Скачать 59.22 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ Ошмарина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Лицей № 1» г.Березники По определению В.А.Болотова и В.В.Серикова, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта»(Болотов В.А., Сериков В.В. 2003). Выходит, что наше учительское «даю много дополнительного материала», «беру то и это» не суть важно. Важнее, как к этому отнесётся наш Ученик и что возьмёт в свою жизненную копилку, при каких жизненных обстоятельствах вспомнит! Следовательно, понятие компетентности глубже, шире, объёмнее, значительнее, когда ученик - главное действующее лицо образовательного процесса, не пассивный исполнитель, а активный субъект. Учебный план МОУ «Лицей № 1» выстроен таким образом, что учащиеся, обладающие склонностями к тому или иному предмету, выбирают одно из направлений обучения: естественно-математическое, гуманитарно-правовое или экономическое. Углублённое изучение и опережающие задания, участие в олимпиадах и исследовательские работы – всё учащиеся выбирают по своему профилю. В связи с этим у учителя литературы в классах естественно-математического профиля появляются сложности: беседы по современной литературе выпадают, навык самостоятельного чтения у современных подростков практически утрачен, «учебник жизни» становится «мимолётным видением». Предлагаемая нами система уроков внеклассного чтения частично может решить эти проблемы. На наш взгляд, это средство формирования общекультурной и учебно-познавательной компетенций учащихся, связанных со способностью видеть и понимать мир, осознавать свою роль и предназначение, подниматься до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Примерный список для чтения в 10 классе. Сентябрь. А.Н.Островский «Гроза». Внеклассное чтение. «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова. Октябрь. И.С.Тургенев «Отцы и дети». Внеклассное чтение. «Лунная ночь» Ги де Мопассана. Ноябрь. И.А.Гончаров «Обломов». Внеклассное чтение. «Последний бой майора Пугачёва» Варлаама Шаламова. Декабрь. М.Е.Салтыков-Щедрин «Сказки». Внеклассное чтение. « Кролики и удавы» Фазиля Искандера. Январь. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Внеклассное чтение. «Что такое не везёт и как с ним бороться?» М.Веллера, «Соня» Т.Толстой. Февраль. Л.Н.Толстой «Война и мир». Внеклассное чтение. «Последний лист» О.Генри. Март. Внеклассное чтение. «Нежный возраст» С.Геласимова. Апрель. А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Внеклассное чтение. «Март-апрель» Кожевникова. Май. Внеклассное чтение. «Глюк» Л.Петрушевской. В начале года мы договариваемся и составляем подобный список (к доводам учителя добавляются пожелания ребят). Учителю интересно, что классика таким образом делается ближе, возникает целостное восприятие мира, а литературный процесс видится неразрывным. Есть возможность развития совокупности учебно-познавательных компетенций: целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Детскому вниманию предлагаются произведения, отмеченные различными литературными премиями. А переход может быть самым разным:
И.С.Тургенева» и «Психологизм Тургенева». Учитель приводит фразу Мопассана: «Психологизму я учился у Тургенева». Просит прочитать и отметить тургеневские уроки в рассказе «Лунный свет».
использовании изобразительных средств: ирония, сарказм, гротеск. Отметить, какие традиции писателя продолжает Ф. Искандер в сказке «Кролики и удавы». Учащиеся схематично рисуют иерархическую чиновничью лестницу в государстве кроликов от рядовых к стремящимся быть допущенными к столу, от них – к допущенным к столу, и вечная несбыточная мечта о цветной капусте. Модель советского государства угадывается сразу.
женщинах, по силе духа которые равны королям» после раскрытия темы на уроке: «Родион Раскольников и Соня Мармеладова. «Их воскресила любовь» после прочтения рассказа Т.Толстой «Соня». Подробнее хочется остановиться на уроке «Рассказ Л.Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества». Эпиграфом к уроку берём слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Цель урока: обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя; формирование высоких нравственных качеств: доброты, ответственности за свои поступки, желания духовных потребностей; раскрытие идейно-художественное своеобразие рассказа. Оборудование: репродукция картины И. Крамского «Иисус в пустыне», портрет Л.Петрушевской, компьютерная презентация. Ход урока. 1. После прочтения рассказа ответить письменно на вопросы (ответы не оглашать до конца урока): - Когда вы слышите слово «глюк», какие ассоциации у вас возникают? - Если бы к вам пришёл волшебник и предложил выполнить три желания, что бы вы загадали? 2. Знакомимся с особенностями творчества писательницы. 3. Работа с текстом. - Глюк. Какой он? - Таня. Что мы узнаём о жизни главной героини? (внешность, внутренний голос, отношение к окружающим, поступки, отношение автора) 4. Работа в группах. Назвать внешние и внутренние причины обращения её к наркотикам (друзья, родители, журналы, реклама – внешние причины. Мечты, особенности характера, одиночество – внутренние причины). 5. Результаты социологических наблюдений. Ребята выступают от имени родителей, самих наркоманов, статистов-медиков. Результаты оформляются в виде защиты проектов. 6. Три появления Глюка – три искушения для Тани. Как автор показывает, что Таня отдала душу дьяволу? Анализ финального эпизода. Каков финал рассказа? Почему Л.Петрушевская пишет: «Ничего не кончилось. Таблетка лежала в косметичке». 7.Какая же главная проблема рассказа? Учитель просит посмотреть на картину И.Крамского «Иисус в пустыне». - Человек всю жизнь стоит перед выбором, он идёт по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации? Всё зависит от человека. Рассказ производит эффект шоковой терапии. Учитель просит вернуться к записям учащихся и по желанию высказаться. Вот некоторые из высказываний: - Мне не понравилась жёсткость в рассказе. Убивает надежду, заводит в тупик. - Может, просто родители не дали достаточно тепла и ласки? - В «Глюке» есть тайна, над которой ломаешь голову. Хочется ещё раз перечитать. Есть моменты, о которых трудно думать без содрогания в душе. - Говорили о Тане, а думаю о себе. Выводы: для Петрушевской характерен натурализм в изображении тёмных сторон внутреннего мира и общественной жизни. Однако она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей подумать о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности. Уровень сформированности соответствующих компетенций учащихся мы оцениваем главным образом методом самооценки(сам ученик) и взаимооценки (другие учащиеся и учитель) с последующим их сопоставлением. Среди критериев - знание текста, устная работа на уроке(в том числе в группе), выполнение творческих заданий, выступление на семинарском занятии, защита реферата (проекта или презентации), участие в литературном вечере. Темы некоторых рефератов, отмеченных на лицейской НПК: «Проблема «сильной личности» в произведениях Ф.М.Достоевского и Михаила Веллера», «У литературной карты России», «Парижская нота русской поэзии», «Проблема «отцов и детей» в русской литературе», «Мифологема «молчания» в творчестве Тютчева и Мандельштама». За три года обучения в Лицее с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждым учеником прочитывается дополнительно 27 книг из списка, названного в обязательном базовом стандарте, 15-20 произведений малой формы, 30 выступлений на семинарских занятиях. Результаты можно увидеть в открытых экранах успеваемости. Таким образом выстраивается траектория читательского и аналитического роста. Кроме того, результатом подобной совместной деятельности учителя и учащихся является участие в конкурсах творческих работ, в частности: «Артиада» (номинация «Литература»), «Познание и творчество»(г.Обнинск), «Решетовские чтения». Во время подготовки к таким урокам, думается, можно использовать поиск, анализ и отбор информации (информационные компетенции), навыки работы в группе (коммуникативные), целеполагание, рефлексия, самооценка (учебно-познавательные) и, конечно же, ценностно-смысловые – осознание своей роли и предназначения человека. Библиографический список Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.//Педагогика. 2003, №10 |