Скачать 38.99 Kb.
|
Анисимова Наталия Васильевна, учитель ПКШ№1 Урок русского языка, 4 класс Место урока в системе - изучение частей речи. Открытие грамматических признаков и их особенностей (постоянный и переменный характер). Словоизменение частей речи. Правописание безударных окончаний разных частей речи. Тема урока – Словоизменение имени прилагательного. Цель урока – открыть грамматические признаки имени прилагательного и определить их постоянные и переменные признаки. Задачи урока: 1.Восстановить алгоритм проверки безударного окончания имени существительного. 2. «Открыть» начальную форму имени прилагательного (форма И.п.). Поставить вопрос – изменяется ли прилагательное по падежам? 3. Пронаблюдать за изменением прилагательного по падежам. 4.Установить зависимость грамматических признаков прилагательного от грамм. признаков им. существительного. 5.Составить модели им. существительного и им. прилагательного с открытыми грамматическими признаками. (на продвижение вперед): 6. Найти слово – помощник для проверки безударного окончания им. прилагательного. 7. Составить алгоритм проверки орфограммы. Ход урока:
- Добрый день, друзья. Меня зовут Наталия Васильевна. Я учитель одной из пермских школ. Разрешите начать сегодняшнее занятие с пословицы «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Новые события дарят нам новые встречи, а новые встречи – это всегда новые интересные люди, которые потом могут стать хорошими друзьями. Поэтому, мне приятно еще раз сказать «добрый день, друзья». Кстати, сегодня на уроке будет звучать …. пословиц. Тот, кто в конце урока назовет все … , получит галстук победителя «Самый замечательный» (в значении - кто все замечает. На галстуке написано – Лучше всех все замечаешь – от того-то много знаешь.)
Встаем. Проверим, насколько дружны и сплоченны. (Учебная игра). Соберем всю силу, знания и энергию. - Мы сегодня будем работать в паре. Проверим, насколько вы готовы слушать товарища и продвигаться совместно в делах (учебная игра). Неожиданно стук в дверь. Принесли письмо. Читаю, что на конверте. Письмо самому-самому…Выбираем из класса самых-самых. Дети по очереди открывают конверты и передают друг другу. Открытые конверты прикрепляются на доску (в три столбика: 1-м.р., 2- ж.р., 3- мн.чис.) Открывается само письмо Здравствуйте, ребята. Меня зовут Артем. У меня есть проблемы с русскова языком. Я обращаюсь к сам-м смел-м, скромн-м и сильн-м ученикам с надеждой, что мне помогут. Помогите, пожалуйста, найти нужных букву в слова. Спасибо. До свидания. Озвучьте еще раз, что просят сделать? Все внимание обращается на слова на конвертах (на доске). В каких словах уже можно поставить букву? (МАЛЬЧИКУ и ДЕВОЧКЕ). Здесь можно проанализировать классификацию слов на доске и повторить алгоритм проверки безударных окончаний им. существительных (алгоритм фиксируется на доске). - Получается ли, можем ли найти букву в окончании в других словах? Каким способом? (по вопросу) Что такое есть «замечательное» в вопросе? - Можем ли мы для проверки орфограммы воспользоваться тем же алгоритмом? (здесь другие окончания, другая часть речи).В списке слов специально даны слова как зона ближайшего развития (причастие и порядковое числительное). - Проверим, срабатывает ли открытый алгоритм: Поставить слово в начальную форму. Какая форма для прилагательных будет начальной? Есть ли у прилагательных склонения? Изменяются ли прилагательные по падежам? - Изменяются ли прилагательные по падежам? Работа в парах. Выберите любое прилагательное из списка и измените его по падежам (чтобы не ошибиться в выборе формы используйте вспомогательные слова). «Одна голова хорошо, а две лучше». На работу дается 4 минуты. К доске приглашаются пары для той же работы. По окончании времени все бланки вывешиваются на доску. -Что хотели увидеть? -Изменяются ли прилагательные по падежам? -Почему падеж одинаковый, а окончания разные? -Почему поменялся род прилагат-ных? -Правильно ли я поняла, что грамм. признаки прилагат-ных зависят от грамм. признаков им. существительных? -МММ… Век живи - век учись - Эти важные вещи предлагаю зафиксировать … составим модель, где надо отразить постоянные и переменные признаки слов, главное и зависящее положение слов друг к другу. Как называется связь главного и зависимого слова? (словосочетание). Что в окончаниях не очень нравится? (безударная позиция). Можно ли, действуя по алгоритму им. сущ-го, найти слово-помощник..? Работа в паре. - Из списка предлагаемых слов выберите те, которые могут подходить в качестве проверочного слова (рисую, мечтай, каравай, иней, простой). Придумайте свои слова – помощники. Как легко их найти в речи? На своих бланках в словах вставьте буквы. В написании каких окончаний возникли трудности? Существует группа окончаний-нарушителей, которые нельзя проверить. Их надо запомнить. Пословица… Вернемся к письму. - Какой ответ можно дать мальчику? -Что важного записали в блокнотах? -Кого и за что сегодня хотелось бы поблагодарить? - Сколько пословиц прозвучало на уроке? Какие? Пусть они будут вашим девизом жизни. Ведь с друзьями можно много что интересного сделать. -Я желаю вам много настоящих друзей. Всем спасибо. Урок закончен. |