Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 88.47 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.04.2014
Размер88.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
2010 год

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный этап)

9 класс
I. По данному фрагменту определите автора произведения (5 баллов)
1.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.
2.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.
3.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю…
4.

Осень. Чащи леса.

Мох сухих болот.

Озеро белесо.

Бледен небосвод.
5.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.
II. По данному фрагменту определите автора и название произведения (10 баллов)


  1. «Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз».




  1. «В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называли ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной. Помню, как глубоко я был обижен этой жалобой и как трудно было мне ходить в школу после неё. Жалоба была выдумана со зла: я очень усердно мылся каждое утро и никогда не приходил в школу в той одежде, в которой собирал тряпьё».



  1. «А в какой школе начали работу наши учителя!

В старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на первый класс и один красный карандаш.

Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».


  1. «Настроение в классе было приподнятое. Все бегали, бесновались, на уроках отвечали невпопад, и количество оставшихся без обеда возросло в эти дни вдвое против обыкновенного. Прошло еще несколько дней. И вдруг опять новость – сбежал первоклассник Митька Тупиков.

Училищное начальство всполошилось всерьез.

- Сегодня на уроке закона божьего беседа будет, - по секрету сообщил мне Федька, - насчет побегов. Я, как тетради относил в учительскую, слышал, что про это говорили».


  1. «А после уроков Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:

- А моё любимое – про сосну: «На Севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?

- Знаю, конечно, - сказал я. Как не знать. – Я выдал ему «научное» лицо. – «На Севере диком» - этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а всё-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «Стоит на голой вершине» - дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем.

Мишка с испугом глянул на меня. А я на него. А потом мы расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену».
III. Дайте определение следующих литературоведческих терминов: юмор, сатира, сарказм, ирония, пародия (10 баллов)
IV.

1. Кто из названных художников иллюстрировал повести «Тарас Бульба», «Капитанская дочка», трагедию «Ромео и Джульетта»? (1 балл)

а) В.Фаворский

б) А.Бенуа

в) И.Билибин

г) Д.Шмаринов

2. Установите соответствие между произведением и его переводчиком: (4 балла)

а) «Илиада» - Н.Заболоцкий

б) «Песнь о Гайавате» - Б.Пастернак

в) «Гамлет» - И.Бунин

г) «Слово о полку Игореве» - Н. Гнедич
V.

1. Прочитайте суждение об одном из произведений русской классической литературы XIX века. Определите, о каком художественном произведении идет речь. Назовите автора и название произведения (5 баллов)

«… не случайна судьба героя повести: она продиктована логикой фактов, логикой самой действительности. Единственный порядочный человек среди дворянских персонажей произведения, чуждый холопства и пресмыкательства, сохраняющий чувство собственного человеческого достоинства, в своей, дворянской, среде оказывается отщепенцем, выброшенным за борт за своё превосходство над этой средой…»

2. Прочитайте фрагмент статьи Н.В. Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность». Творчество каких двух поэтов сравнивает автор статьи? (5 баллов)

«Мысль о сходстве […] с […], приходящая в ум при первом взгляде на них обоих, исчезнет вдруг, как только всмотришься покрепче в […]. Всем, даже своим воспитанием, последний представляет совершенную противоположность первому. Как один весь предался наукам, считая стихотворство своё только развлеченьем и делом отдохновения, так другой предался весь своему стихотворству, считая многостороннее образование науками лишним и ненужным. То же самодержавное, государственное величие России слышится и у него; но уже видны не одни только географические очерки государства; выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. <…> У него выступило уже творчество».
VI. Из двух предложенных заданий выполните одно (на Ваш выбор) (максимальное количество баллов - 10)
1. Прочитайте рассказ Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами» и напишите отзыв на это произведение.
Вода с закрытыми глазами
«С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.

Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.

Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на травке валялся ее портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.

  • Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.

  • Воду пью, — ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.

  • Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.

  • Спасибо, не надо, — ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.

  • Ты чего невеселая? — спросил я.

  • Так, — ответила Нюрка и пожала плечами.

  • Может, двойку получила?

  • Получила, — согласилась Нюрка.

  • Вот видишь, сразу угадал. А за что?

  • Ни за что.

  • Она снова глотнула воды и закрыла глаза.

  • А домой почему не идешь?

  • Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.

  • Да съешь ты хлеба-то.

  • Спасибо, не хочу.

  • Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?

  • Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.

  • Из-за двойки?

  • Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, — сказала Нюрка и открыла наконец глаза.

  • Это из-за чего же?

  • Есть из-за чего, — сказала Нюрка, снова хлебнула кружки и прикрыла глаза.

  • Ну расскажи.

  • Не твое дело.

  • Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты... Ладно, я тоже тогда лягу и умру.

Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.

  • Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.

  • Есть из-за чего, — ответил я. — Хватает.

  • Болтаешь, сам не зная... — сказала Нюрка.

Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.

А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.

— Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.

Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.

  • Да ты что, заболела что ли? — забеспокоился наконец я. — Что с тобой?

  • Заплакал бы или нет?

  • Конечно, — серьезно ответил я.

  • А мне кажется, никто бы не заплакал.

  • Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.

  • За что меня любить? Что я такого сделала?

  • Ну, не знаю... а только все любят.

  • За что?

  • Откуда я знаю, за что. За то, что ты — хороший человек.

  • Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.

  • А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? — сказал я.

Нюрка засмеялась.

  • Это правда, — сказала она. — Рев был бы жуткий.

  • Давай уж поживем еще немного, а? — предложил я. — А то деревню жалко.

Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.

— Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.

  • Так вкусней, — сказала Нюрка.

  • Чего вкусней? — не понял я.

  • С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь — и ничего не заметишь. А так — куда вкусней. Да ты сам попробуй.

Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:

— Погоди, не торопись. Глотни еще.

Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.

Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза.

Ю.Коваль
2. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Книги в красном переплете».

Книги в красном переплете
Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

— «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!»...

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы...

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона...

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

— О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1908-1910




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск