Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 144.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер144.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Самойлова И.Б., учитель

русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №4» города Калуги

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Главные члены предложения. Подлежащее».

(1 час)

Обучающиеся начальной школы имеют представление о подлежащем как о главном члене предложения, знают, что выражается оно именем существительным или местоимением в именительном падеже, умеют находить его в предложении. Поэтому задача пятого класса – расширить знания школьников о способах выражения подлежащего, его связи со сказуемым, сформировать навык осмысленного использования имен существительных и местоимений в речи.

На изучение темы отводится один час, который ориентирован на достижение определенного результата. При планировании урока учитывались особенности познавательной активности пятиклассников посредством мотивации учащихся к учебной деятельности, а также использования игровых и поисковых форм работы. Предложенный урок построен по схеме: актуализация опорных знаний как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить обучающихся в освоение нового знания, объяснение нового материала, закрепление и тренировочные упражнения, контроль знаний и домашнее задание. На протяжении всего занятия используется презентация, сделанная учителем, с эффектами анимации, что обеспечивает личностно ориентированную направленность урока, повышает активность школьников, обеспечивает между учителем и учеником партнерские отношения.

С целью формирования синтаксических и пунктуационных навыков в начале урока проводится работа по характеристике предложений и построению их схем. Индивидуальная работа на карточках способствует индивидуализации обучения. Умение школьников использовать различные виды предложений в письменной и устной речи совершенствуется в творческом задании: обучающиеся должны написать рекламу на школьную тему. Слушатели должны не только определить, какие виды предложений использовал автор, но и дать оценку тексту.

Объяснение нового материала строится на основе наблюдений, которые в исправленном виде заносятся в таблицу, собственные выводы и определение понятия проверяются по учебнику.

Тренировочные упражнения построены по принципу нарастания трудностей: вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем – на уровне самостоятельного распознавания и применения на примере текста, где подлежащее выражается сочетанием слов.

Эффективная форма контроля знаний – тест, который позволяет зафиксировать достижения обучающихся на данном уроке и своевременно корректировать знания.

Цели урока:

  • повторить изученное о главных членах предложения и способах их выражения;

  • познакомить обучающихся с новым способом выражения подлежащего – сочетанием слов;

  • формировать культуру речи обучающихся.

Оборудование урока: учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженской, презентация с эффектами анимации, карточки для индивидуальных заданий, кроссворд для словарной работы, тестовый материал по теме.

Ход урока:

  1. Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка 1. Ф.И._________________________________________

1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения.

М_росит. Ветер срывает с дерев_ев омытые дождём лист_я. Они падают в грязь.
Ни_ко над землёй ползут серые облака. В лощинах дымится туман.
2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________




Карточка 2. Ф.И._________________________________________

1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения.
В__черело. Быстро сгущались сумерки. На высоком небе ро__ко проступали первые
звёздочки. Деревья сл__вались в одну тёмную массу. Стояла мёртвая тиш__на.
2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________




  1. Синтаксическая пятиминутка.

- Постройте схемы предложений. Дайте характеристику каждого предложения

  • по цели высказывания;

  • по интонации;

  • по количеству главных членов.

Как-то неожиданно стемнело.

Откуда взялись облака?

Какой сильный дождь!

  1. Творческая работа.

- Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Рекламируя товары и услуги, люди используют разные виды предложений (по цели высказывания, по интонации). Попробуйте написать рекламное объявление на школьную тему.

Варианты реклам, написанных обучающимися:

  • Вам надоел старый учебник истории? Мы предлагаем вам красочный, чётко напечатанный учебник в меховой обложке с 3D картинками! Читайте эту занимательную и интересную книгу! Она увлечёт вашего ребёнка в Древний мир людей и животных.

Хотите приобрести прямо сейчас? Тогда обращайтесь в издательство «Школьник»!

  • Ваш ребёнок не может ходить с прямой спиной? Тогда этот рюкзак для Вас! Рюкзак «Спинопрям» может Вашим детям не сутулиться и горбатиться. Носите наше изделие! Пусть Ваш ребёнок ходит с правильной осанкой. Покупайте «Спинопрям» в магазине «Ваше здоровье»!

4. Словарная работа (выполняется в парах.) Самопроверка.

- Отгадайте слова, зашифрованные в кроссворде. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- Какое слово выделено по вертикали? (Подлежащее.) Это тема сегодняшнего урока.

5. Объяснение нового материала.

  • Запись темы урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

  • Беседа по ранее изученному: Что вам известно о подлежащем из курса начальной школы? (Обучающиеся называют признаки подлежащего, учитель вешает на доску опорные слова).


Главный член предложения

кто? что?

предмет

имя сущест.

тельное

местоимение




- По опорным словам дайте определение подлежащего.

Подлежащее – то, что «подлежит» высказыванию, предмет мысли.

  • Работа с учебником – п. 31 с. 62.

- Прочитайте определение подлежащего, сравните с тем, которое вывели мы, что нового вы узнали об этом члене предложения?

  1. Тренировочные упражнения.

  • «Найди ошибку»

- Прочитайте предложения, записанные на доске, найдите речевую ошибку.

В парке пожелтели листья на деревьях. Листья падали на землю и усыпали дорожки.

- Найдите подлежащее в каждом предложении: какой частью речи оно выражено в первом предложении? Какой частью речи должно быть выражено во втором? Почему?

  • Работа с таблицей «Способы выражения подлежащего».




Способы выражения подлежащего

Примеры

1.

Имя существильное в им. падеже




2.

Местоимение в им. падеже




3.







- Запишите в качестве примеров исправленные предложения.

  • Работа с текстом.

- Спишите текст, выделите грамматические основы предложений.

Прекрас_ый кустик.

Два листа д_ржались почти около земли. Три стебля росли прямо (в)верх и поддерживали (по) листу. Ещё один стебель д_ржал два белых цветка. Всё радовало глаз стройност_ю и разумност_ю.

(По В. Солоухину.)

- Докажите, что перед вами текст.

- С какими орфограммами вы встретились?

- Что связывает союз И во втором предложении?

- Чем выражены подлежащие в первом, втором, третьем предложениях? Как не ошибиться в определении подлежащего?

- Дополните таблицу «Способы выражения подлежащего»




Способы выражения подлежащего

Примеры

1.

Имя существильное в им. падеже

В парке пожелтели листья на деревьях.

2.

Местоимение в им. падеже

Они падали на землю и усыпали дорожки.

3.

Сочетанием слов

Два листа держались почти около земли.



  1. Подведение итогов урока.

- Что входит в грамматическую основу предложения?

- Какими членами предложения, как правило, выражается подлежащее? Сказуемое?

- Каким способом мы пользуемся, если подлежащее определить трудно?

  1. Домашнее задание: п. 31 (выучить определение подлежащего и способы его выражения), упр. 157, 158.



  1. Контроль знаний. Тест «Подлежащее». ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Взаимопроверка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
















1











































2








































3














































4


































5











































6




















































7





































8











































9


































10











































Запишите слова по горизонтали:

1. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику. 2. Городской безрельсовый электрический транспорт. 3. Шкаф для одежды. 4. Фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. 5. Комната для занятий, работы. 6. Рисунок, изображающий природу. 7. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и с трибунами для зрителей. 8. Известие. 9. Преграда. 10. Человек, занимающийся спортом.
















р

а

п

о

р

т




























т

р

о

л

л

е

й

б

у

с













г

а

р

д

е

р

о

б

























с

а

л

ю

т






















к

а

б

и

н

е

т

























п

е

й

з

а

ж





































с

т

а

д

и

о

н



















с

о

о

б

щ

е

н

и

е



















б

а

р

ь

е

р



















с

п

о

р

т

с

м

е

н



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Подлежащее»

1 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

  1. Много подробностей мы узнали о жизни животных.

  2. Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.

  3. Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.

  4. Мои друзья часто навещали меня.


2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

  1. В доме у нас жил ёжик.

  2. Ребята с трудом отыскали тропинку.

  3. Они перепрыгивали с ветки на ветку.

  4. У неё в клюве трепыхалась рыбка.


3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

  1. Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.

  2. У папы три капли упали со шляпы.

  3. В конце ноября выпал первый снег.

  4. На снегу виднелись многочисленные следы.


2 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

  1. Ночью я вышел на улицу.

  2. Меня поразило невиданное зрелище.

  3. В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.

  4. При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.


2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

  1. Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.

  2. В один миг вся семейка исчезает в кустах.

  3. Он подходит ко мне всё ближе.

  4. Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.


3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

  1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

  2. Невдалеке послышался шум крыльев.

  3. У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

  4. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск