Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Пояснительная записка
Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 11 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. -поурочные разработки по русскому языку, 11 класс, авторы -Н.В.Егорова , Л. П. Дмитриева ,И.В. Золотарева.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем); сдача ЕГЭ по русскому языку как обязательного.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10классе. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (11 класс).
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Повторение изученного
| 1
| Повторение материала по орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.. Выполнение заданий ЕГЭ А3,А13
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Повторение и обобщение знаний о принципах русской орфографии, о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
| Тематический, коллективный, индивидуальный
| Совершенствовать умение выполнять задания из материалов ЕГЭ по орфографии
| Индивидуальная работа по карточкам. С. 97-100
Упр. 144 по Грекову
| 2
| Повторение материала по орфографии. Употребдение Ь и Ъ. Выполнение заданий ЕГЭ В1, А14, А1
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Повторение и обобщение знаний о чередующихся гласных в корне слова; формирование аналитических навыков морфемного анализа слова
| Распредели-тельное письмо, лингвистичес-кий анализ текста.
| Знать: чередующиеся гласные в корне слова.
Уметь: выполнять морфемный анализ слова, словообразовательный разбор слова.
| 1.§30 упр.184;
2. найти слова с черед.гласными
| 3
| Контрольный диктант №1 по теме «Орфография»
| 1
| Урок контроля
| проверка умения применять орфографические и пунктуационные правила при записи текста под диктовку; знания содержания изученных тем.
| Текст диктанта
| Знать: лексику, словообразование, орфографию.
Уметь: выполнять морфемный, морфологический разбор.
| Повторить правила.
| 4
| Повторение материала по орфографии. Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный анализ. Выполнение заданий ЕГЭ В1, А2
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Словарный диктант, тренировочные упражнения, выполнение заданий типа А из КИМов
| Тематический: коллективный, индивидуальный
| Совершенствовать умение выполнять задания из материалов ЕГЭ по орфографии
| Подготовиться к орфоэпическому диктанту. С. 93-95. Упр. 126, 131
| 5
| Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Выполнение заданий ЕГЭ А12
| 1
| Урок повторения, закрепления умений
| Повторение и обобщение знаний об употреблении двойных согласных и правописании гласных и согласных в пристав ках; формирование умения выполнять орфографический анализ слова
| Осложнённое списывание с творческим заданием.
| Знать: правописание двойных согласных, правописание гласных и согласных в приставках.
| 1.§57 упр.349, 350(устно);
2. подготовиться к словарному диктанту.
| 6
| Приставки ПРЕ- и ПРИ. Гласные Ы – И после приставок. Выполнение заданий ЕГЭ А14
| 1
| Урок повторения, закрепления умений
| Повторение и обобщение знаний о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, гласных Ы – И после приставок
| Фронтальный опрос, тестовая работа.
| Знать: приставки ПРЕ- ПРИ, гласные Ы – И после приставок.
Уметь: определять значения приставок; выполнять орфографический анализ слова
| 1.§27-28 упр 170, 176 (устно); 2.составвьте предложения с выделенными словами.
| 7
| Практическая работа по орфографии по материалам КИМов
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Проверочная работа по материалам ЕГЭ,
Орфоэпический диктант
| Тематический: индивидуальный
| Проверка знаний учащихся
| Повторить материал по синтаксису и пунктуации.
| 8
| Р.р. практикум по заданию С. Определение темы и освещение проблем
| 1
| Урок развития речи
| Творческая работа
| Сочинение-рассуждение
| Уметь: использовать и применять словарный запас на практике
| Дописать дома
| Простое предложение
| 9
| Синтаксис простого предложения
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Работа по вопросам учебника на с. 102 (Р); тренировочные упражнения, синтаксический и пунктуационный разбор предложений
| Фронтальный
| Закрепить умения учащихся находить грамматическую основу предложения, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор
| Повторить материал о словосочетании, выполнить упр. 207,
| 10
| Синтаксис простого предложения
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Работа по вопросам учебника на с. 102 (Р); тренировочные упражнения, синтаксический и пунктуационный разбор предложений
| Фронтальный
| Закрепить умения учащихся находить грамматическую основу предложения, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор
| Повторить материал о словосочетании, выполнить упр. 207, 211 или 212 из учебника Рыбченковой
| 11
| Типы односоставных предложений. Практикум. Выполнение заданий ЕГЭ В4, А3
| 1
| Комбинированный урок
| Повторение и обобщение знаний об односоставных предложениях;
| комментированное письмо.
| Уметь: выполнять, пунктуационный разбор предложений, характеризовать предложения.
| упр. 388 по учебнику Грекова
| 12
| Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Выполнение заданий ЕГЭ А8
| 1
| Комбинированный урок
| Анализ предложений, тренировочные упражнения, творческая работа
| Тематический: коллективный,
индивидуальный
| Уметь определять грамматическую связь между подлежащим и сказуемым
| Материал учебника на с. 188-189
Упр. 334, 335 по учебнику Грекова
| 13
| Типы сказуемых. Спряжение глаголов. Выполнение заданий ЕГЭ А15, А16
| 1
| Совершенствование ЗУН
| Беседа по вопросам, анализ предложений, тренировочные упражнения практического характера
| Тематический: коллективный,
индивидуальный
| Уметь определять тип сказуемого, подготовка к ЕГЭ
| Выписать из художественной литературы 7-8 предложений с различными видами сказуемого (или составить самим)
Упр. 336 по учебнику Грекова
| 14
| Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту (задание С).
| 1
| Урок развития речи
| Творческая работа
| Сочинение-рассуждение
| Уметь: использовать и применять словарный запас на практике
| Дописать дома
| Употребление второстепенных членов предложения
| 15
| Управление при словах, близких по значению
| 1
| Усвоение нового материала
| Навыки работы с тестами А3
| Объяснительный диктант
| Уметь: выделять основы предложения
|
| 16
| Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту (задание С).
| 1
| Урок развития речи
| Творческая работа
| Сочинение-рассуждение
| Уметь: использовать и применять словарный запас на практике
| Дописать дома
| Однородные члены предложения
| 17
| Однородные члены предложения и пунктуация при них
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Работа с учебником, тренировочные упражнения
| объяснительный диктант
| Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Однородные члены предложения»
| П.72, упр.404 часть 2
| 18
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединёнными союзами. Выполнение заданий типа А22, А19 ЕГЭ
| 1
| Комбинированный урок
| Пунктуационный разбор, проверочная работа по карточкам, словарный диктант по орфоэпии, выполнение заданий КИМов
| Фронтальный тематический
| Закрепление навыков постановки запятых в предложениях с обособленными членами предложения
| Работа по таблице на с. 262 по учебнику Грекова
| 19
| Обобщающие слова при однородных членах предложения.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа по учебнику, творческая работа, конструирование предложений
| Тематический: коллективный,
индивидуальный
| Совершенствование ЗУН, подготовка к ЕГЭ
| С. 200, упр. 408 по учебнику Грекова
| 20
| Однородные и неоднородные определения
| 1
| Обобщение и систематизация ЗУН
| Работа с учебником, тренировочные упражнения
| Отработка тестов части А
| Совершенствование ЗУН, подготовка к ЕГЭ
| П.73, упр. 413
| 21
| Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Комментирование авторской позиции
| 1
| Урок развития речи
| Разбор заданий тестов ЕГЭ; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; орфографические и пунктуационные правила;.
| Тесты.
| Знать: правила написания сочинения-рассуждения
Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.
| Дописать дома
| |