Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер67.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Дифференцированный подход как одно из средств познавательной активности

учащихся 5 - 7 классов к урокам русского языка.

Новикова Гульфия Фануровна,

учитель МБОУ СОШ №2 с. Ермолаево

Современное состояние гуманитарного образования в Российской Федерации, перспективы его обновления ставят задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества, в решении которой особая роль принадлежит русскому языку как учебному предмету.

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов. Как сделать урок эффективным и интересным, как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании, как преодолеть перегрузки учеников, как научить любить художественную литературу, понимать слово, средствами языка облагородить личность, одухотворить её, как научить налаживать межличностные контакты в семье, школе, среде друзей.

Решить эти вопросы, считаю, призвано дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого ученика с психолого-педагогической точки зрения, с практической точки зрения - на обучение ребенка принимать решения, развитие навыков общения и сотрудничества, укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка – актуальная проблема современной школы. Как известно, данный вид обучения – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика.

Мы, учителя, работаем в классе, где собраны обучающиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал. Поэтому на своих уроках русского языка применяю дифференцированный подход в обучении. Все мы знаем, что наша цель – обучить каждого ученика. Как это сделать? Как выпустить из школы самого слабого ученика? Такие вопросы волнуют каждого из нас.

На мой взгляд, дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы, решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, каждый ребенок усваивает общеобразовательный минимум.

Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой.

Любой класс можно разделить на три группы: ученики с высокими – средними - низкими учебными возможностями. Критериями деления учащихся на группы являются: объем имеющихся знаний, культура умственного труда, способность к абстрактному мышлению, умение анализировать и обобщать, утомляемость от интеллектуальной деятельности, уровень самостоятельности, уровень работоспособности, уровень познавательной активности, умение анализировать и обобщать.

Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению, а низкая работоспособность может привести на нет высокий интеллектуальный багаж ученика.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Такие дети меньше утомляются от активного, напряженного труда. Они самостоятельны и работоспособны, а поэтому работа с сильными учащимися предполагает подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой детей главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в тексте, не запоминают прочитанное, не способны долго удерживать внимание, слабо знают изученный материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности. Проблема преодоления неуспеваемости ученика – это и психологическая трудность. На мой взгляд, ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен тоже работать, но при помощи схем, опорных таблиц, справочников, составленных самим учащимся или при помощи учителя.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать возможности всех учащихся. Работа с сильными учениками должна быть организована за счет разнообразия заданий, например, работа с дополнительной литературой, сочинение небольших текстов с использованием слов одной тематики и на одну орфограмму, проверка индивидуальных заданий слабых учащихся.

Как показывает практика, на уроке не все учащиеся способны справиться с заданиями одинаково.

Таким образом, изучая вопрос дифференцированного подхода в методической литературе, опираясь на свой личный опыт, условно разделяю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способам познавательной деятельности на 3 группы. Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени делю класс на группы. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые не усвоили новый материал. Решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений.

На этапе закрепления и применения основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше возможностей содержится для учёта особенностей учащихся.

Готовлю 2-3 варианта заданий. Наиболее удобным считаю задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даю облегчённые карточки-задания. Например, тема урока «Буквы ё – о после шипящих» в 7 классе.

Сильные учащиеся получают индивидуальное задание. Составьте текст, используя в нем слова с буквами ё и о после шипящих в разных частях речи и морфемах.

Средние учащиеся получают следующее задание. Вставьте пропущенные буквы; сгруппируйте слова разными способами.

Береж..т, снеж..к, галч..нок, с мяч..м, реш..нный , беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь, ш..рох, больш..го, стаж..р.

Слабые учащиеся получают задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Ч..рный , стереж..т, щ..лочь, плащ..м, больш..й, груш..вый, расч..ска, лапш..й.

Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» (5 класс)

Задание для первой группы учащихся. Составьте предложения на тему «Осень», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задание для второй группы учащихся. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.

Задание для третьей группы учащихся.

К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Примечание: некоторые из слов на уроке были проработаны.

Задание на дом дается также с учетом индивидуальных особенностей ученика, хотя при изучении некоторых тем возможно одинаковое задание, так как задание бывает посильно всем обучающимся. Например, в 5 классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова» учащиеся первой и второй групп выполняют индивидуальное задание. Составьте три простых предложения, употребив слова с безударными гласными в корне; подчеркните грамматическую основу предложений.

Для слабых учащихся упражнение из учебника, которое объясняется, на примере одного слова показывается образец выполнения.

На уроке контролировать надо всех учащихся, нельзя недооценивать роль самостоятельной работы учащихся третьей группы, они тоже должны уметь работать самостоятельно.

В 5- 7 классах любой урок (независимо от темы) стараюсь начать с орфографической минутки, которая строится в форме словарных диктантов по орфографическим темам. Во время проведения орфографических минуток ребята из первой и второй групп могут работать самостоятельно с другими словами на ту же орфограмму, а со слабыми учащимися мы все вместе работаем на доске, отрабатываем, повторяем орфограмму.

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем задачу развивающего обучения.

Названный подход на уроках русского языка имеет много интересных моментов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.

Таким образом, систематически реализуя идею развивающего обучения и используя дифференцированный подход к обучению, учащиеся становятся активными и самостоятельными на уроках.

На протяжении своей педагогической деятельности я применяю такой подход на своих уроках русского языка.

        Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача школы - научить учиться, то есть уметь самостоятельно добывать знания в процессе выполнения индивидуальных заданий, применять полученные знания на практике, использовать те или иные орфограммы при написании творческой работы, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения, я считаю, поможет сформировать такая форма организации обучения, как дифференциация. Поэтому считаю, что дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка - это одно из средств дальнейшего успешного обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск