Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Альметьевска
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам.директора и введено в действие
протокол № _______ «___» _____2012 г. приказ №______
от «____»______2012 г. ________________ от «___» ______2012 г.
___________________ / Фаттахова Э.И./ __________________
/ Халикова А.Х./ /Панкова Г.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
(УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»)
1 КЛАСС
Составитель: учитель первой квалификационной категории Герасимова Н.Д.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка:
Рабочая программа составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
примерных программ начального общего образования ;
учебного плана МБОУ «СОШ№2» г. Альметьевска РТ на 2012-2013 учебный год
положения ОУ «О рабочих программах»
образовательной программы «МБОУ «СОШ №2» Г.Альметьевска
авторской программы Э.Э. Кац На 2012-2013 учебный год произведена корректировка часов авторской программы Э.Э. Кац , согласно приказа МО и Н РТ № 7699\11 от 23.06.2012 «Об утверждении Базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования». Учебно-методический комплект курса «Литературное чтение»
-
№ п/п
| Название пособия
| Класс
| Год издания
| Авторы
| 1
| Учебник «Литературное чтение»
| 1
| 2011
| Э.Э. Кац
| 2
| Рабочая тетрадь
| 1
| 2011
| Э.Э. Кац
| 3
| Обучение в 1-м классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование.
| 1
| 2004
| Э.Э. Кац
|
Количество часов в год 20
Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 0/0
Количество часов во 2 п/г в неделю/всего 2/20
Контрольных работ в 1 п/г / во 2 п/г 0/0
Практических работ в 1 п/г / во 2 п/г 0/2
Содержательная часть программы выполняется за счет уплотнения материала.
Цели, задачи курса:
формирование потребности чтения художественной литературы;
развитие навыков чтения вслух и про себя;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской д-ти;
освоение литературоведческих знаний и различных способов д-ти, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
развитие устной и письменной речи;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
развитие воображения, творческих способностей ребёнка;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
обогащение представлений ребёнка об окружающем мире.
Модернизация программы (время, отведённое для курса «Литературное чтение» в 1 классе 40/48 часов, зависит от сроков окончания букварного периода, в скобках указаны часы, используемые по усмотрению учителя).
Содержание программы:
№
| Раздел
| Тема
| Количество часов
| 1
| Страна Вообразилия
| С. Михалков «Азбука»; В. Левин «маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканще» ; Д. Родари «Лежебока»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; Н. Матвеева «Молчание листика», «Было тихо».Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
| 9 часов
| 2
| Сказки
| Народные сказки о животных. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки о животных. К. Ушинский «Лиса и козел»; Дж. Харрис «Смоленное чучелко», «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котов воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».
| 6 часов
| 3
| Природа и мы
| Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черемуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орел», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».
Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; Русские народные сказки: «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; Л. Толстой «Слон», «Котенок»; В. Бианки «Рассказы о животных»
| 5 часов
| Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся в процессе обучения литературному чтению работают с текстом (подбирают заглавие, пересказывают), решают коммуникативные речевые задачи, учатся понимать и анализировать художественные произведения, определяют содержание и выбор книг для чтения, выполняют творческие задания. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1-4 классов авторов достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других наpoдов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
• умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
• понимание роли чтения, использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Список литературы:
Для учащихся:
учебник «Литературное чтение» 1 класс; Э.Э. Кац. Москва, издательство «Астрель» 2011г.;
Для учителя:
Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» 1 класс; Э.Э. Кац. Программы. Методические рекомендации. Поурочные разработки. Москва, издательство «Астрель» 2004г.; «Школьные олимпиады» для нач. классов. Автор О.А. Ефремушкина. Изд. 8-е. Ростов-на-Дону. 2008г.;
«Тематические недели в начальной школе» 1-2 класс. С. Н. Подгорная. ИКЦ «МарТ» 2004г.;
Дополнительная литература для учителя
«Школьные олимпиады для начальных классов». О. А. Ефремушкина. Издательство «8-е». Ростов-на-Дону. 2008 г.
«Тематические недели в начальной школе». 1-2 классы. С. Н. Подгорная. ИКЦ «МарТ». 2004 г.
«Развитие навыков чтения». 1 класс. В. П. Трушина. Издательство «Учитель-АСТ». Волгоград. 2005 г.
«Уроки обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе. 1-4 классы. С. А. Денисова. Москва. «Творческий центр». 2005 г.
«Формирование у младших школьников читательской грамотности, как условие повышения качества начального образования». МО и НРТ ИРОРТ «Школа». Казань.
«Тесты по проверке техники чтения» О. В. Узорова. Москва. АСТ Астрель. 2000 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Новый стандарт начального образования. Учебно-методический комплект «Планета знаний». Издание 2-е, доработанное. Москва. Издательство «Астрель», 2009 г.
РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| тема раздела, урока
(тип урока)
| Кол-во часов
| обязательные элементы содержания
| Планируемые результаты
| вид контроля, измерители
| УУД
| Характеристика учебной деятельности учащихся.
| Дата
| План
| Факт.
| 1
| Знаком-во с учебником (уипзз)
|
1
| Формирование представления об информационном пространстве учебника
| Уметь соотносить новую информацию с прошлым опытом общ. с книгой
|
| Применять умения соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой. Применять ассоциативное мышление, коммуникативные умения. Обогащать словарь, формировать умения определять свою эмоциональную реакцию на произведение. Актуализировать жизненный опыт, обосновывать свою жизненную позицию. Выявлять эмоционально- оценочный смысл слова в контексте произведения, актуализировать читательский опыт.
Использовать чувство ритма, находить интерес к информационному поиску.
Находить интерес к отношению людей друг к другу и способам его выражения.
Применять творческое воображение, умение определять свои эмоциональные впечатления от литературного произведения.
Помещать себя в воображаемую ситуацию, оценить собственные переживания.
Находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль.
Определять жанр произведения, сочинять загадки, выделять признаки конкретного предмета.
Передавать эмоциональное состояние героев, создавать рассказ по картинкам.
| Применять умения соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой.
Выявлять эмоционально- оценочный смысл слова в контексте произведения, актуализировать читательский опыт.
Использовать чувство ритма, находить интерес к информационному поиску
| 11.03
|
| 2
| Игра с буквами
С.Михалков «Азбука» (уипзз)
| 1
| Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. Формирование умения работать со словарём
Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Заучивание наизусть
| Развитие ассоциативного мышления. Формирование коммуникативных умений
Развитие внимания к собственным переживаниям
| Самостоятельное чтение
Чтение стихотворения наизусть выразительно
| 13.03
|
| 3
| Фантастические существа
В.Левин, К.Чуковский «Храбрецы» (уосз)
| 1
| Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие внимания к звуковому образу слова
Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла –речи
| Формирование умения актуализировать жизненный опыт
Формирование умения актуализировать жизненный опыт. Закрепление коммуникативных умений
| Самостоятельное чтение
Самоконтроль
| 18.03
|
| 4
| Стихотворный ритм (хорей) Дж.Родари «Лежебока», В.Лифшиц «Тимоша» (уипзз)
| 1
(1)
| Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. представления внимания к многозн. Слова
| Развитие чувства ритма. Формирование интереса к информационному поиску
| Самостоятельное чтение
| 20.03
|
| 5
| Стихотворный ритм (ямб) В.Левин «Купите лук», И.Токмакова «Пряничные человечки»
Освоение рифмы. К.Чуковский «Тараканище», «Скрюченная песенка», М.Карем (уосз)
|
1
(1)
| Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения Развитие внимания к интонации и её смысловому наполнению
Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел
| Развитие интереса к отношению людей друг к другу и способам его выражения
Развитие творческого воображения
|
| 01.04
|
| 6
| Считалки (упокз)
| 1
(1)
| Слововое вдумчивое чтение, совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа
| Актуализация игрового опыта. Развитие навыков общения
| Текущий (тест)
| 03.04
|
| 7
| Ю.Тувим «Чудеса», Д.Самойлов «Сказка», Б.Заходер (уипзз)
| 1
(1)
| Развитие умения включать новые слова в речь
| Обогащение знаний об окр. мире
| Тематический (выборочное чтение)
| 08.04
|
| 8
| Неживое становится живым. О.Мандельштам «Телефон», Ю.Тувим «Пляска» Загадки (узнзву)
| 1
(1)
| Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Обучение сравнению героев разных произведений
Обогащение словаря. Сочинение загадок
| Развитие внимания к переживаниям других и его возможным причинам
Развитие наблюдательности
| Выразительное чтение текста
Индивидуальный
| 10.04
|
| 9
| Звучащий мир в поэзии. В.Лунин «Жук»,Н.Матвеева «Груши», «Было тихо» (уипзз)
| 1
(1)
| Формирование умения создавать рассказ по картинкам
| Формирование внимания к звучащему миру
| Текущий
| 15.04
|
| 10
| Народные сказки. «Лиса и рак»
«Лиса и тетерев" (узнзву)
| 1
(1)
| Формирование умения читать литер. текст по ролям, пересказывать сюжет сказки
Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении
| Актуализация читательского опыта
Развитие интереса к внутреннему состоянию человека и животного
| Текущий
| Читать текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.
Передавать при чтении состояние персонажа, оценивать чтение товарища.
Выявлять последовательность действий персонажей в конкретной ситуации, определять своё отношение к герою.
Придумывать варианты развития сюжета, передать в интонации эмоциональное состояние героя.
Уметь читать по ролям, определять основные качества героев, воспроизводить последовательность событий.
Передавать при чтении состояние героя, сопоставлять героев произведений с реальностью.
Рассказывать о герое по предложенному плану, находить причины совершаемых поступков.
Определять внутреннее состояние героя, отношение к нему, обосновывать свою позицию.
Включать новые слова в речевую практику, сравнивать внутреннее состояние героя и авторской позиции к нему.
Выделять в тексте необходимые фрагменты, оценивать поступки героев и анализировать свои..
| Выявлять последовательность действий персонажей в конкретной ситуации, определять своё отношение к герою.
Придумывать варианты развития сюжета, передать в интонации эмоциональное состояние героя.
Рассказывать о герое по предложенному плану, находить причины совершаемых поступков
| 17.04
|
| 11
| «Лисичка-сестричка и волк»
«Конь и лиса». «Как кролик взял койота на испуг», «Гиена и черепаха» (уосз)
| 1
| Пробный пересказ текста. Смысловое чтение. лексическая работа
Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении
| Развитие творческого воображения, навыков коллективной деятельности
Обогащение знаний о нравственной оценке поступков
| Текущий
Самоконтроль
| 22.04
|
| 12
| Авторские сказки. К.Ушинский «Лиса и козёл»
Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» (уипзз)
| 1
| Актуализация прошлого читательского опыта. Умение читать по ролям
Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя
| Формирование умения сравнивать
Формирование умения объяснять сделанные выводы
| Взаимоконтроль
Текущий
| 24.04
|
| 13
| Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали» (уипзз)
| 1
| Обогащение словаря, определяющего отношение читателя к героям. Развитие умения рассказывать о герое по предложенному плану
| Знакомство со сторонами народного быта
| Тематический (сам. работа)
| 29.04
|
| 14
| Д.Биссет «Роджер и зеркало» А.Усачёв «Пятно» (уипзз)
| 1
| Умение озаглавливать части рассказа. Смысловое чтение
Пересказ текста
| Умение обосновывать свою позицию
Обучение сравнению собственного отношения к разным объектам
| Подробный пересказ текста
| 01.05
|
| 15
| Б.Сергуненков «Сладкая трава» (уипзз)
| 1
| Работа над содержанием произведений; анализирование; ответы на вопросы
| Обогащение представлений о нравственной оценке поступков
| Индивидуальный
| 06.05
|
| 16
| Природа и мы. Г.Балл «Кружавинка»
М.Пришвин «Осеннее утро» (узнзву)
| 1
| Совершенствование навыка смыслового чтения
Пересказ текста
| Обогащение представлений о крестьянском быте
Обогащение знаний о живой природе
|
Взаимоконтроль
| Анализировать авторскую позицию и способы её выражения.
Оценивать чтение и высказывание товарища, применять коммуникативные способности.
Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов, выделять ключевые слова.
Выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературным произведением, выявлять изменения в окружающей природе.
Определять своё отношение к изображаемым событиям, оценивать поступки героев.
Передавать результаты жизненных наблюдений, рассказывать о наружности и поведении героев.
Оценивать смысл поставленного вопроса, понимать мысли и чувства повествователя.
Рассказывать о любимых явлениях природы, актуализировать свои наблюдения.
Передавать впечатления от услышанного, подбирать рифмы.
Рассказывать о зрительных впечатлениях, устанавливать причинно- следственные связи в окружающем мире.
Применять знания для расширения кругозора
| Выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературным произведением, выявлять изменения в окружающей природе.
Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов, выделять ключевые слова.
Оценивать смысл поставленного вопроса, понимать мысли и чувства повествователя.
Передавать результаты жизненных наблюдений, рассказывать о наружности и поведении героев.
| 08.05
|
| 17
| А.Блок «Зайчик»
Н.Рубцов «Воробей» (узнзву)
| 1
| Работа над содержанием
Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть
| Развитие внимания к жизни природе
Актуализация жизненных впечатлений
| Текущий
Чтение стихотворения наизусть выразительно
| 13.05
|
| 18
| Л.Толстой «Орёл» Е.Чарушин «Как Томка научился плавать» (уипзз)
| 1
| Развитие умения определять и передавать в процессе чтения своё отношение к изображаемым событиям
Герои произведения. Пересказ текста
| Знакомство с негативными проявлениями человеческой природы
Обогащение представлений о нравственной оценке различных поступков
| Текущий
| 15.05
|
| 19
| А.Барто Думают ли звери» (уипзз)
М.Пришвин «Черёмуха» (узнзву)
| 1
| Развитие умения понимать чувства и мысли повествователя. Умение оценивать чтение товарища
Обогащение словаря. Развитие умения рассказывать о явлениях природы
| Закрепление умения актуализировать жизненные наблюдения, опыт читателя, зрителя
Развитие эстетического чувства
| Текущий
Выразительное чтение текста
| 20.05
|
| 20
| В.Жуковский «Жаворонок» (Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» (упокз)
| 1
| Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст
Пересказ текста. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях
| Обогащение знаний о природе
Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окр. мире
| Тематический (письменная работа). Итоговый за 1 класс
| 22.05
|
| Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
Урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – узнзву
Урок комплексного использования знаний – укиз
Урок обобщения и систематизации знаний – уосз
Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз
Комбинированный урок – ку
Лист корректировки КТП
№ п/п
| Объединенные темы
| Количество часов
| Дата проведения
| Причина корректировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |