Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.03.2014
Размер77.86 Kb.
ТипИнструкция
100-bal.ru > Литература > Инструкция


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр

дополнительного

образования для детей»

350000 г. Краснодар,

ул. Красная,76

тел. 259-84-01

E-mail:cdodd@mail.ru





КРАЕВЫЕ ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ

«ЮНИОР»

Русский язык 6 класс

Работа № 2, 2013-2014 уч. год

Инструкция

учащемуся краевых заочных курсов «ЮНИОР» по выполнению заданий
Уважаемый учащийся!

Возможно, русский язык для тебя родной, возможно, иностранный. Мы постарались составить задания таким образом, чтобы тебе было интересно их выполнять, проверять свои знания и умения, полученные в школе на уроках русского языка, закреплять их.

Задания представлены в виде теории по разделу «Словообразование» и десяти тестовых заданий (восемь основных и два дополнительных вопроса) по изученным в 5 классе разделам курса русского языка.

Для выполнения тестовых заданий тебе предлагается выбрать из 4-х вариантов ответов один правильный и обосновать его.

Выполнять задания необходимо самостоятельно!

Максимально можно набрать 40 баллов.

Люби, знай, изучай русский язык!
Желаем успеха!

Теория

Словообразование — один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми словами. Это сближает его с лексикой. Но процессы словообразования имеют отношение и к морфологии, так как образование слов той или иной части речи, в особенности самостоятельных (знаменательных, полнозначных) слов, происходит посредством морфем, характерных для данной части речи.

Словообразованием называется и раздел науки о языке, изучающий процессы появления новых слов, их родственные связи, способы их образования.

Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей:

-первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образовано данное производное слово.

Основными понятиями словообразования являются:

— производная основа,

— производящая основа (или основы),

— средство словообразования,

— способ словообразования,

— процессы, сопровождающие словообразование.

Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик стол, столик — ‘маленький стол’.

Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.). Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист спец;

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин универмаг;

3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Известно, что новые слова образуются с помощью приставок (делать пере-делать, рисовать — подрисовать), суффиксов (синийсин-ев-а, мыть мыть-ся, гордый горд-и-ть-ся, лес — лесок, лесной, лесничий), приставок и суффиксов одновременно (стаканпод-стакан-ник, бежать раз-бежать-ся, говорить пере-говар-ива-ть-ся, перелесок, подводный и т. д.).

Для современного русского языка характерно также образование слов способом сложения:
1) целых слов (диван-кровать, ракета-носитель);
2) основ с помощью соединительных гласных о и е (водопровод, пешеход);
3) основ + суффиксация (землепашец, орденоносный);
4) начальной части слова с целым словом (пол-арбуза, автовокзал);
5) начальных букв слов или их начальных звуков (МГУ, вуз — сложносокращенные слова);
6) образование слова из сочетания слов: древнерусский (от Древняя Русь), научно-технический (от научный и технический) и т. д.

В процессе словообразования имеют место процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

1) чередование гласных и согласных: кошка кошеч-к-а (чередования к / ч, ноль звука / е), лев льв-иц-а (чередования в / в’, е / #),

2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса); пар + ходить пар(о)ход-,

3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть рез-к-а.

Для работы с морфемным составом слова существуют словари, описывающие сочетаемость и значение морем (А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова «Словарь морфем русского языка», Т. Ф. Ефремова «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка»).

Словообразовательные отношения между словами отражены в словообразовательных словарях, наиболее полным из которых является «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова в 2-х томах.

  1. Задание № 1

Укажите неверное утверждение.

А. Все слова русского языка образуют его словарный состав.

Б. Синонимами могут быть слова разных частей речи.

В. Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Г. Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.

Д. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. - 3 балла


  1. Задание № 2

Укажите предложение, в котором есть диалектное слово.

А. Мужики на пригорке ладят мельницу.

Б. Биосфера – это область распространения жизни на Земле.

В. Слово «география» взято из греческого языка.

Г. После дождя в лощинах грязь, жеделяга. – 3 балла


  1. Задание № 3

Какую букву нужно писать после приставки?

А) Б) В) Г)

меж…институтский и ы и ы

под…скать и ы ы и

сверх…зысканный и ы и ы

раз…грать и ы ы и - 4 балла

  1. Задание № 4

Укажите существительное с буквой и в окончании:

А) на нижней ветв…;

Б) вымазаться в саж…;

В) о поразительном случа…;

Г) необходимость в инструкци…;

Д) расти в оранжере…;

Е) в красивой шал….

- 4 балла

  1. Задание № 5

Определите падеж прилагательных в предложении: Весенней порой пел весеннюю песню голосистый соловей. Выберите строку, в которой дан правильный ответ:

А) весенней (пр. п.), весеннюю (дат. п.), голосистый (им. п.);

Б) весенней (тв. п.), весеннюю (дат. п.), голосистый (им. п.);

В) весенней (тв. п.), весеннюю (вин. п.), голосистый (им. п.). – 4 балла

  1. Задание № 6

Как надо писать слова (пяти)тысячный, ста(двадцати)литровый: слитно, раздельно или через дефис?

А) Оба слова надо писать через дефис.

Б) Оба слова надо писать слитно.

В) Оба слова надо писать раздельно.

Г) Первое слово – слитно, второе – раздельно.

Д) Первое слово – через дефис, второе – слитно.

Е) Первое слово – раздельно, второе – слитно.

4 балла

  1. Задание № 7

Какое из этих словосочетаний является устойчивым оборотом?

(А) путевая нить; (Б) путевидная нить; (В) путеводная нить; (Г) нитевидный путь;

(Д) нитевой путь.

4 балла

  1. Задание № 8

«Третьего дня я его вылечил на свои деньги и, можно сказать, своими руками, а сегодня он готов на все гадости!» (А. А. Фет, «Осенние хлопоты»). Что здесь означает «третьего дня»?

(А) третьего числа текущего месяца; (Б) позавчера; (В) три дня спустя; (Г) три дня назад; (Д) в среду. – 4 балла
Дополнительные задания

9. Задание № 9

В интервью корреспонденту водитель маршрутного такси одного российского города сказал так: «Люди вынуждены залаживать квартиры, чтобы купить машину». А какой глагол следует употребить, говоря на литературном языке?

(А) залагать; (Б) заложивать; (В) закладывать; (Г) заклаживать; (Д) закладать.

- 5 баллов

10. Задание № 10

Как по – другому называют аристократию?

(А) доблесть; (Б) знать; (В) честь; (Г) челядь; (Д) дворня.

5 баллов

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: 40.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск