Скачать 55.45 Kb.
|
Урок развития речи в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Левкоева А.Е. Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Берегите книги!» Цели и задачи урока: Образовательные: -обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме; -обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи; -расширение и углубление знаний о стилях и типах текста. Развивающие: -активизация самостоятельной деятельности; -развитие познавательной активности. Воспитательные: -воспитание коммуникативности; -воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде; -привитие культуры общения; -воспитание интереса к предмету; -воспитание учащихся гражданами своей малой родины. Ход урока: 1. Организационный момент. -Здравствуйте, откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня на уроке русского языка мы проведём подготовку к сочинению. Тему сочинения вы определите сами после объяснительного диктанта. -Объяснительный диктант. Расположить по алфавиту, стоять на полке, шорох страниц, иллюстрация, располагаться на обложке, сгибать переплет, цитата, сборник задач, учебник по математике. - Какая тема объединяет все слова? (Книги) Найдёшь ты храбрости пример В хорошей умной книжке, Увидишь всю Россию, Всю Землю с этой вышки. В дорогу взять не позабудь Ключей надежных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку. 2.Проверка домашнего задания (пословицы о книгах) -Посмотрите на нашу маленькую библиотеку. Одни книги в хорошем состоянии, а некоторые нуждаются в нашей помощи: у них оторваны корешки, изрисованы страницы. -Запишите тему урока «Подготовка к сочинению «Берегите книги!» 3. Стимул. -Герои рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» решили организовать классную библиотеку. Некоторые книжки были уже старенькие. У некоторых еле держались переплеты или оторвались страницы. Мы решили взять такие книжки домой, чтоб починить. Особенно много возни у нас было с переплетами. Костя все время ворчал. - Ну вот! - говорил он. - Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли? - Кто же это дерется книжками? - сказала Лика. - Вот еще выдумал! Книги вовсе не для того. - Почему же переплеты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплет оторвется? - Конечно, не оторвется. - Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дергал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дергал, скажите, пожалуйста? Вот дернуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймет. Куда это годится, спрашиваю я вас? - Верно, - говорим, - никуда не годится. - А это что? Рожу какую-то нарисовали, да еще чернилами! Он принялся стирать рожу, но чернила въелись в бумагу, и кончилось тем, что он протер в книге дырку. - Надо же учить как-нибудь, - сказал Костя. - Если у нас будут такие читатели, то я и не знаю, что будет. Я не согласен, чтоб они государственное имущество портили. - Надо будет объяснить ребятам, чтоб они бережно обращались с книжками, говорю я. 4. Задачная формулировка. -Давайте поможем Вите и в форме сочинения объясним ребятам: «Почему нужно беречь книги?» -Определим тип речи, который нам подойдет для работы. - Какие вы знаете типы речи? (три типа речи: описание, повествование, рассуждение). - Что такое описание? ( Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?) - Что такое повествование? (Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос «что произошло?») - Что такое рассуждение? (Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?) -Какой тип рассуждения будете использовать вы? (Рассуждение) -Определите тип текста. Текст 1 Книга — подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Текст 2 Мою самую любимую книгу я нашла не в библиотеке – мне ее принесла мама. Это была большая, с темно-синей обложкой, книга Вениамина Каверина «Два капитана», книга, о которой я ничего не слышала, как и не слышала ничего о самом авторе. С первых же страниц я увлеклась этой книгой и стала читать на одном дыхании. Оторвать меня от чтения было, наверное, невозможно. Текс 3 Книга - друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, ее нужно беречь, как друга. Чем бережнее мы будем обращаться с книгами, тем меньше деревьев потребуется на бумагу, чтобы их переиздавать. Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения.
-Выберите тезис для сочинения -С книгой жить – век не тужить! (Пословица) -Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались. (Генри Торо) -Любите книгу – источник знаний. (М.Горький) 5. Источник информации. -Что может служить аргументом? ( Пословицы, личный опыт, научные факты) - Выберите из данного текста необходимые аргументы. Сейчас книги печатаются очень быстро. В каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них 7-8 для детей. Чтобы получить книгу, над ней потрудилось очень много людей. Сама машина, даже самая умная, сделать книгу не сможет. В бумагу вложен труд лесорубов и сплавщиков, ведь бумагу для книг делают из древесины. Чтобы напечатать 3 тыс. учебников, необходимо срубить 40 елей. На бумажном комбинате перерабатывают древесину в бумагу. Писатели, учёные написали текст. Художники нарисовали красивые иллюстрации. Наборщики, печатники, переплётчики и много других людей создавали книгу в типографии. Печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остаётся труд человека. При составлении тезиса можно применить эти слова: - Докажем это… - Это можно доказать так… - Это объясняется следующим образом При доказательстве: - Во-первых,… - Во-вторых,… - В-третьих,… - Допустим… При выводе: - Итак,… - Обобщим сказанное,,… - Таким образом,… - Следовательно,... 6. Модельный ответ. Я согласна с высказыванием Генри Торо, что книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались. К книгам нужно относиться бережно и с любовью, уважая труд авторов и людей, которые их создали. Книги сохраняют культуру страны, передают знания и опыт от поколения к поколению. Они полезны и необходимы человеку. Книги нужно беречь, чтобы большее количество людей смогли ими воспользоваться. Докажем это. Во-первых, в мире есть много книг, из которых можно познавать мир. «Чтение – вот лучшее учение» , - гласит народная пословица. Во-вторых, книга - самое ценное богатство человека. В старину книга стоила очень дорого, потому что она писалась от руки. Сейчас книги доступны всем, и иногда по отношению человека к книгам можно судить о том,как он воспитан. Следовательно, люди должны беречь книги не только, как источник знаний. Если мы будем беречь книги, то сохраним их для будущих поколений. 7.Домашнее задание. Напишите черновик сочинения. |