Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса, базовый уровень, (далее - Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Г.И.Беленького для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник программ: Литература. 5-11 классы/под ред.Г.И.Беленького.– 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009). Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
В соответствии с целями преподавания основные задачи обучения литературы в базовом 9 классе сводятся к следующему:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. В авторскую программу изменения не внесены. Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
• Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/под ред.Г.И.Беленького.– 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009).
Учебник под редакцией Г.И. Беленького . Литература. Русская классика. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. М.: Мнемозина, 2007 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 102 часа в год, 3 часа в неделю. Формы организации учебного процесса
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В год – 102 часа, из них на развитие речи - 11 часов
Внеклассных чтений – 4 часа, классных сочинений – 5, домашних – 1.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по литературе
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изобрвжения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование
раздела и тем
| Часы учебного времени
|
Дата
Примечание
|
1
| Введение(1 ч)
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы
| 1
| 02.09.
|
|
2
| Литература Древней Руси (4 ч)
Общая характеристика древнерусской литературы
| 4
1
|
06.09.
|
| 3
| «Слово о полку Игореве» - Памятник древнерусской литературы
| 1
| 07.09.
|
| 4
| Система образов в «Слове…»
| 1
| 09.09.
|
| 5
| Идея, сюжет и композиция лироэпической поэмы
| 1
| 13.09.
|
|
6
| Литература 18 века (10 ч)
Характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме
| 10
1
|
14.09.
|
| 7
| Значение литературной деятельности М. В. Ломоносов. М. В. Ломоносов – филолог и поэт
| 1
| 16.09.
|
| 8
| Творчество М. В. Ломоносова
| 1
| 20.09.
|
| 9
| Свободолюбие в литературе XVIII века. Жизнь А. Н. Радищева – подвиг
| 1
| 21.09.
|
| 10
| «Путешествие из Петербурга в Москву»
| 1
| 23.09.
|
| 11
| Жанр, композиция, идея произведения
| 1
| 27.09.
|
| 12
| Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». Персонажи комедии
| 1
| 28.09.
|
| 13
| Идеалы человеческого достоинства. Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма
| 1
| 30.09.
|
| 14
| Черты классицизма, новаторство в комедии
| 1
| 03.10.
|
| 15
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Фонвизина
| 1
| 04.10.
|
|
16
| Литература 19 века (58 ч)
Новая эра русской поэзии. Сведения о жизни и творчестве Г. Р. Державина.
| 58
1
|
07.10.
|
| 17
| «Властителям и судиям» (фрагмент), «Русские девушки», «Памятник»
| 1
| 10.10.
|
| 18
| Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме в литературе
| 1
| 11.10.
|
| 19
| «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру просто человека
| 1
| 14.10.
|
| 20
| Внеклассное чтение. Творчество Катулла
| 1
| 17.10.
|
| 21
| А. Данте «Божественная комедия»
| 1
| 18.10.
|
| 22
| Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века
| 1
| 21.10.
|
| 23
| А. С. Грибоедов. Личность и судьба
| 1
| 24.10.
|
| 24
| «Горе от ума». История создания комедии. Чтение и анализ первого действия. Экспозиция
| 1
| 25.10.
|
| 25
| Начало и развитие конфликта. Своеобразие жанра и композиции пьесы
| 1
| 07.11.
|
| 26
| Общественный и личный конфликт в комедии. Жизненные идеалы фамусовского общества. «Век нынешний и век минувший»
| 1
| 08.11.
|
| 27
| Образ Чацкого. Монолог как выражение взглядов
| 1
| 11.11.
|
| 28
| Образ Чацкого. Анализ монологов 2, 4 действия. Поражение и победа Чацкого
| 1
| 14.11.
|
| 29
| «Горе от ума» в критике. Богатство языка в комедии
| 1
| 15.11.
|
| 30
| Развитие речи. Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»
| 1
| 18.11.
|
| 31
| Развитие речи. Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»
| 1
| 21.11.
|
| 32
| А. С. Пушкин. Слово о поэте и его творчестве
| 1
| 22.11.
|
| 33
| Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина
| 1
| 25.11.
|
| 34
| Тема свободы и дружбы. Любовная лирика
| 1
| 28.11.
|
| 35
| Тема поэта и поэзии в творчестве
| 1
| 29.11.
|
| 36
| Развитие речи. Урок-практикум по анализу стихотворного произведения
| 1
| 02.12.
|
| 37
| История создания романа «Евгений Онегин», глава 1. Лиро-эпический характер романа в стихах
| 1
| 05.12.
|
| 38
| Главные герои романа, причины их жизненной драмы
| 1
| 06.12.
|
| 39
| Онегин и Ленский. Лирические отступления
| 1
| 09.12.
|
| 40
| Помещичья, дворянская, крестьянская жизнь
| 1
| 12.12.
|
| 41
| Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни (В. Г. Белинский). Оценка романа в русской критике. Т.л.: понятие о литературном типе
| 1
| 13.12.
|
| |