Цели данной программы:
- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;
- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;
- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;
- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);
-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;
- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;
-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.
Задачи программы:
Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;
Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.
Формы занятий:
Урок-беседа.
Урок - ролевая игра.
Урок - путешествие.
Урок – конференция
Литературный ринг
Урок- спектакль
Урок – КВН
Частично поисковая работа.
Пояснительная записка
(34 часа – 1 раз в неделю)
В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.
Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;
- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;
- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».
Уже начиная с первого класса, ввожу уроки развития речи детей, где анализируются прочитанные тексты, ребенок излагает суть прочитанного на уроке, свое отношение, свое мнение и делаются выводы по прочитанному. Начиная со второго класса, ведется тетрадь по внеклассному чтению, где дети дают краткий анализ по прочитанному. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок - КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям.
Особенно хочу отметить клуб семейного чтения «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра – наша читающая семья». Родители с детьми устраивают выставки книг, подделок, рисунков, разучивают стихи, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. Подводится итог, награждаются победители в личном, в командном, в семейном первенстве.
В конце учебного года подводится итог «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!
ПРО ЧУВСТВА
ПЕРЕЖИВАЙ ЧИТ ОБРАЗЫ
ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ АНН
П ПОНИМАЙ ОЕ МЫСЛИ
Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Учебно - тематический план программы: №
| Тема внеклассного чтения
| Материал, используемый на уроке
|
| Домашнее задание
| 1-2
7,14.09
| О чём рассказывают журналы?
| Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.
| Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист»
| Отбор и чтение материалов из периодики.
| Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного журнала.
| 3-4
21,28.09
| «Где, что, как и почему?»
| Книги-справочники, энциклопедии
| Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.
| Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
| Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток»
| 5-6
5,12.10
| «Вчера и сегодня»
| Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
| Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.
| Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».
| Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».
| 7-8
19,26.10
| «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
| Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ
| Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования.
| Оформление аннотаций на прочитанные книги.
| Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
| 9-10
2,16.11
| «Из истории нашей Родины»
| Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
| Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя.
| Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.
| Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или альбом-самоделка «Из истории нашей Родины»
| 11-12
23,30.11
| «В путь, друзья!»
| Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных
| Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.
| Составление заданий для литературного марафона.
| Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» – по материалам прочитанных книг.
| 13-14
7,14.12
| «Обыкновенная биография в необыкновенное время»
| Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
| Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина.
| Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию.
| Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда»
| 15-16
21,28.12
| «Родные поэты».
| Стихи поэтов – классиков 19 – начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
| Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть.
| Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть.
| Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
| 17-18
18,25.01
| «Творцы книг»
| Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы» – повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» – повесть о детстве.
| Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.
| Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах.
| Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.
| 19-20
1,8.02
| «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
| Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычёв «Гостья из будущего» В. Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
| Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.
| Оформление читательского дневника.
| Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»
| 21-22
15,22.02
| «Ступеньки мудрости»
| Сказки Леонардо да Винчи
| Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов.
| Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации
| Оформление презентации «Ступеньки мудрости».
| 23-24
1,15.03
| «От благодарных читателей»
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
| Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим.
| Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.
| Составление диафильма по одному из произведений.
| 25-26
22.03
5.04
| «Современные писатели-детям»
| Е. Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком»
| Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений.
| Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям.
| Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
| 27-28
12,19.04
| «Мечты в рассказе М. Москвиной»
| М. Москвина «Моя собака любит джаз»
| Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения.
| Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.
| Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш»
| 29-30
26.04
3.05
| «С моей книжной полки»
| В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К. Андерсен «Русалочка»
| Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.
| Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.)
| Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
| 31-32-33
10,17.05,
24.05
| «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»
| Контрольно-установочное занятие.
| Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе.
| Составление читательских планов на будущее.
| Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником.
| В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.
|