Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер127.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Цели данной программы:

- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;

- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;

- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;

- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);

-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;

- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;

-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.

Задачи программы:

  1. Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;

  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);

  3. Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.

Формы занятий:

  1. Урок-беседа.

  2. Урок - ролевая игра.

  3. Урок - путешествие.

  4. Урок – конференция

  5. Литературный ринг

  6. Урок- спектакль

  7. Урок – КВН

  8. Частично поисковая работа.

Пояснительная записка

(34 часа – 1 раз в неделю)

В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.

Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;

- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;

- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».

Уже начиная с первого класса, ввожу уроки развития речи детей, где анализируются прочитанные тексты, ребенок излагает суть прочитанного на уроке, свое отношение, свое мнение и делаются выводы по прочитанному. Начиная со второго класса, ведется тетрадь по внеклассному чтению, где дети дают краткий анализ по прочитанному. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок - КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям.

Особенно хочу отметить клуб семейного чтения «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра – наша читающая семья». Родители с детьми устраивают выставки книг, подделок, рисунков, разучивают стихи, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. Подводится итог, награждаются победители в личном, в командном, в семейном первенстве.

В конце учебного года подводится итог «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!

ПРО ЧУВСТВА

ПЕРЕЖИВАЙ ЧИТ ОБРАЗЫ

ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ АНН

П ПОНИМАЙ ОЕ МЫСЛИ

Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Учебно - тематический план программы:



Тема внеклассного чтения

Материал, используемый на уроке




Домашнее задание

1-2

7,14.09

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист»

Отбор и чтение материалов из периодики.

Организация в уголке чтения раздела периодической печати.
Составление устного журнала.

3-4

21,28.09

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.

Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток»

5-6

5,12.10

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.

Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».

Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».

7-8

19,26.10

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования.

Оформление аннотаций на прочитанные книги.

Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

9-10

2,16.11

«Из истории нашей Родины»

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя.

Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или альбом-самоделка «Из истории нашей Родины»

11-12

23,30.11

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.

Составление заданий для литературного марафона.

Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» – по материалам прочитанных книг.

13-14

7,14.12

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина.

Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию.

Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».
Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда»

15-16

21,28.12

«Родные поэты».

Стихи поэтов – классиков 19 – начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть.

Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть.

Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

17-18

18,25.01

«Творцы книг»

Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.
Н. Шер «Рассказы о русских писателях»,
К. Паустовский «Далекие годы» – повесть о детстве и юности, 
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» – повесть о детстве.

Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.

Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах.

Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.

19-20

1,8.02



«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
Кир Булычёв «Гостья из будущего» 
В. Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.

Оформление читательского дневника.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

21-22

15,22.02

«Ступеньки мудрости»

Сказки Леонардо да Винчи

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов.

Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации

Оформление презентации «Ступеньки мудрости».

23-24

1,15.03

«От благодарных читателей»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим.

Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.

Составление диафильма по одному из произведений.

25-26

22.03

5.04

«Современные писатели-детям»

Е. Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений.

Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям.

Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»

27-28

12,19.04

«Мечты в рассказе М. Москвиной»

М. Москвина «Моя собака любит джаз»

Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения.

Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш»

29-30

26.04

3.05

«С моей книжной полки»

В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К. Андерсен «Русалочка»

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.

Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.)

Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

31-32-33

10,17.05,

24.05

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

Контрольно-установочное занятие.

Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе.

Составление читательских планов на будущее.

Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск