МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
-
«Рассмотрено»
Руководитель методического
объединения учителей _______________________
МКОУ Бутурлиновская СОШ №7
__________/Бейдина В.И./
Протокол № 1
от «___» августа 2012 г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ Бутурлиновская СОШ №7
__________/Васильченко В.Д./
«___» сентября 2012 г
| «Утверждаю»
Директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №7 _________________________г
__________/Штельцер И.Е./
Приказ №______
от «___» сентября 2012 г
| Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
в 11 классе.
Учитель: Зюкина Т.А.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе
нормативных документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы».
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Из них: 1 час из федерального компонента,
1 час из школьного компонента.
Контрольных: 3
Уроков развития речи: 8
Сочинений: 4
Тестов: 5
Изучение русского языка на второй ступени направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности. Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснования.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, 1 час в неделю. из регионального компонента учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой – 68 часов (2 часа в неделю).
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся.
Таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:
№ п/п
| Основные разделы
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| 1.
| Повторение.
| 3+1
| 3
| 2.
| Синтаксис и пунктуация.
| 26+1
| 53+3
|
| Словосочетание.
| 3
| 3
| Простое предложение.
| 17+1
| 27+2
| Сложное предложение.
| 3
| 12+1
| Предложения с чужой речью.
| 2
| 11
| 3.
| Культура речи.
| 0+2
| 0+2
| 4.
| Стилистика.
| 0+1
| 4+3
| Итого:
| 34
| 68
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
1.Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; использовать интернет-ресурсы, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно | пользоваться справочной литературой по русскому языку; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
2. Создание устного и письменного речевого высказывания. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т. П.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. Д.); строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь единиц языка); владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания.
3. Анализ текста и языковых единиц. Проводить разные виды языкового разбора (фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, текстоведческий); опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
4. Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Содержание программы учебного курса русского языка для 11 класс.
Повторение изученного в 10 классе.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение.
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое неосложненное предложение.
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Простое неосложненное предложение.
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Простое осложненное предложение.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе.
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Дата
| Повторение (3ч.)
| 1.
| Повторение орфографии.
| 1
|
| 2.
| Тест по орфографии.
| 1
|
| 3.
| Анализ теста.
| 1
|
| Синтаксис и пунктуация (53ч.+3 ч.)
| Словосочетание (3 ч.)
| 4.
| Принципы русской пунктуации. §65
| 1
|
| 5.
| Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. §66.
| 1
|
| 6.
| Виды синтаксической связи. §67
| 1
|
| Простое предложение (27 ч.+2 ч.)
| 7.
| Понятие о предложении. Классификация предложений. §68
| 1
|
| 8.
| Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. §69-71
| 1
|
| 9.
| Виды предложений по структуре.§72
| 1
|
| 10.
| Тире в простом предложении. §73,76,77
| 1
|
| 11.
| Простое осложненное предложение.. §78
| 1
|
| 12.
| Предложения с однородными членами предложения, знаки препинания в них. §79
| 1
|
| 13.
| Р.р. Работа над сочинением по тексту. Написание сочинения.
| 1
|
| 14.
| Анализ сочинения.
| 1
|
| 15.
| Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. §80
| 1
|
| 16.
| Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. §81
| 1
|
| 17.
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. §82-83
| 1
|
| 18.
| Повторение орфографии.
| 1
|
| 19.
| Тест по орфографии.
| 1
|
| 20.
| Анализ теста.
| 1
|
| 21.
| Обобщающие слова при однородных членах. §84
| 1
|
| 22.
| Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. §85
| 2
|
| 23.
| Обособленные приложения. §86
| 1
|
| 24.
| Обособленные обстоятельства. §87
| 1
|
| 25.
| Обособленные дополнения. §88
| 1
|
| 26.
| Р.р. Работа над сочинением по тексту. Написание сочинения.
| 1
|
| 27.
| Анализ сочинения.
| 1
|
| 28.
| Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. §89
| 1
|
| 29.
| Знаки препинания при сравнительных оборотах. §90
| 1
|
| 30.
| Знаки препинания при обращениях. §91
| 1
|
| 31.
| Вводные слова и вставные конструкции. §92
| 2
|
| 32.
| Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. §93
| 1
|
| 33.
| Контрольный диктант по теме «Простое предложение».
| 1
|
| Сложное предложение (12+1 ч.)
| 34.
| Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении. §94,95
| 1
|
| 35.
| Р.р. Работа над сочинением по тексту. Написание сочинения.
| 1
|
| 36.
| Анализ сочинения.
| 1
|
| 37.
| Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. §96
| 2
|
| 38.
| Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. §97
| 1
|
| 39.
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. §98
| 2
|
| 40.
| Повторение орфографии.
| 1
|
| 41.
| Тест по орфографии.
| 1
|
| 42.
| Анализ теста.
| 1
|
| 43.
| Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
| 1
|
| 44.
| Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое. Абзац.§99, 100
| 1
|
| Предложения с чужой речью (11 ч.)
| 46.
| Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. §101,102
| 1
|
| 47.
| Знаки препинания при диалоге. §103
| 1
|
| 48.
| Знаки препинания при цитатах. §104
| 1
|
| 49.
| Сочетание знаков препинания. §105
| 1
|
| 50.
| Повторение орфографии.
| 1
|
| 51.
| Тест по орфографии.
| 1
|
| 52.
| Анализ теста.
| 1
|
| 53.
| Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. §106,107
| 1
|
| 54.
| Подготовка к контрольной работе по теме «Знаки препинания в сложном предложении».
| 1
|
| 55.
| Контрольное тестирование.
| 1
|
| 56.
| Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».
| 1
|
| Культура речи (0 ч.+2 ч.)
|
| Р.р. Культура речи. §108-110
| 1
|
| 57.
| Р.р. Ораторское мастерство. §111
| 1
|
| Стилистика (4 ч.+3ч.)
| 58.
| Р.р. Стилистика. §112-116
| 1
|
| 59.
| Р.р. Работа над сочинением по тексту. Написание сочинения.
| 1
|
| 60.
| Анализ сочинения.
| 1
|
| 70.
| Р.р. Анализ текста. §117
| 1
|
| 71.
| Повторение и обобщение пройденного.
| 1
|
| 72.
| Итоговое тестирование.
| 1
|
| 73.
| Анализ теста.
| 1
|
|
| Итого:
| 68
|
|
В связи со спецификой годового календарного графика и праздничных дней планируется провести 65 ч.
Используемая литература.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.:Русское слово,
Сенина Н.А.. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. -Ростов н/Дону: Легион, 2008
Гольцова Н.Г., Русский язык. Программа курса. 10-11 классы, М.: Русское слово, 2004.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в старших классах. 10-11 классы — М.: Русское слово, 2005-2008.
Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя, М.: Русское слово, 2006.
Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография.- М., 1978; Пунктуация.-М., 1986.
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
|