Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер80.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Разработка интегрированного урока по математике и литературе

учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти Мальковской Наталии Николаевны

Класс: 5

Тема: «Без весу, без меры нет и веры».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-игра).

Цели:

Образовательные:

  1. повторить с учащимися старинные русские меры измерения;

  2. познакомить с русским народным фольклором;

  3. сформировать у учащихся интерес к предметам;

  4. показать историческую значимость возникновения мер измерений на Руси;

Развивающие:

  1. привить навыки самостоятельного поиска материала;

  2. развивать культуру математического мышления, любознательность и инициативу;

  3. развивать устную речь учащихся;

  4. установить взаимосвязь между математикой и литературой;

  5. развивать творческие способности учащихся в разных видах деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитать уважение к истории своего народа;

  2. Повысить уровень культуры речи;

  3. Умение работать в группе, уважать мнение высказывающего.

Оборудование: ноутбук, проектор, цветные жетоны, костюмы и реквизиты скоморохов, спичечные коробки, презентация, карточки.

Ход урока

I. Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы повторим с вами старинные русские меры измерения; вспомним, где и с какой целью мы употребляем их в сейчас; решим нужно ли нам в современное время знать и изучать старинные меры измерения. Прежде чем мы приступим к работе, посмотрите небольшую сценку.

Выступление скоморохов.

Скоморох: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте, гости дорогие! Начинаем наше представление о старинных русских мерах. Решил как-то Петрушка купить себе два аршина ситца на новую праздничную рубаху…».

Диалог Петрушки и купца:

- Здорово, купец!

- Здравствуй, Петрушка!

- А продай-ка мне два аршина красного ситца на новую праздничную рубаху!

- А, пожалуй, продам. Вот твоя материя! (подает Петрушке маленький красный клочок).

- Это что за мистерия?! Разве здесь два аршина?!

- Конечно, два.

- Каким же аршином ты мерил?

- Своим. (Достает маленькую деревянную линейку) Разве ты не знаешь, что у нас каждый купец своим аршином меряет?

- А ты разве не знаешь, что уже давно есть казенный аршин? (Достает длинную линейку). Вот тебе! Вот тебе! Получай! Будешь знать, как обманывать честных людей! (Бьет линейкой купца, тот кричит и убегает, Петрушка бежит за купцом).

II. Теоретические сведения.

Давайте заглянем с вами в наше далекое прошлое и узнаем: когда и как у людей возникла потребность что-либо измерять. Вика Воронина подготовила историческую справку в форме доклада.

Историческая справка.

В холодные ночи или в ненастные дни первобытные люди находили для себя убежища в пещерах, под густыми кронами деревьев. Позже они начали делать для себя навесы, шалаши, а затем уже удобные хижины. Умение возводить жилища развивалось постепенно, передавалось от одного поколения к другому. При сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях и располагать по окружности. Нашим далеким предкам требовалось измерять длины и при изготовлении различных орудий труда, на охоте, рыбной ловле, при обработке земли, посадке растений и т.д.

У наших предков были и весьма любопытные способы измерения:

  • вержение камня – бросок камнем

  • перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука

  • бычащий рев – расстояние, с которых еще слышен рев быка

  • бука – расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка

Какими же измерительными приборами они могли пользоваться? Из измерительных приборов они располагали только собственным ростом, руками и ногами.

Шло время. Люди улучшали орудия своего труда. Работали более производительно и иногда получали излишки труда продуктов, которые можно было бы обменять на что-то другое. Например, хлеб на топор, копье на рыбу и т.д. С развитием обмена, а затем и торговли стало необходимо устанавливать общие единицы величин.

В 16-17 веках на Руси установилась система мер длин и весов. Она была уточнена указом Петра I и пользовались ей до 1918 года.

III. Актуализация знаний.

Вот, оказывается, какой трудный и долгий путь пришлось пройти единицам измерения, прежде чем установились общие величины. Скажите, пожалуйста, а какие вы можете назвать старинные русские меры?

(аршин, сажень, верста, пядь, золотник, ведро, бочка, пуд, фунт).

Все эти меры мы называем старинными, т.к. ими пользовались в старину, сейчас мы используем совсем другие единицы измерения. Но тем не менее, где мы сейчас можем встретиться с такими древними понятиями?

(в лит-ре, в сказках, в пословицах и поговорках).

Вот видите, как часто мы встречаемся со старинными мерами измерения. Именно поэтому мы не должны о них забывать и должны знать, чему равен аршин, сажень, верста и т.д. Давайте послушаем ребят, которые расскажут нам о некоторых древних величин.

(сообщение учеников.)

1-ый ученик

  • Перст - старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см.

  • Дюйм - от голландского "большой палец" - равен ширине большого пальца или длине трёх сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. Это примерно 2,54 см.

  • Вершок - ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.

  • Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 - 23 см.

  • Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Оно колебалось от 38 до 46 см. Как мера длины она Руси встречается с XI в.

  • Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины. Поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей.

Чтобы исключить путаницу, был введён казённый аршин, т.е. эталон аршина, представлявший собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

2-ой ученик

  • Шаг - средняя линия человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

  • Сажень - встречается с XI в. название от слова "сягать", т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово "недосягаемый", о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень - расстояние между концами пальцев распростертых рук, это 3 аршина, или 213 см. Косая сажень - расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой вверх правой руки, т.е. около 248 см.

  • Верста - от слова "вертеть". Первоначально расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты, 1067 м.

  • Миля - 7 верст, или 7,468 км. Название происходит от латинского слова "милия", т.е. тысяча (шагов). Использовалась для измерения больших расстояний.

IV. Закрепление знаний.

Теперь перейдем к практической части. Поделимся на 4 команды. За каждое правильно выполненное задание команда получает вот такой веселенький жетончик. Кто больше всех наберет жетонов, тот и выиграет.

  1. Литературный конкурс.

Перечислите литературные произведения, содержащие старинные меры измерения? (А.Погорельский «Черная курица…», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», П.П.Ершов «Конек Горбунок», И.С.Тургенев «Муму», Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять»).

  1. Проблемное задание. Задача про Дюймовочку.

Перед вами коробок. Определите его размеры и запишите их. Как вы считаете, могла ли Дюймовочка использовать такую коробку как кроватку? (слайд №4)

  1. Ребята, обратимся к слайду, на котором вы увидите условие нашего следующего задания. Про богатыря.

Был русский богатырь здоров:
Честный народ пугая,
Мог палицу под сто пудов
Подбросить вверх играя.

Переведите в кг:

  • 100 пудов?

  • 10 фунтов?

  • 15 фунтов? (слайд №10)





  1. Пословицы и поговорки. Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки со старинными мерами измерения. (Ответы учеников).

  2. Посмотрите на экран и ответьте на вопрос «Какая из картинок больше подходит к поговорке «От горшка два вершка» ». (слайд №9)



  1. Решим несколько задач, используя разные меры длины

Карточки с задачами.

Карточка №1

  1. Юноша некий пошел с Москвы к Вологде и идет на всякий день по 40 верст. А другой пошел после его на следующий день, а на всякий день по 45 верст. Во сколько дней тот юноша постиг прежнего юношу, сочти. (за 8 дней)

  2. Замените одним словом слова: утро, день, вечер, ночь.(сутки)

Карточка №2

  1. Из двух деревень навстречу друг другу шагают два работника. От нечего делать они считают свои шаги (аршин каждый). Один в минуту насчитал в минуту 133 шага, другой - 167 шагов. Через 5 минут они встретились. Узнайте расстояние между деревнями. (1 верста).

  2. У дуба 12 веток, на каждой ветке 4 гнезда, в каждом гнезде 7 яиц и у каждого яйца имя есть. Назовите эти имена?( год, месяцы, недели, дни)

Карточка №3

  1. В один прекрасный воскресный день, ровно в 6 часов утра гусеница вздумала взобраться с земли на вершину дерева высотой 12 футов. За день она успевала подняться на 4 фута, а ночью во сне сползала вниз на 3 фута. Когда гусеница достигнет вершины дерева? (на 8 день в понедельник)

  2. В сказке «умная девочка» поп наказал Марии наткать 100 локтей полотна. Сколько это метров? (46метров)

Карточка №4

  1. Длина колоды 6 аршин. За 1 минуту от этой колоды отпиливают 1 аршин. За сколько минут распилят колоду? (5минут)

  2. Два брата пошли в школу. Когда они прошли 260 ярдов, то старший брат вспомнил, что забыл дома альбом, и вернулся, а младший продолжал свой путь. Когда старший, взяв альбом дома, дошел до того места, откуда вернулся, то младший уже заходил в школу. Какое расстояние от школы до дома?( 780 ярдов)

V. Подведение итогов.

Выявляем победителей. Выставляем оценки.

Ребята, как вы считаете, нужно ли нам знать в современное время старинные меры измерения? (Ответы учеников). Что ж, молодцы! Теперь вы видите, как важно нам знать старинные меры, без них мы не сможем представить наших любимых сказочных персонажей, не сможем понять поэзию наших великих классиков, вникнуть в мудрые пословицы, созданные русским народом.

VI. Д/з Напишите сказку или стихотворение о старинных мерах измерения.

А закончат наш необычный урок знакомые нам уже скоморохи.

Выступление скоморохов.

- Почтеннейшая публика! Кто получил дырку от бублика?

- Тот, кто меры не учил, тот и дырку получил!

- Или скромничал без меры, при себе держал примеры!

- А надо было делиться!

- Позвольте нам удалиться?

- Всем спасибо за внимание!

- До свидания! До свидания!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск