Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 138.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер138.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка по теме: «Время глагола»
Цели: - ознакомить детей с изменением глагола по временам; научить различать глаголы по временам;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление;

- воспитывать самостоятельность, любовь к родному языку; совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
1. Орг. момент. (психологический настрой на урок)

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться!

Я готов к работе.

Я работаю!
2. Чистописание. (объяснить смысл записанных предложений)

Время летит. Время разум даёт. Всякой вещи своё время.

Делу время, потехе час. Всему своё время.
3. Словарная работа.

- От данных существительных образуйте глаголы и разберите их по составу.

Адрес – адресовать, беседа – беседовать, дежурный – дежурить, жёлтый – желтеть, завтрак – завтракать, интересно – интересоваться, здравствуйте – здравствовать, квартира – квартировать, командир – командовать, мороз - морозить, победа – победить, работа – работать.
- О чём сегодня на уроке пойдет речь? ( о временах глагола)

- Чему мы должны сегодня научиться? ( различать глаголы по временам)
4. Введение в тему урока.
На экране записан текст.

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть .

Вот теперь сидеть.

На неё глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.

- Что вы заметили в этом тексте?

(глаголы в предложениях не связаны по смыслу).
- Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.
Рыженький котик сидел на окошке

И увидел он знакомую кошку.

Он ей песню спел,

А потом поел .

Вот теперь сидит.

На неё глядит.

Кисонька мурлычет,

Кота к себе кличет:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.
- На какие три группы можно разделить эти глаголы? ( на глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени)
- Выпишите глаголы с вопросами.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

сидит

сидел

будем гулять

И.т.д. выписывать
5. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 64 у. 28

1. Слово изменяется по временам

- Можно ли только по этому признаку узнать, какой частью речи является это слово?

2. Слово изменяется по числам.

- Какой частью речи может быть это слово?

3. Слово изменяется по лицам.

- Какой частью речи может быть это слово?
- Прочитайте и дополните грамматическую задачу так, чтобы ответить: это глагол.

Слово обозначает … . (действие предмета)

с. 64 у.30 ( устно)

В форме какого времени глаголы называют действие или состояние предметов в момент речи? до момента речи? после момента речи?

Приведите примеры глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
6. Физкультминутка.

Встали из – за парт, руки на пояс. Я прочитаю стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта». Если встретится глагол неопределённой формы, нужно присесть и вытянуть вперёд руки. ( на внимание)
Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго – долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

с. 64 у. 32 (устно) – укажи время глаголов
7. Письменная работа по учебнику.

( у доски комментируют учащиеся)
с. 65 у. 32

- Выделить в предложениях все глаголы неопределённой формы и записать их после вопросов, на которые они отвечают. Рядом записать все возможные формы времени этих глаголов.

Образец.


вопрос

Н.ф.

Прош.вр.

Наст. вр.

Буд. вр.

Что сделать?

решить

решил

----

решу

Что делать?

гулять

гулял

гуляю

буду гулять



- Понаблюдайте и сделайте выводы:

  • какие глаголы имеют все три формы времени;

  • на какой вопрос они отвечают в неопределённой форме;

  • какое у этих глаголов будущее время (простое или сложное)?



8. Работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.


1 вариант

2 вариант


Замени словосочетания глаголами неопределённой формы. (вспомни на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме).
Сделать подарок - … ; осуществлять охрану - …, оказать помощь - … , делать ремонт - … , вести разговор - … , делать запасы - … .


К каждому глаголу подбери глагол, противоположный по смыслу (антоним). Запиши слова парами.

Стоять - … , ломать - … , молчать - … , хвалить - .. , приезжать - … , закапывать - … , впускать - … .


( дети проверяют и выставляют друг другу отметки)
9. Самостоятельная работа по учебнику.

- с. 66 у. 34

- Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных и помещённых в скобках орфограмм. Спишите текст. Подчеркните глаголы и укажите их время.

( проверка – фронтальная)
10. Итог урока.

- Что такое глагол?

- Как изменяются глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени?

- От какой формы глагола можно образовать временные формы?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

11. Домашнее задание.

Учебник с. 66 у. 35 ( по желанию можно продолжить текст).


УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 КЛАСС, 2 ЧАСТЬ

АВТОРЫ: Л.М.ЗЕЛЕНИНА, Т.Е.ХОХЛОВА

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2008

Темы:

  1. Время глагола. (страницы 64 – 66)

  2. Образование форм времени от неопределённой формы глагола (страницы 67 – 70)

  3. Образование глаголов прошедшего времени ( страницы 71 – 72)



  • Задания и упражнения учебника задают содержание урока:

Материал в учебнике построен от простого к сложному; сначала обобщаются общие знания о частях речи, затем переходит к морфологическим признакам глагола. С помощью учебника обучающиеся учатся самостоятельно обобщать материал и делать выводы. В учебнике целенаправленно отбирается дидактический материал: 1) тексты детских писателей и мемуарной литературы, отражающей видение мира глазами ребёнка; 2) реальные детские высказывания, выполняющие функции обучения самоконтроля за речью – за её содержанием и языковым оформлением. В учебнике заложена и контролирующая функция: каждое задание проверяет одно ведущее умение. Самостоятельно выполнив эти задания, ученик может судить об уровне усвоения им темы.



  • На уроке формируются универсальные учебные действия (УУД):

Учатся образовывать временные формы глагола от глаголов неопределённой формы, практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам. Обучающиеся овладевают умениями разбирать слова по составу, образовывать глаголы с помощью приставок, выполняют синтаксический разбор предложений.


  • Осуществляется деятельностный подход:

Мы учим деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. (в результате самопроверки и взаимопроверки); развиваем познавательную деятельность (способы работы со словарём);

Урок русского языка по теме: «Образование форм времени от неопределённой формы глагола»
Цели: - совершенствовать умение определять время глагола; изменять глаголы по временам;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.

Оборудование: опорные схемы, кроссворды, книжная выставка произведений А.С.Пушкина, грамзапись «Ария царевны Лебедь», карточки для индивидуальной работы.


  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят.

Уши внимательно слушают и всё слышат.

Голова хорошо думает.


  1. Чистописание.

- Списать, подчеркнуть глаголы, определить их время.
Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

- Из какого произведения эти строки и кто их автор?

3. Словарная работа
- Вы должны отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок Пушкина, которого все мы очень любим. Отгадав, мы сможем узнать тему нашего урока.

1. Вот открыл царевич очи:

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит (город) он большой.

  1. Пушки с пристани палят,

(кораблю) пристать велят…

  1. Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)!

Перед ним его два сына.



  1. И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

(тридцать три богатыря).

  1. «… торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)…»

  1. И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы…
Г О Р О Д

К О Р А Б Л Ь
К А Р Т И Н А
Б О Г А Т Ы Р Ь
В О С Т О К
С Т О Л И Ц А
- Молодцы! Вы определили тему урока. Это – ( Глагол. Образование форм от неопределённой формы глагола) .


  1. Работа по учебнику.

с. 67 у. 36

- Прочитайте отрывок из поэмы Пушкина. Объясните расстановку знаков препинания. Найдите в этом отрывку глаголы, укажите их время.

Самостоятельно с последующей самопроверкой на экране через проектор.


  1. Работа над лексическим значением слова.



Время … что это такое? Как вы понимаете значение этого слова?

Из словаря В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками.»
А в сказке Пушкина:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод.
- Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Выполнить звуко – буквенный разбор слова время.


5.Физкультминутка.

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть – чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встали –

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись,

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнениям готовы?

1,2,3,4,5 –

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем и закроем глазки –

Вспомните, что повторяли

Без моей подсказки.
6.Выборочное списывание.

с. 68 у. 39

- Прочитайте отрывок из сказки А. Пушкина. Вспомните её название. Выпишите глаголы в таблицу. Разберите глаголы неопределённой формы по составу.


Неопределённая

форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время













- Как по вопросу к глаголу неопределённой формы можно определить, какие формы времени он имеет?

Комментированное письмо у доски.
7.Слуховой диктант.

- Выпишите глаголы в три столбика по временам.
И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена:

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

(взаимопроверка)


8.Письмо предложений под диктовку.

- Объясните знаки препинания. Составьте схемы предложений с однородными членами.
К морю лишь подходит он вот и слышит будто стон.

Он их кормит, и поит, и ответ держать велит.

Комаром оборотился, полетел и запищал.
9.Итог урока.

- Молодцы! Отрывки из каких произведений Пушкина мы сегодня слышали?

- Как изменяются глаголы?

- Как по вопросу к глаголу неопределённой формы можно определить, какие формы времени он имеет?

10.Домашнее задание.

Основное – учебник с. 68 у. 38

Дополнительное по желанию – найти и записать 3 пословицы, в которых встречаются глаголы неопределённой формы и разобрать их по составу.

Урок русского языка по теме:

«Время глагола»

Выполнила учитель

МОУ НОШ с. Ленинское

Губанова М.В.

Урок русского языка по теме:

«Образование форм времени

от неопределённой формы глагола»

Выполнила учитель

МОУ НОШ с. Ленинское

Губанова М.В.

Дополнительный материал по теме.

Карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по – разному пишутся. Разбери глаголы по составу.
Отв…рить сосиски – отв…рить дверь.

Пол…скать ребёнка – пол…скать бельё.

Пос…дить в парке – пос…деть в старости.
Карточка 2.

Замените фразеологические обороты одним глаголом. Напишите эти глаголы с вопросами. Какие это глаголы?
Совать нос (влезать), клевать носом (засыпать), зарубить на носу(запомнить), дать стрекача (убежать), выходить из себя (сердиться),

чесать языки (болтать), унести ноги (убежать), надуть губы (обидеться), бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать).
Карточка 3.

Выпиши глаголы.
Бег, бегал, беглый, бегун.

Рост, рос, рослый.

Петь, певун, певчие, пение.

Зреть, зрелый, зрелость.

Ход, ходит, ходкий, ходячий, ходики.

Пишут, письмо, писчая.

Дело, дельный, делать, бездельник, бездельничать.

Варить, варёный, варенье.

Старый, старушка, стареть.

Видный, видение, видеть.

Точить, точилка, точёный.

Свет, светлый, светить, светлячок.

Карточка 4.

Спишите предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу глаголы. Подчеркните знакомые орфограммы.
Дети … от грозы. Все народы … традиции своих предков. … по нашим равнинам полноводные реки, маленькие речки и крошечные ручейки.

В гнезде грача наперебой …. голодные птенцы.

Все профессии важные и нужные. Пекари … хлеб, пастухи …. стада, парикмахеры … нас и делают красивые причёски.

Слова для справок: молчать, беречь, пищать, стеречь, бежать, стричь, трещать, спать, печь.
Карточка 5.

Образуй от данных существительных глаголы трёх времён.





Прошедшее время

Настоящее

время

Будущее

Время

Боль

Рассказ

Говор

Крик

Радость













Карточка 6.

Закончите пословицы. Разберите глаголы по составу.
Мир строит, а война … .

Смелый побеждает, а трус… .

Ласточка день начинает, а соловей … .

Человек от лени болеет, а от труда … .

Труд корми, а лень … .

Лето собирает, а зима … .
Карточка 7.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, указать время.
Поб…лели п..ля и пригорки. Тонким льдом п…крылась р…ка, уснула, как в ска…ке. Ходит з…ма по г…рам, по д…линам, п…глядывает по ст…р…нам. Зайцу – белую шу…ку п…д…рила, теперь его никто не заметит. А л…се – ярко – рыж… тёпл… плат…е оставила. Пов…дёт л…са в ст..р..ну пуш…стым хв…стом – будто искры из рассыплет по снегу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск