Скачать 101.21 Kb.
|
УрокТема «Русский язык как элемент культуры безопасности»Цель: воспитание интереса к богатству русского языка. Задачи: 1. Воспитание интереса и уважения к знаниям о русском языке. 2. Способствовать применению этих знаний на практике.
Форма : урок-игра Литература: Русский язык как элемент безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности .- 2007.- № 10.- С 23, Монина В.А. «Язык – мой друг мой»: Сценарий // Школьная библиотека .- 2007.- № 2.- С 76, Кондрашова Е.М., Силецкая Н.И. «Славлю тебя, русский язык!» // Школьная библиотека .- 2007 .- № 1.- С 88 – 90. Оборудование: доска, мел, кроссворд План
Язык – механизм передачи информации. Основные угрозы русскому языку.
4. Заключительное слово Ход урока.
Словом можно убить, Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Слвом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Язык – механизм передачи информации. Слово - важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Мир слов – мнообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан, он неисчерпаем как вселенная. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. Язык – это не только механизм передачи информации, но и специфическое средство управления поведением индивида и преобразования этого поведения в нужном направлении. Язык может лечить человека, может радикально изменить его внутренний мир, сформировать как представителя конкретной нации, общественной группы, носителя определенных духовно-нравственных ценностей. По словам немецкого специалиста И. Фечера, « господство посредством языка представляется нам последней формой порабощения человека... Оно обеспечивает такую степень господства над человеком, по сравнению с которой физическое насилие является безобидным и устаревшим. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем словаре В.И. Даль. В словаре А.С.Ожегова – 57 тыс. слов. В произведениях А.С.Пушкина было около 20 тыс слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы). К сожалению, правильная русская речь стала редкостью. Неужели русский язык оскуднеет? Основные угрозы русскому языку: 1. Вытеснение классического слова комиксами, рисунками, кадрами телевизионных и рекламных сюжетов, нарастающее преобладание в СМИ и массовой культуре видовых образных вариантов информации над речевыми. Образное мышление начинает доминировать над вербальным.
Сегодня происходит засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного (западного) проихсождения. Меру этой угрозы трудно оценить. Происходит кризис русского языка! Одним из главных факторов, содействующих широкому распространению в современном русском языке терминов иностранного происхождения и слов, являющихся производными от этих терминов, является процесс активного воздействия на российское общество западной культуры. Основыне сферы этого воздействия - массовая культура, экономическая деятельность, полтика и информатика. 3. Криминализация русского языка. В последнее десятилетие отмечается широкое внедрение в русскую речь выночного сленга и уголовного жаргона, нецензурных выражений..Блатной жаргон уголовников и нецензурные выражения все настойчивее заполняют нашу литературную и повседневную речь.
Преднамеренное искажение слов и выражений – еще одна напасть русского языка. Молодежный сленг существуют уже давно..Через каждые 10 лет меняется лишь его содержание Эта мода привела к тому, что молодежь стала говорить и писать с ошибками. Необходимо осознать, что русский язык – наше глубинное богатство, некая данная свыше сакральная сила, понять стратегическую важность этой силы в деле обеспечения информационной безопасности страны и сохранения народом своей Национальной идентичности. Высокая культура речи должна стать не только показателем интеллектуального уровня специалиста, но и критерием его профессиональной пригодности.
Задание 1. Объяснить фразеологические обороты. (5 мин) - совать нос, - чесать языком, - клевать носом, - попасть впросак, - зарубить на носу, - намозолить глаза, - унести ноги, - повесить нос, - надуть губы, - витать в облаках, - и был таков, - биться как рыба об лед. Задание 2. Объясните значение слов: аннотация, переплет, энциклопедия, суперобложка, форзац. (3мин) Задание 3. Угадай и допиши слово. (2мин) Ответы: «П» - куда уходит судно, порт «Б» - найдешь на кораблях, борт «Т» - сладкое, вкусное блюдо, торт «Ф» - в военных крепостях. Форт Задание 4. Вставить пропущенное слово во множественном числе. (3 мин) плот (ы) дуга (и) грек (и) крот (ы) рука (и) узбек (и) кот (ы) мука (а) человек (люди) рот (ты) кухня (и) метро Задание 5. Изменить род имен существительных с мужского на женский. (2 мин) Повар (повариха) Портной (портниха) Купец (купчиха) Храбрец (храбрая) А теперь изменить женский род на мужской. Оса (шмель) Коза (козел) Гроза (гром) Стрекоза (стрекоза) Задание 6. Найдите слова в слове (6 мин) 1 команда - «А э р о п л а н «, 2 оманда – «Э л е к т р о в о з» Ответ: алоэ, Ответ: ток, крот, Задание 7. Конкурс скороговорок. Каждую скороговорку надо произнести по 3 раза без ошибок (3 мин) 1 команда: Иван – болван молоко болтал, да не выболтал. 2 команда: От топота копыт пыль по полю летит. Задание 8. Придумать рифму к слову: (5 мин)
Задание 9. Угадать фразу в «перевертыше» (3 мин) - Доброе утро, старики! («Спокойной ночи, малыши!»), - Никого нет на улице («Пока все дома»), - Пещера кошмаров («Поле чудес»), - Деревенька («Городок»), - Неожиданный обед («Званый ужин»), - Иванова ночь («Таптьянин день») - Оденьте это потом («Снимите это немедленно») Расшифруй пословицы (5 мин) Украденной кобыле глядят в глаза (Дареному коню ....) Велик пятак, да дешев (Мал золотник, да дорог) Дешева вилка к ужину. (Дорога ложка к обеду) Провожают по лохмотьям, а встречают по тупизне. (Встречают по одежде, а провожают по уму) Расхлебывать суп (Заварить кашу) Врага узнаешь в радости. (Друг познается в беде) Не имей 100 долларов, а имей сто врагов.(Не имей 100 рублей..) Грушка от дерева далеко катится. (Яблочко от яблоньки недалеко падает). Задание 10 Эрудит- круиз. (8 мин) Буква А
(автралийская курица)
Буква Б
Буква В
2. Крыльями машет, а улететь не может (ветряная мельница)
(валериана)
(верблюд) Буква Д
(дятел) Буква Ж
(железное дерево) 3. Что мучает человека в жару? (жажда) 4. Как называют дятла, который строит квадратные дупла? (Желна) Задание 11. Отгадай кросворд (10 мин)
1. Изобретатель книгопечатания (Гутенберг) 2. Название алфавита , созданногов конце 9 в.Кириллом и
10. Основное устное средство общения между людьми (Язык) 11. Прочитайте сверху вниз название современной фабрики по
|