Скачать 31.37 Kb.
|
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ» 1.Лопатина Тамара Ивановна Учитель изобразительного искусства и черчения 2. МБОУ «СОШ №11» 3.Телефон рабочий 2-49-79 4. Урок изобразительного искусства 5. 5 класс 6. 40 минут 7. Оборудование – ПК, проектор, экран, программное обеспечение – Power Point Аннотация: Данная презентация может являться наглядно-демонстрационным материалом на уроках изобразительного искусства в 5 классах. Данный урок по теме «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» входит в серию уроков I четверти по теме «Древние корни народного искусства». В презентации представлены иллюстрации, фотографии и репродукции картин художников. Часть иллюстративного материала сканирована с репродукций и иллюстраций дополнительной и учебной литературы, часть – фотографии экспозиций краеведческого музея. Восприятие каждого слайда, знакомство с символикой народной вышивки сопровождается комментариями учителя. Могут иметь место предварительные задания и вопросы учителя. Возможно обращение к жизненному опыту детей. Использование презентации на уроке позволило осуществлять свободный возврат и повтор слайдов, демонстрировать крупный план при рассмотрении и анализе иллюстраций и фото. Предполагается демонстрация на большом экране. Возможны различные варианты использования данной презентации на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной работе. 10. ЦЕЛЬ: - знакомство с образами и мотивами в орнаменте русской народной вышивки. ЗАДАЧИ УРОКА: -сформировать представления о традициях украшения русского национального костюма и предметов быта; - познакомить с правилами построения орнамента в вышивке; - изучить значение символов и цвета в вышивке на русском народном костюме и предметах быта; -исследовать влияние местных условий, обычаев и времени на характерные узоры вышивки; -развить творческие способности и изобразительные навыки учащихся. 11. ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока ( кадр 1, 2 ) III. Актуализация темы урока: -Умеет ли современная женщина украшать свой наряд, предметы быта или интерьер дома вышивкой? (кадр 3) IV. Постановка проблемного вопроса, вывод определений. -Какие образы-символы использовали крестьяне в вышивках для украшения своего быта? (кадр 4,5,6,) V.Знакомство с разнообразием и значением символики в русской народной вышивке: (кадр 7) 12, 13, 14 ) - значение и правила построения орнамента; (кадр 8) - изображение образа женщины, матери - Берегини; (кадр 9) - символическое значение изображения птицы и коня; (кадр 9, 10, 11,12) - символическое значение изображения ромба (кадр 13,14) VI. Знакомство с символическим значением цвета в вышивке (кадр 15) VII. Исследование влияния местных условий на мотивы и цветовое решение вышивки в русском национальном костюме: - украшения вышивкой русского национального костюма Севера (кадр 16, 17) - вышивка русского народного костюма центральных и южных районов России (кадр 18,19) -Чем отличается вышивка на костюмах разных областей России? - традиции украшения вышивкой народного костюма жителей Алтайского края (кадр 20,21) VIII. Смысловое значение мотива орнамента вышивки в женском и мужском костюме (кадр 22, 23) - О чем рассказывает вышитый на женском переднике орнамент? IX. Знакомство с образами-символами в украшениях вышивкой - головного убора (кадр 24) - Какие образы встречаются в украшениях головного убора крестьянки? - полотенца (кадр 25) -Какое значение в жизни русского человека имеет полотенце? Какие символы – пожелания встречаются в вышивках свадебного полотенца? X. Постановка художественной задачи (кадр 26) XI. Выполнение практического задания Выполнение эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. XII. Домашнее задание: в альбоме выдели цветом главный мотив вышитого полотенца. 12. Электронные материалы: презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» (Power Point ) |