Урок русского языка. 4 класс. Система В.Занкова Учитель: Кауркина Надежда Ивановна
МБОУ СОШ №3 г. Петровск Тема: Первичное знакомство со спряжением глаголов. Цель: создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов.
Задачи: 1) на основе сравнения окончаний глаголов во 2-м и 3-м лице дать понятие о спряжении глаголов; формировать умение различать ударные личные окончания глаголов I и II спряжения;
2) развивать речь учащихся; их внимание, логическое мышление.
3) привитие любви к русской литературе на образцах произведений А. С. Пушкина и И.А. Крылова.
Оборудование: интерактивная доска Interwrait, дидактический материал для учащихся «Глагольное лото», учебник Ход урока.
Организационный момент.
- Звенит звонок –
Начинается урок!
Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи пойдет разговор на уроке? (о глаголе)
- Сегодня научимся спрягать глаголы.
Но для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о глаголе.
Что же может рассказать о себе глагол? Работа на интерактивной доске
Содержание урока
| Действия учащихся
| 1 страница.( закрыта шторкой левая часть таблицы)
- часть речи
Я - обозначаю действие предмета
глагол - отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? и т.д.
- изменяюсь по временам, числам,
а в прошедшем времени – по родам
- имею неопределенную форму (инфинитив)
- в предложении чаще всего бываю сказуемым
- спрягаюсь, имею I и II спряжение.
Молодцы! Я очень рада. Вы хорошо помогли глаголу.
| Учащиеся отвечают на вопрос.
После ответа открывается очередная строка таблицы. Последняя строка закрыта.
|
Фронтальное повторение.
А теперь – внимание! Я предлагаю вам новое задание. Перед вами «Парад глаголов», в ходе которого вы покажете свои знания.
2 страница
Озеленять, поёшь, играл, кормят, заговорит. (на доске) Прочитайте, запишите глаголы.
Представьте каждый глагол.
Озеленять – неопределенная форма глагола (инфинитив), отвечает на вопрос что делать?, суффикс –ть, основа озеленя.
Поёшь – глагол в настоящем времени, отвечает на вопрос что делаешь?, 2 лицо, ед. число, окончание –ёшь.
Играл – прошедшее время глагола, отвечает на вопрос что делал?, 3 лицо, муж. род, ед. число, формообраз. суффикс –л, основа игра.
Заговорит – будущее время, отвечает на вопрос что сделает?, 3 лицо, ед. число, окончание –ит.
Кормят – настоящее время, отвечает на вопрос что делают?, множ. число, 3 лицо, окончание –ят, основа корм.
| Морфологические признаки глаголов закрыты шторкой.
По мере представления каждого глагола шторка открывается.
|
Озеленять, поёшь, играл, кормят, заговорит. (на доске) Прочитайте, запишите глаголы.
Представьте каждый глагол.
Озеленять – неопределенная форма глагола (инфинитив), отвечает на вопрос что делать?, суффикс –ть, основа озеленя.
Поёшь – глагол в настоящем времени, отвечает на вопрос что делаешь?, 2 лицо, ед. число, окончание –ёшь.
Играл – прошедшее время глагола, отвечает на вопрос что делал?, 3 лицо, муж. род, ед. число, формообраз. суффикс –л, основа игра.
Заговорит – будущее время, отвечает на вопрос что сделает?, 3 лицо, ед. число, окончание –ит.
Кормят – настоящее время, отвечает на вопрос что делают?, множ. число, 3 лицо, окончание –ят, основа корм. IV. Цифровой диктант.
Задание по рядам:
1 ряд – выберите из данных глаголов глаголы настоящего времени и запишите через запятую только номера глаголов.
2 ряд – аналогично, записывает номера глаголов будущего времени.
3 ряд – номера глаголов прошедшего времени.
3 страница.
1 2 3
Рисую, напишу, бегал,
4 5 6
отвечал, посмотрим поговорили,
7 8 9
пела, лепим перепрыгнешь.
1 ряд – 1, 4, 8
2 ряд – 2, 5, 9
3 ряд – 3, 4, 7.
| Шторкой закрыты ответы.
После выполнения самостоятельной работы для проверки шторка открывается .
| Проверяем. V. Знакомство со спряжением глаголов.
а) – К доске пойдет ___________ и проспрягает глагол петь.
- А вы ведь это знаете. Мы с вами говорили, что глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Оказывается, такое изменение глаголов называется спряжением.
Измените глагол петь по лицам и числам. Выделите окончания, поставьте знак ударения. (Аналогичную работу проводим с глаголом лететь)
4 страница.
Я
по
ю
леч
у
Ты
по
ёшь
лет
ишь
Он
по
ёт
лет
ит
Мы
по
ём
лет
им
Вы
по
ёте
лет
ите
Они
по
ют
лет
ят
| На доске записаны местоимения с основами глаголов. Учащиеся дописывают окончания глаголов и выделяют их маркером.
|
Я
по
ю
леч
у
На доске Ты
по
ёшь
лет
ишь
Он
по
ёт
лет
ит
Мы
по
ём
лет
им
Вы
по
ёте
лет
ите
Они
по
ют
лет
ят
- Что же такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам)
б) Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 86. Прочитаем еще раз, что такое спряжение глагола (первые две строчки).
- Вернемся к нашим словам.
Вы заметили, что окончания каждого столбика различаются. Чем? (гласными –е и -и в окончаниях глаголов).
Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
5 страница.
Таблица
I спр. II спр.
-Е -И шь шь
т т
м м
те те -ут, -ют -ат, -ят
| Учащиеся с опорой на таблицу делают вывод.
|
- Ребята, прочитаем правило до конца.
- И хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня мы говорим только о словах с ударными личными окончаниями. VI. Физкультминутка (релаксация глаз). Играет спокойная музыка.
Проведем физкультминутку.
6 страница.
Обведите глазками контуры фигур на доске в разных направлениях. VII. Упражнения на закрепление.
Продолжим работу.
- Из какой сказки эти предложения? Кто автор?
7 страница.
1) Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
2) Чем вы, гости торг ведете
И куда теперь плывете.
3) Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
4) Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
5) Белка там живет ручная,
Да затейница такая.
6) Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
7) Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
| Шторкой закрыты портрет писателя А. С. Пушкина и иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…». Она открывается после ответа учащихся.
|
Комментированное письмо.
Из данных предложений выписать глаголы: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению.
I спр. II спр.
.
вед
| ёте
| пал
| ят
| плыв
| ете
| вел
| ят
| раст
| ёт
| леж
| ит
| жив
| ёт
| сто
| ит
| по
| ёт
| удив
| ишь
| грыз
| ёт
| говор
| ишь
|
| Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.
|
VIII. Игра «Лото». (работа в парах)
- Сейчас немного отдохнем и поиграем.
У вас на партах на листочке даны глаголы. Закройте каждый глагол нужной карточкой, на которой указано время, число, лицо и спряжение. Работаем в парах.
найдёшь
| смотрим
| играет
| спросят
| поспит
| берёшь
|
Б.вр., 3 л.,
мн.ч., II спр
|
Н.вр., 1 л.,
мн.ч., II спр.
|
Н.вр., 3 л.,
ед.ч., I спр.
|
Б.вр., 3 л.,
ед.ч., II спр.
|
Н.вр., 2 л.,
ед.ч., I спр.
| Б.вр., 2 л., ед.ч., I спр.
|
А теперь аккуратно закрываем тетрадкой, плотно прижимаем и переворачиваем. У вас должна получиться картинка. Проверьте себя. Молодцы!
8 страница. IX. Творческая работа.
Откуда эти строки? Кто написал басню?
- Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.
9 страница.
Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ .
Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.
| Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. При проверке ученик выбирает нужные слова и вставляет их в предложение.
|
- Разберите это предложение по членам предложения (выделите подлежащее и сказуемое).
- Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
X. Самостоятельная работа.
Выписать выделенные глаголы по спряжениям.
I вариант – из упр. 127
II вариант – из упр. 128. XI. Итог урока.
Что нового узнали о глаголе?
(Возвращаемся к таблице «Я глагол», открываем последнюю строчку – «спрягаюсь», имею I и II спр.) XII. Анализ и оценивание ответов учащихся на уроке. XIII. Домашнее задание.
Выучить правило на стр. 86, выполнить упр. 129 на стр. 87. |