказа от лица главного героя, умение перевоплощения в образы. Воспитание нравственности, ответственности, душевного благородства на образах главных героев Наглядность: иллюстрации к повести разных художников ( Бенуа, С. Герасимова, И. Бунина и др.), рисунки учащихся на отдельном стенде, стенд «Литературное лото» Ход урока: Слово учителя: - Ребята! Мы продолжаем с вами знакомство с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вначале проведем литературную пятиминутку - поиграем в литературное лото. Проверим, внимательно ли вы читали текст повести «Капитанская дочка» Вопросы для литературного лото:
Слово учителя: - Ребята, вы внимательно читали текст дома, отвечали на вопросы, кроме того были даны индивидуальные задания. Давайте выслушаем выступление творческой группы, которая подготовила ответ на вопрос : - Согласны ли вы с тем, что каждый последующий поступок Швабрина отвратительнее предыдущего? Дать психологический портрет персонажа Ученик ( представитель группы, подготовившей творческое задание): - В Оренбургской области, в деревне Белогорье, у бабушки Натальи Зотовны Максимовой мы обнаружили этот интересный документ - страницу из дневника Швабрина А.И. Сам дневник, вероятно, не сохранился ( Читает « Из дневника Швабрина»): « Конец октября 1773 года, Оренбургская область, Белогорская крепость … Прошло несколько дней, как я стал комендантом Белогорской крепости. Теперь все жители его в моих руках. Упиваюсь ли я своей властью? Да. Но для меня главное - это Маша, она станет моей женой, я так решил. Но через что я прошел, каким лишениям себя подверг, знала бы Маша. Я дворянин, образованный, светский человек, должен прислуживать самозванцу Пугачеву, да еще ходить в казацком мундире и стричься под горшок! Неужели это я, Швабрин Алексей Иванович, выросший в Петербурге, танцевавший на балах мазурку с первыми столичными красавицами, смог опуститься до уровня этих грубых, диких, невежественных людей? Общество, в котором я имел несчастье родиться, было насквозь фальшивым, здесь настоящие чувства скрывались под маской лжи и лицемерия. Я получил блестящее образование, у меня прекрасная французская библиотека, которую я привез сюда с собой, ибо не могу я жить без хорошей книги. Но почему эта российская действительность меня раздражает? Отчего не люблю я народ? Может, виною всему европейский сплин - русская хандра? Но не могу здесь я мириться с тем, что счастье просвещенного дворянина может складываться из таких простых и обыденных вещей, как семья, однообразная каждодневная служба, и все это при полном отсутствии того, что связано со светской жизнью - общества, книг, театра! Я против серости и пустоты! Волею судьбы оказался я в Белогорской крепости. На балу у С.Я. поспорил с поручиком Д. Испытываю ли я раскаяние, совершив смертоубийство на дуэли? Не знаю.. Испытываю ли я угрызения совести, перейдя на сторону Пугачева? Наверное, нет. Ведь Маша теперь в моей власти. Любовь к ней перешла в настоящую страсть. Я пренебрег своим дворянским происхождением, я пойду на любую низость, подлость, чтобы только Маша стала моей женой.. Но вся эта толпа вызывает во мне только отвращение и презрение, и никто не знает, как мучительно мое притворство, когда приходится кланяться в ноги душегубу Пугачеву… Учитель: - Литературный критик Ю.М. Лотман считает, что любовь пробудила « луч добра» в сердце Швабрина - он не назвал имя девушки на следственной комиссии. Согласны ли вы с мнением критика? Ученик: - Я считаю, что любовь нисколько не изменила Швабрина. Поскольку это очень низкий и подлый человек, он не способен на благородство. А имени Маши он не назвал, потому что боялся, что Маша, явившись на суд, скажет, что Гринев не виноват , Швабрину очень хотелось отомстить Гриневу. Учитель: - Как вы думаете, могли ли быть другие мотивы для измены Швабрина? Ученик: - Швабрин совершает подлости из-за своей душевной пустоты. Он образован, умен, но российская жизнь, действительность кажутся ему пошлой заурядностью. Пушкин показывает нам, что такие дворяне не приносят пользы, а в трудные ситуации даже готовы на предательство. И я считаю, что в любви он показал свою черствую эгоистическую натуру. Он ведь угрожал Маше, если она не станет его женой, то он поступит с ней, как поступили с Лизаветой Харловой. Учитель: - Швабрин принадлежал к поколению умных, начитанных, образованных молодых людей того времени. Но они не находили себе применения в российской действительности, обладая высокими духовными запросами, не могла вписаться в российский быт, возникала пропасть между бытом и бытием. И поэтому появлялось ощущение душевной пустоты. В российскую жизнь того времени наиболее удачно входили другие дворяне, которые не требовали от жизни того, чего она не могла дать, а, следуя велению долга и чести, приносили пользу своему Отечеству. Таким был П. Гринев. 3. Тема Учитель: - Итак, тема нашего урока: « Петя + Маша= Целью нашего урока является обобщение знаний по образам П. Гринева и М. Мироновой. В конце урока мы должны дописать тему урока, указав на те, качества, которые объединяют и возвышают двух молодых людей. Подлости и низости Швабрина в повести противопоставлены благородство и человеческое достоинство Петра Гринева. Давайте остановимся на основных этапах формирования характера Петра. Кто оказал большое влияние на становление его личности? Ученик: - Я думаю, что главные уроки жизни Гринев получает он от стремянного Савельича, не от парикмахера Бопре, а от своего отца Учитель: - Какие уроки герой получил от отца? Ученик: - Его единственный сын с шестнадцати лет должен поступить на военную службу …Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон …и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду Учитель: - А почему А.П. Гринев отправил своего сына не в Семеновский полк, куда он был записан с детства, а в далекую Оренбургскую область? Ученик: - Не о благополучии сына он думает, а о нуждах Отечества Учитель: - А давайте попробуем соотнести эту ситуацию с нашей жизнью. Как сейчас относятся к воинской службе? Ученик: - В наше время служить в армии многие не хотят, молодые парни боятся трудностей, дедовщины. В армии нет порядка, и юноши прибегают к причинам, чтобы только не идти на службу. - Несмотря на сложную ситуацию в армии, и в наше время есть люди, для которых честь, достоинство, благородство не просто слова, а смысл и образ жизни ( Рассказ о подвиге Е. Осокина в Чечне. Он, будучи сыном генерала –майора, пошел служить в Чечню, был убит, похоронен в Майкопе, ему присвоено звание Героя России посмертно. Родители родом из наших мест) Учитель: - Ребята, мы с вами говорим о долге, чести, достоинстве, благородстве. А что означают эти слова? ( Демонстрация слайдов) Учитель: - А как эти качества – честь, достоинство, благородство , долг- отразились в характере Петра? Ответы учащихся: - Он берег честь дворянина. Если Швабрин присягал Пугачеву, то П. Гринев идет на смерть. Когда его вынули из петли, он сказал: « Но я бы предпочел самую лютую казнь такому подлому унижению» - Петр Гринев был смелым, решительным, он понравился даже Пугачеву, потому что не боялся его, был честен с ним и держался с достоинством. И Пугачева поразила юношеская незащищенность Гринева. - Он с достоинством оценивает людей, очень наблюдательный. Супруги Мироновы для него - люди самые почтенные - Умеет быть верным своему слову, например, когда он проиграл Зурину 100 рублей, он не отказался от своего долга, несмотря на все уговоры Савельича не отдавать долг Учитель: - А какое чувство вызвало у Петра поведение Швабрина, когда он просил прощения у Пугачева, стоя на коленях? Приведите из текста цитату Ученик: - « Швабрин упал на колени… С омерзением смотрел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака» Учитель: - Как проявилось благородство в характере Петра? Ответы учащихся: - Гринев следовал долгу. Такие дворяне руководствовались мудрой заповедью древних : « делай что должно, и будь что будет» Не умеет быть мстительным: прощает своему злейшему врагу Швабрину. У него нет дворянской спеси: подарил свой заячий тулуп вожатому, с любовью относился к Савельичу, когда тот попал в плен, не бросил его, а поехал за ним. Благородство он проявил прежде всего по отношению к Маше. Ради нее он готов на все. Учитель: - Давайте послушаем самого Гринева ( монолог от лица Гринева, эпизод « Заточение в Оренбургской тюрьме») Учитель: - Если для Швабрина любовь – страсть, ради которой он готов пойти на любую низость, то для Гринева любовь -- смысл жизни и ради нее от готов жертвоваать своей жизнью - За что полюбила Петю Маша? Ответы: - За все качества, которые мы перечислили в характере Петра ( смелость, решительность, доброта, верность слову, долгу, чести) Еще он надежный. Маша поняла, что за ним будет как за каменной стеной,ради нее от готов жертвовать своей жизнью Учитель: - Как называется такое качество? ( Самопожертвование, работа со словом) А теперь обратимся к образу Маши Мироновой. Пушкин пишет о ней с особенной теплотой, внешне ничем непримечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, « трусихи» по определению матери . - Чем вам понравилась Маша? Учащиеся: - Она мне нравится своей скромностью, бесхитростностью. Маша никогда не манерничала, не притворялась, всегда была сама собой. Мне кажется, что она была очень стыдливой. Когда Петя в первый раз её увидел, то он обратил внимание на её « уши, которые у ней так и горели» Мария Миронова проходит сложный путь взросления, как и Петя Гринев. Из наивной девочки, не видевшей в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, она выросла в самоотверженную молодую женщину, готовую ради спасения любимого ехать в далекий страшный Петербург искать аудиенции у самой императрицы. Учитель: - Коль мы с вами заговорили о встрече Маши с императрицей, то давайте посмотрим, как все происходило. ( Сцена « Встреча Маши М. с императрицей) - Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц? Ученик: - Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы. Учитель: - Давайте назовем черты Маши, схожие с чертами характера Пети. Что объединяет их? Ответы учащихся: - Честность, верность слову и следование жизненным правилам, напрмер, эпизод из 5 гл., где Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей ( Читает эпизод из 5 гл) - То, что она готова принять смерть, когда Швабрин требовал, чтобы она вышла за него замуж. И Петя Гринев тоже шел на смерть, лишь бы не присягать Пугачеву. В этом их сходство. Сохранить честь для них очень важно. - Девушку и юношу - Машу и Петю, простых русских людей, живших более двухсот лет назад, сближает, как мне представляется, вот что. Они, как все молодые люди, ждали от жизни счастья. В их представлении счастье виделось как нечто очень обыкновенное и простое, то самое, что людям типа Швабрина кажется унылым и заурядным: дом, семья, дети, работа. Трагические события, в центре которых волею судьбы оказались Маша и Петя, обнаружили в их простодушных натурах то, что не зависит ни от ума, ни от степени образованности. Они не в состоянии совершить дурной, бесчестный поступок не потому, что об этом кто-то узнает, а потому лишь, что этого делать нельзя. Как нельзя, например, дышать под водой. Это называется честью. Учитель: - Почему повесть называется « Капитанская дочка»? Ученик: - Потому что Маша Миронова следовала велению души и не делала того, чего делать нельзя. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее П.А. Гринева, его честь, семью. Честность, нравственная чистота, благородство, самоотверженность - основные черты характера М. Мироновой 4. Итоги Учитель: …Сколько Россия существует, столько ведутся разговоры о том, как её спасать. Ищут учителей и поводырей, а они ищут способы подольше учить и водить. А ведь, если разобраться, все очень просто. Нужно найти Петю и Машу. Где-то, наверняка, они есть. Не может быть, чтобы не были. Может, в Смоленске поискать? Может, в Костроме, на Урале, в Сибири, в Астрахани? Одним словом, в России, которая читает Пушкина. - Таким образом, подводя итог нашего урока, скажем, что объединяет Петю и Машу, давайте допишем тему урока 5. Рефлексия ( Уч-ся выходят к доске и дописывают тему урока) Петя+Маша = любовь, честность, благородство, самоотверженность, нравственная чистота, честь, достоинство, самопожертвование. |