Скачать 0.5 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса составлена на основе программы образовательной системы «Школа 2100» по литературному чтению для четырехлетней начальной школы «Литературное чтение» под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., рекомендованной Министерством образования и науки РФ: - М., «Баласс», 2009 г., с учетом федерального компонента государственного стандарта начального образования. Развернутое тематическое планирование составлено на основе: - авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004. Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях. Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению. 2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. 3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей. 4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности. На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Форма подачи текстов в 4 классе - диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое. Программа 4 класса содержит следующие разделы: - «Любимые книги»; - «У истоков детской литературы»; - «XIX век. Путешествие продолжается»; - «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями». Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя. На изучение литературного чтения отводится: - всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю). В том числе: - на проведение проверочных работ - библиотечных уроков Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: 1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс, 2008. 2. Бунеев, Р. И. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М. : Баласс, 2008. Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания». Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит, по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности. В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы. I. Работа с текстом до чтения. B 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлении учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста. Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения. В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.
В 4 классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся. Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.
Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отшения к личности и творчеству писателя. В-ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света». Bce больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста. Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения: 1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка; 2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает: - рассматривание книги, знакомство с писателем; - чтение учителем фрагмента из любого текста; - самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге: - самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности; 3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку. К концу учебного года учащиеся должны знать: - подробный, сжатый и выборочный пересказ (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения; - составлять устные рассказы о героях на основе самостоятельного собранного материала; - составлять устные рассказы от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов описания. Учащиеся должны уметь: - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану; - учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
|