1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока





Скачать 63.56 Kb.
Название1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока
Дата публикации08.08.2013
Размер63.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
1. Тема: ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЯЗЫК

Цели урока:

  • образовательные: выяснить, для чего человеку нужен язык, возможно ли владение языков вне общества, какой речью должен владеть человек; показать роль языка в жизни общества; познакомиться с выдающимися русскими лингвистами;

  • развивающие: сформировать навык чтения лингвистического текста;

  • воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Форма урока: традиционный.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Оборудование: учебник.
Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Г.Р. Державин.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Интрига

Почему наш школьный журнал открывается страницей «Русский язык», а за ней располагаются страницы, называющие другие предметы? (Краткая беседа о важности предмета «Русский язык».)

Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент. Что означает это слово? (Опыт.) Кто из вас хочет хоть на минуту побыть актером? Задание детям (три человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Ох, болит зуб»; «Пятерку получил»

- Что изображали наши «актеры»?

- На каком языке они говорили? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)

- Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи? (Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.)

Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф.

Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь и пытаются объяснить его смысл. Учитель вновь обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением, главой, поясняющая идею, смысл текста).

  1. Слово учителя

С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!

Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.

Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать.

  1. Работа по теме урока

Вспомним историю, рассказанную Редьярдом Киплингом — английским писателем. Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.

Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребенком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала маленькое безволосое существо. Повзрослев, Маугли научился подражать боевому кличу оленей в джунглях и хрюканью диких свиней... Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?» — подумалось Маугли. Мессуа, женщина, у которой когда-то волки украли сына, решила, что Маугли ее дитя, и стала учить его словам. Как только Мессуа произносила какое-нибудь слово, Маугли очень похоже повторял его и достаточно быстро заучил названия многих предметов в хижине.

- Зачем Маугли так старательно учил слова?

- Растолкуйте записанные на доске выражения. Понял бы Маугли их смысл?

ЯЗЫК МАЛ, А ВЕЛИКИМ ДЕЛОМ ВОРОЧАЕТ.

ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КОСТЬ ЛОМИТ.

- Что представляют эти выражения по форме? (пословицы.)

- Раскройте смысл пословиц на примерах.

Знаете ли вы…

…что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию соплеменникам?

.. .что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?

.. .что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости?

Но был изобретен и «язык», более понятный нам.

Прочитаем отрывок из поэмы американского классика Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

В чём своеобразие «языка», изобретённого древними индейцами?


...Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.



- Что же нарисовал Гайавата? давайте нарисуем «язык» древних.

ccf17122007_00000

Трудно понять его современному человеку без пояснений поэта:


Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца.

Вод, лесов, и горных высей,

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Для восхода точку слева,

Для заката точку справа,

А для полдня на вершине.

И всего, что населяет

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре время ночи,

Краской линию прямую,

А волнистые полоски —

Для небес — дугу под нею,

Тучи, дождь и непогоду.


Такое письмо называют рисуночным или пиктографией. К нему иногда прибегает и современный человек, изображая знаки-символы. Знаете ли вы их?

- Что означает изображение красного креста? Пяти колец, тесно связанных между собой? чаши и над ней головки змеи?

Попробуем сделать выводы из проделанной работы и ответить на вопрос урока: «Зачем человеку нужен язык?» (Язык нужен для передачи мыслей одного человека к другому, для общения, взаимопонимания.)

Интересная задача. Продолжите мысль английского драматурга Бернарда Шоу: «Если у вас и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то...» (Дети догадаются о продолжении: «...то у каждого из нас будет две идеи».)

Идея — это мысль, выраженная словами. А у меня, например, есть мысль подарить вам в форме диктанта стихи (пишем на доске).

Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык,

Которым с детства радость, муки

И мысль я выражать привык.

Выразительно прочитайте стихи.

- Какова идея этой строфы?

- Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства.)

Подведем итог

  1. Работа с учебником. Выполнение упражнений

Откроем учебник на с. 3, обратимся к упр. 2. Наша задача - научиться читать и пересказывать лингвистический текст. Вот и еще один термин. Объясним его.

Лингвистика (от лат «лингва » - язык) - наука о языке.

Запишем главные мысли текста:

- люди задумываются над загадкой, откуда появился язык;

- язык делает человека человеком;

- без языка не было бы общества людей.

Как бы вы озаглавили текст? Напомню, что в заглавии должна быть отражена тема (о чем текст) или идея (ради чего написан текст).

  1. Итог урока

Подытожим, для чего же человеку нужен язык?

1. Язык позволяет людям думать.

Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». Думают, и именно с помощью слов и предложений. Только они не могут их произнести.

2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

С помощью языка можно передавать свои наблюдения, свои переживания, можно фантазировать, рассуждать, предполагать, обнять, т.е. обмениваться друг с другом мыслями.

3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.

Люди работают, помогают друг другу. Иначе говоря: действуют сообща. Представьте себе завод, где рабочие, мастера вдруг потеряли способность разговаривать друг с другом. Завод работать не будет.

Жить в человеческом обществе без языка нельзя.

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте.

Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

Красота заключается не только в книгах, в песнях, в игре артистов. Мы встречаем людей, которые прекрасно умеют шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою щедрость.

Ученик читает лекцию ... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к её сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную форму, которая трудную мысль сделает ослепительно яркой и ясной.

И таких случаев много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто замечаем, как он красив.

  1. Домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconУрок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык»
Цель: показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; развивать умение сопоставлять, анализировать; способствовать...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconТема урока. Зачем нужны автомобили?
Цели и задачи: формировать знания о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconЗачем нужен психолог?
...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представление. «Зачем нужен психолог в школе?» рассказ психолога о своей работе
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconЧто такое «реферат», и зачем он нужен?
Как правило, подобные работы я даже не рассматриваю! А еще есть программа «Антиплагиат»! В общем, любителям «халявы» – просьба не...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconОпределение форсайта Зачем нужен форсайт?
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconТема урока Тип урока
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconУрока Тема урока Тип урока
Понятие госуд. Языка. Русский язык как государственный язык рф, средство межнационального общения
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconКонспект урока Аттестуемый педагог (фио) Рогожина Любовь Анатольевна...
...
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconТема урока: Формула n-го члена арифметической прогрессии. Цели
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кэролл, М. К98 Зачем нужен муж?: [роман] / Клаудиа Кэрролл; пер с англ. Л. А. Стоценко. — М.: Act: act москва; Владимир: вкт, 2010....
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока iconТема урока: среда программирования qbasic цели урока
Программы пишут программисты на разных языках программирования. Одним из языков программирования является язык qbasic


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск