Скачать 68.46 Kb.
|
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности Тема: «Мотивация учения – основное условие успешного обучения». Многое из искусства обучения еще не познано. Здесь нас ждет тяжелый, но увлекательный труд по совершенствованию процесса обучения и воспитания. Б.В. Гнеденко Считаю, что учебный процесс является важнейшим мотивирующим фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме. Ни для кого не секрет, что на уроках русского языка превалирует стиль напряженного ожидания («спросят – не спросят»); дети пассивны за партой, поскольку им не хватает эффекта новизны, не увлекают знакомые и стандартные формы работы, средства обучения. Я уверена, что научить можно тогда, когда ребенок хочет знать и научиться учиться. Формирование мотивации обучения.
В своей работе исхожу из предположения, что работа учителя по формированию положительной учебной мотивации будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков ученик поставлен в ситуацию, требующую творческого решения, обеспечивающую базу для творческого продвижения в учении. Приведу примеры проблемных ситуаций, создаваемых мною на уроке. Литература, 11 кл. Тема: «Роль Луки в драме А.М. Горького «На дне». Урок начинаю с рассмотрения ситуации: Лука в разговоре с Клещом рассуждает о правде, говоря, что она не всегда полезна: «Не всегда правдой душу вылечишь…». Естественно возникает вопрос: «Допустима ли ложь во спасение?» Итак, сформулирована проблема, но пока класс ответить на поставленный вопрос не может. Тогда я объявляю тему урока. После работы с текстом произведения снова возвращаемся к выдвинутой проблеме. Между постановкой проблемы и ее решением проходит 15-20 минут. Школьники, заинтересованные проблемой, внимательно работают с текстом произведения. Таким образом, формируется мотивация учения, усиливается познавательный интерес обучающихся. Вокруг тебя – мир, 6класс. Тема урока: ««В. Железников. «Чучело». Люди-изгои». Проблема: почему даже в обществе счастливых людей есть отверженные? Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления. А это снова проявление, характерное для состояния интереса.
Интерес к изучению русского языка и литературы во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому в своей работе я стараюсь, как можно шире применять нестандартные уроки. Считаю, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Вот уже много лет я применяю урок- путешествие. Например, 6 класс. Русский язык. Урок-путешествие «Город местоимений». Формированию положительной учебной мотивации помогают уроки-исследования. Такие уроки пробуждают у школьников исследовательский порыв, приводя к интересным находкам. Это очень увлекает ребят, т.к. в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Например, 9 класс. Литература. Урок-исследование «Любовная лирика в творчестве А.С. Пушкина».
Одним из средств по формированию положительной мотивации школьников является широкое использование в моей педагогической практике интегрированных уроков, которые я провожу в формах: урок-экскурсия, урок-инсценировка, мультимедиа-урок. Интегрированные уроки, на мой взгляд, имеют определенные преимущества: обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь школьника в активную работу на каждой минуте уроке, способствуют появлению творческого подхода к выполнению учебного задания. Например, 5 класс. Литература. Урок-инсценировка «Басни И.А. Крылова. Анализ и исполнение». Программа и методика преподавания МХК требуют использования знаний, умений и навыков и впечатлений, полученных учащимися в курсе литературы, истории, изобразительного искусства и музыки. Интегрированные уроки позволяют более полно и глубоко изучить произведения искусств, историю их создания, почувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить школьников практическими навыками в различных видах творчества. Привожу примеры фрагментов интегрированных уроков в рамках Мировой художественной культуры. Урок МХК по теме: «Искусство эпохи Возрождения». Урок МХК по теме: «Возрождение в Италии».
Знакомство с эйдос-конспектами /ЭК/ я начинаю в 5 классе. Вначале ЭК помогает делать зримыми метафору, олицетворение или сравнение. В 6 классе ЭК усложняются: расширяются комментарии к рисунку, обязательным становится формулировка идеи произведения. Положительное: повторение по ЭК изученных стихотворений. Работа с эйдос-конспектами является составной частью моих уроков, помогает развитию творческих способностей учеников, постепенно готовит учащихся к исследовательской деятельности. А самое главное, верится, что диалог писателя и ученика, прочувствованный, отображенный в совместно рожденных образах, будет продолжаться всю жизнь.
Велика роль опорных конспектов или карточек-информаторов, используемых мною в работе для формирования положительной мотивации у учащихся. Я составляю их вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы и использую, пока тема не исчерпана. Опорные конспекты, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
Это один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию. Инновационная деятельность. В ходе своей работы я занимаюсь инновационной деятельностью, которая выражается в составлении элективных курсов, разработке и проведении нестандартных уроков, активном привлечении опыта других педагогов, освоении и активном использовании технологий: компьютерных, организации парной работы, групповой, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации. В своей работе я начала внедрять проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Например, проект: «Синонимия ювалинских пейзажей и пейзажей в стихотворениях русских поэтов»; Мини-проект: «Сказки нашей жизни». Компьютерные технологии. Для формирования у школьников положительной мотивации учения я внедряю информационные технологии (ИТ) в преподавание русского языка и литературы. Это объясняется тем, что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность учащихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия учащимися нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету. В своей работе я не только использую готовые медиапродукты, но и создаю свои. Например, 8 класс. Литература. «И.С.Тургенев – певец одухотворенной и чистой любви. (Автобиографический характер повести «Ася».)». Внеурочная деятельность. Важную роль в поддержании интереса к предмету играет не только урок, но и внеурочная деятельность по предмету. В своей работе я использую следующие формы: факультативные (элективные) курсы, декады, научно-исследовательская работа, олимпиады, игра «Русский медвежонок». Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе: Игра «КВН знатоков русского языка»; Игра-путешествие «Наша речь». Выстроенная мною в процессе педагогической деятельности методика преподавания имеет следующие позитивные моменты:
Итогом внеурочной деятельности по русскому языку и литературе являются следующие достижения моих учеников:
|