Скачать 67.68 Kb.
|
Крушевская А. В. (Иркутск) Основные проблемы становления личности Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир. В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов. Также стоит отметить, что проблема личности и общества еще с XIX века стала магистральной проблемой русской литературы. Впервые как главную эту проблему поставили комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Их герои оказались невостребованными обществом, «лишними». Прежде всего, попробуем разобраться, что же включает в себя понятие личности. Еще в школе на уроках обществознания нам говорили: «Личностью не рождаются, личностью становятся». Конечно, все запомнили это высказывание, но все ли хорошо понимают, что именно включает в себя это понятие и как именно происходит данное становление? Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность существует множество ответов, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (при условии, что оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни общества. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [1, с. 336]. Возможно ли стать личностью без жизни в обществе? Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Известным примером такой жизни является Питер (одичавший ребенок, который был обнаружен в 1725 – 22 февраля 1785) , выросший в условиях крайней социальной изоляции мальчик из Ганновера на севере Германии, найденный в 1725 году живущим в лесах около Хамельна (герцогство Брайншвейг-Люнебург). Мальчик, чье происхождение и родители были неизвестны, вел совершенно дикий образ жизни, питаясь лесными растениями и передвигаясь на четвереньках. Сразу после находки (или поимки) его перевезли в Великобританию по приказу Георга I, чей интерес к несчастному мальчику возник во время визита на родину, в Ганновер. На момент обнаружения Питеру было приблизительно 10 лет. За следующие 60 лет, прожитых в обществе, Питер научился произношению только двух-трех слов [2]. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложится система понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человека. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия [3, с. 276]. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы совершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя, владеть своим поведением, подчинять его своей собственной власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя [3, с. 277]. Итак, нам стало понятно, что общество помогает становлению личности. Но всегда ли интересы личности и общества сопоставимы? И всегда ли удается личности проявлять свое собственное «Я» в том самом обществе? По мере взросления расширяются и усложняются отношения человека с окружающим миром, потому что он становится членом не одной, а множества групп (семья, профессиональные, национальные, политические группы и др.). Они предъявляют к человеку различные, зачастую, взаимоисключающие требования. Многообразные связи человека с миром предполагают иной тип поведения, обусловленный его активностью. Эта форма регуляции называется личностной. Как личность человек выбирает то, что для него наиболее важно, отказываясь от других возможностей, соподчиняет свои отношения с другими людьми, управляет своим поведением. Если поведение социального индивида регулируется извне (нормами морали, законодательством, модой, традициями), то поведение личности обусловлено ее ценностями, позициями, отношениями. Таким образом, личность – это человек, который выделяет себя из окружающего мира, строит свои отношения с ним и подчиняет этим отношениям свое поведение вопреки внешним стимулам и ситуативным побуждениям [4, с. 30]. Что касается проявлений собственного «Я» личности в обществе, то здесь далеко не все гладко. Очень часто человек испытывает затруднения при проявлении своих индивидуальных способностей в обществе, замыкается в себе. Нередко можно услышать такое высказывание «да наедине он совсем другой». Многим людям сложно раскрыться в большой группе людей, но совсем легко сделать это при общении с кем-то наедине. Большое значение социальным условиям, которые могут либо способствовать, либо препятствовать развитию личности, придавал Э.Фромм. С его точки зрения, общество должно обеспечить три основных условия: безопасность (личность должна быть уверена, что удовлетворение ее основных потребностей не будет поставлено под угрозу); справедливость (личность не должна использоваться как средство в руках другой личности или группы); свободу (личность должна иметь возможность реализовать свою активность). Свобода по Э. Фромму является определяющим условием развития личности. В обществе, где есть безопасность и справедливость, но нет возможности реализовать активность, развитие личности затруднено. Главную причину негативного влияния общества на развитие личности Э.Фромм видел в «вещном» отношении человека к себе и другим людям. Стремление «иметь» захватывает современного человека, и он забывает о том, что надо «быть», реализовать себя как личность. В концепции Э. Фромма основной характеристикой личности является ее внутренняя свобода, под которой он понимал поведение человека на основе осознания альтернатив и их последствий. Являясь благом, свобода, вместе с тем, требует от человека ответственности и мужества. Одни стремятся расширить пространство свободы, а другие «бегут» от нее [4, с. 39]. Социальная среда является условием и источником развития личности. Она влияет на личность опосредованно, через социальные группы, определенный общественный режим, объективно заданный личности и влияющий на содержание ее деятельности. Развитие личности – активный процесс, предполагающий ее избирательность и пристрастность. Ценности личности это результат ее внутренней напряженной работы. Как писал А.Н. Леонтьев, становление личности предполагает решение задачи «чему во мне быть?» (А.Н, Леонтьев, 1977). Только в социальной среде у человека возникает потребность стать личностью и проявляется способность быть ею. Однако решающую роль в этом процессе играет активность самого человека как субъекта развития. Благодаря собственной активности человек реализует себя как личность, самостоятельно прокладывая свой уникальный путь сквозь историческое и социальное пространство. Список литературы
|