Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 243.73 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.04.2014
Размер243.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа



От составителей

В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляется деятельность по представлению инновационного опыта педагогов города для интенсивного обмена информацией по актуальным вопросам развития образования и реализации инициативы Президента «Наша новая школа», этому способствует система городских очно - заочных семинаров.

В данном сборнике представлены выступления участников городского очно - заочного семинара «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующихся в поликультурной среде», который прошел 19.12.2013 года на базе МБОУ СОШ № 100.
Все тексты даются в авторской редакции.
МБУ «Муниципальный методический центр», 2014



СОДЕРЖАНИЕ




  1. АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………………….. 4

  2. ПРОГРАММА СЕМИНАРА………………………………………………………………….. 5

  3. СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА……………………………………………………...6

  4. МАСТЕР-КЛАССЫ

    1. Поморцева Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

«Национальные святыни как элемент духовного и нравственного воспитания подростков»………………………………………………………………………………………... 7

    1. Корепанова Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 100

«Развитие духовно-нравственных ценностей посредством визуализации фильмов»….12

    1. Бектышева Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

«Добродетель и порок в художественных текстах»…………………………………..…17

    1. Хуснуллина Венера Александровна, учитель истории и обществознания

«Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках истории»………………………..23

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ (презентации)




АННОТАЦИЯ



Место проведения: МБОУ СОШ № 100

Дата проведения: 19.12.2013 г.

Время проведения: 10.00 ч., регистрация в 09.30 ч.

Целевая аудитория: учителя истории, литературы, ОРКСЭ.
Несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема духовно-нравственного воспитания остаётся недостаточно разработанной для обучающихся в культуроохранной религиозно-просветительской деятельности.

Проблемы воспитательной работы в школе, снижение роли образования в обществе, недостатки семейного воспитания приводят к тому, что стихийная организация формирования социальной компетентности не способствует полноценному вхождению молодежи в современный социум. Поликультурность и поликонфессиональность социальной среды также приводит к тому, что этнические и религиозные факторы воспитания, традиционно воздействовавшие на личность, сегодня теряют свое значение.

Цель работы семинара заключается в том, чтобы показать объединение урочной и внеурочной работы в рамках образовательного учреждения, как части образовательной деятельности в сфере приобщения населения к основам традиционной культуры.

На семинаре будут проведены мастер-классы по духовно-нравственному развитию учащихся на уроках ОРКСЭ, литературе и истории. Слушателей ознакомят с авторскими программами по духовно-нравственному развитию учащихся в условиях поликультурной среды УР.

Учителя школы расскажут о системе внеурочной деятельности в шестой параллели по духовно-нравственному развитию, использование ресурсов общественных организаций в работе по воспитанию подрастающего поколения.

Запись на семинар производится в Муниципальном методическом центре по телефону 73-01-77.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА



Время, место

Название выступления

ФИО, должность

10.00- 10.50

Актовый зал


«Визитная карточка школы»

Сурнина Марина Михайловна заместитель директора по УМР

«Инновационная деятельность в рамках ФГОС»

Касимов Рустам Нурулович

к. и. н., доцента кафедры социально-гуманитарных наук ИПК И ПРО УР

«Механизмы реализации духовно-нравственного развития в условиях современной школы»

Корепанова Елена Леонидовна учитель истории и обществознания

10.50-11.00

Перерыв

11.00-11.30

Мастер-классы

Кабинет 314

«Национальные святыни как элемент духовного и нравственного воспитания подростков»

Поморцева Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы

Кабинет 222

«Развитие духовно-нравственных ценностей посредством визуализации фильмов»

Корепанова Елена Леонидовна

Кабинет 401

«Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках ОРКСЭ

Пинисова Ольга Николаевна учитель музыки, ОРКСЭ

11.50-12.30




Кабинет 321

«Добродетель и порок в художественных текстах»

Бектышева Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы

Кабинет 221

«Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках истории

Хуснуллина Венера Александровна учитель истории и обществознания






СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА



Тема: «Развитие духовно-нравственных качеств личности,

социализирующихся в поликультурной среде»
Дата проведения: 19.12.13 в 10.00 ч.

Место проведения: МБОУ СОШ № 100



ФИО

ОУ

должность

1

Ахметова Фаина Зиануровна

МБОУ СОШ № 5

учитель русского языка и литературы

2

Калинина Татьяна Александровна

МБОУ СОШ № 85

учитель русского языка и литературы

3

Гильмутдинова Ольга Васильевна

МБОУ СОШ №78

учитель русского языка и литературы

4

Чернова Татьяна Вениаминовна

МКСКОУ СКОУ № 101

учитель русского языка и литературы

5

Загуменова Татьяна Юрьевна

МБОУ СОШ № 100

учитель русского языка и литературы

6

Рябова Светлана Германовна

МБОУ СОШ № 100

служба психологическ.

7

Алексеева Ольга Васильевна

МБОУ СОШ № 43

учитель истории

8

Касимов Рустам Нурулович

ИПК и ПРО

доцент кафедры гуманитарных наук

9

Байгулова Лариса Юрьевна

МБОУ СОШ № 100

учитель начальных классов

10

Никуличева Ольга Валерьевна

МБОУ СОШ № 100

зам.директора по УВР

11

Дорохина Наталья Аркадьевна

МБОУ СОШ № 100

учитель начальных классов

12

Арсеньева Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 100

социальный педагог

13

Колыева Людмила Николаевна

МБОУ СОШ № 100

учитель русского языка и литературы

14

Стрижова Елена Александровна

МБУ «ММЦ»

методист





МАСТЕР-КЛАССЫ



«Национальные святыни

как элемент духовно-нравственного воспитания подростков» в рамках школьного эксперимента

Поморцева Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

В рамках школьного эксперимента по духовно-нравственному воспитанию организованы модули. Один из модулей представляет собой экскурсии в религиозные храмы. Руководит модулем Поморцева Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы. Вид деятельности выбран в соответствии с деятельностным подходом, являющимся основным видом деятельности подростка 12-16 лет.

Курс рассматривает национальные святыни: соборы, церкви, мечети, костелы и другие религиозные места – как элемент отечественной духовной культуры, способствующий нравственному воспитанию подростков. Работа не предполагает вовлечение учащихся в религиозную деятельность, а лишь дает представление об истоках духовной жизни человека, о нравственных ценностях, воспитуемых испокон веков на территории Российской Федерации.
Работа ведется по трем направлениям:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственное воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Цель:

Формирование духовности и устойчивых нравственных свойств личности школьника на основе религиозной культуры.

Задачи:

  • Воспитание чувства благоговения к святыням;

  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании;

  • Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

Ожидаемыми результатами работы станет сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям религиозной культуры и родного края, представление о религиозных конфессиях мира: христианстве, мусульманстве, католицизме, буддизме, иудаизме.

Программа рассчитана на пять лет (5-9 классы) с учетом возрастных особенностей школьника по 8 часов в год.

Экскурсии проходят поэтапно в соответствии с разработанной программой.
Содержание рабочей программы 5 класса.
Цель: знакомство с православными храмами родного города.

Задачи: 1. познакомиться с историей собора, его религиозной принадлежностью и традициями; 2. осмотреть архитектурные особенности и их соответствие религиозным писаниям; 3. Выявить значимость святыни среди храмов Удмуртии.


  1. Свято-Михайловский собор. 2 часа.

  2. Александро-Невский Кафедральный собор. 2 часа.

  3. Церковь Успения Божьей матери. 2 часа.

  4. Свято-Троицкая церковь. 2 часа.


Содержание рабочей программы 6 класса

Цель: знакомство с различными религиозными конфессиями родного города.

Задачи: 1. познакомиться с историей собора, его религиозной принадлежностью и традициями; 2. осмотреть архитектурные особенности и их соответствие религиозным писаниям; 3. Выявить значимость святыни среди храмов Удмуртии.

  1. Этнографический музей-заповедник Лудорвай. Традиционная религия удмуртов. 2 часа.

  2. Покровская старообрядческая церковь. 2 часа.

  3. Мусульманская мечеть. 2 часа.

  4. Храм неправославной конфессии. 2 час

Содержание рабочей программы 7 класса.

Цель: православные храмы Удмуртии.

  1. Храм Блаженной Ксении Петербургской – Cарапул.

  2. Храм Воскресения Христова - Сарапул. 

  3. Никольский храм - Сапапул. 

  4. Храм Успения Пресвятой Богородицы - Камбарка 

  5. Храм святого великомученика Георгия Победоносца - Воткинск поселок Нефтяников. 

  6. Храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона - Воткинск.

  7. Приход храма Тихвинской иконы Божьей матери. С.Перевозное

  8. Успенский монастырь. с.Паздеры

Содержание рабочей программы 8-9 класса
Цель: знакомство с православными храмами Поволжья и католическим собором.

  1. Приход свято-успенского кафедрального собора Трифонова мужского монастыря г.Кирова.

  2. Приход свято-серафимовского собора г.Кирова.

  3. Приход церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, г.Киров.

  4. Украинская Православная Церковь, г.Киров.

  5. Александровский костел. г. Киров.

  6. Церковь Николая Чудотворца. г. Елабуга.

  7. Собор Спаса Нерукотворного Образа. г.Елабуга.

  8. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. г. Елабуга.


«Механизмы реализации духовно-нравственного развития учащихся в условиях поликультурной среды Удмуртской Республики».

Корепанова Елена Леонидовна,

учитель истории и обществознания
Школа 100 второй год работает в экспериментальном режиме по теме: «Формирование духовно - нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде», под руководством к.и.н. Касимова Р.Н., кафедра социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПРО УР.

В настоящее время особую тревогу вызывает духовно-нравственное состояние общества, особенно детей. Главный симптом беспокойства — кризис социальной, личностной и духовной идентичности, ведущий к утрате смысла жизни, вызывающий рост деструктивных форм молодежной активности. Усиливается конфликтное противостояние между поколениями, «асоциальные» дети составляют значительную базу формирования и вызревания этносоциальных конфликтов, становятся основой для вызревания форм стихийной и организованной преступности. Все это существенно подрывает статус подрастающих поколений как социального, интеллектуального и духовного ресурса развития России в XXI веке. Россия - это многонациональное и поликонфессиональное государство, ставящее перед своими гражданами задачу согласования общегосударственных и национальных интересов, мирного и добрососедского существования больших и малых этносов, взаимодействия и взаимообогащения культур этих народов, защиты национальных и религиозных интересов, что закреплено в Конституции Российской Федерации, Концепции национальной политики Российской Федерации и Национальной доктрине образования России на 2000-2025 г.г. Отметим, что значительные ресурсы духовно-нравственного воспитания содержатся именно в социально-культурной деятельности.

Остановимся подробнее на содержании, методах и приемах формирования и укоренения духовно - нравственных качеств личности в поликультурной среде.

Первое направление это урочная деятельность: интегрированные уроки содержащие элементы социальной компетентности в духовно-нравственного воспитания детей в этнокультурной и поликонфессинальной среде социально-гуманитарных дисциплин: литература, история, география, с применением краеведческого материала.

Второе направление – внеурочная деятельность, которая состоит из четырех модулей, реализуемых в течение учебного года последовательно начиная с параллели 5-х классов. Каждый модуль реализует собственную цель, но на выходе цели сливаются в одну: это развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде. Программы модулей направлены на сотрудничество с различными общественными объединениями. Учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №100 Бектышева М.А., Поморцева О.В., географии Редькина Г.В. и истории Корепанова Е.Л. активно включились в экспериментальную деятельность, разработав авторские программы по заявленным модулям для учащихся с пятого по девятый класс.

1-й модуль: Развитие духовно-нравственных ценностей, посредством анализа видеоматериалов. Основное внимание уделяется просмотру мультфильмов, фильмов, с выявлением проблем и обсуждением путей их решения. Возрастные особенности учащихся 5-6-х классов позволяют успешно реализовывать данную методику. Доступные по содержанию и глубокие по смыслу советские мультфильмы, которые практически неизвестны современным детям («В стране невыученных уроков», «Цветик-семицветик», «Мороз Иванович», «Три дровосека» и др.), заставляют задуматься над такими понятиями, как совесть, трудолюбие, лень, сила воли, доброта.

2-й модуль: Национальные святыни как элемент духовно-нравственного воспитания подростков.

Основной вид деятельности данного модуля - экскурсии в православные храмы Ижевска в первый год обучения и посещение храмов других конфессий, в том числе и вне нашего города, в последующее время реализации программы. В ходе экскурсий учащиеся знакомятся с архитектурой, внутренним строением и убранством храмов, с православными традициями христиан и других конфессий. В прошлом учебном году ребята побывали в Свято - Михайловскиом соборе, соборе Александра Невского, Троицкой и Успенской церквях. Большую помощь в организации и проведении экскурсий нам оказывает отдел катехизации и религиозной пропаганды в г. Ижевске.

Мы вышли на национальный проект «Нравственность и здоровье нации», его учредителем является миссионерский отдел Ижевской и Удмуртской Епархии совместно с правительством Удмуртской Республики. Сотрудник миссионерского отдела православной церкви проводит беседы на нравственные темы. Его беседы нашли отклик и в сердцах ребят, обсуждались темы: «Православные традиции на Руси», «Православная семья как основа сохранения народа», «Россия, армия, держава!»

3-й модуль: Культура и традиции народов России и мира как элемент духовно-нравственного развития. Основной деятельностью учащихся на занятиях является визуальное знакомство с материальной культурой народов России и Удмуртской республики, с элементами традиционной народной культуры и промыслов: обереги, игрушки (куклы), предметы быта, украшения. Учащиеся пятых классов ознакомились с материальной культурой древних славян, удмуртов, татар. Своими руками ребята изготовили обереги, кукол и представили их на школьной выставке.

4-й модуль: Добродетель и порок в художественных текстах. Изучая литературные произведения (Притча о добре и зле, В. Осеева «Что легче?», В. Сухомлинский «Кому идти за дровами» др.), анализируя поступки героев, ребята дают им нравственную оценку, размышляют, как бы сами поступили на их месте и как можно достойно выйти из той или иной жизненной ситуации.

В целом, данные модули в разнообразной форме пытаются достигнуть общей цели: духовно-нравственное развитие.

Приоритетным направлением нашего образовательного учреждения мы считаем гражданско-патриотическое воспитание.

В прошлом учебном году, по инициативе АОУ ДПО ИПК и ПРО УР школа начала сотрудничать с республиканским военным госпиталем, в котором проходят санаторное лечение ветераны различных войн. Наши учащиеся собирают материал о судьбах участников масштабных и мировых войн, с огромным желанием и интересом идут на встречи. Информация из первых уст является куда ярче, нежели страницы самого нового учебника, «живое» общение вызывает несомненный интерес, прежде всего, к предметам социально-гуманитарного цикла: к истории обществознанию и литературе. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований. Работа по сбору информации была проведена совместно с учащимися Сигаевской школы. Большую помощь в организации встреч оказывает Малышкина Л.И. заведующая библиотекой госпиталя. Итоговым мероприятием стал городской семинар, проведенный 21 июня 2013 года, гостями которого были ветераны и представители общественности.

С творческими проектами дети выступают на краеведческих чтениях. Большой резонанс вызвала работа учеников 10 б класса Слепнева Дамира, Трониной Алены «Маленький солдат большой войны». Учащиеся, рассуждая о военном пути земляка - ветерана, вывели разговор на более сложные проблемы: свобода выбора, личная ответственность, морально-нравственные ориентиры. Была оформлена статья в школьный журнал «Ветер перемен» под названием «Человек на войне: проблема выбора ценностей». Школьники выступают на школьном, районном и городском туре научно-практических конференций. Другая группа подготовила материалы к участию в городском конкурсе видеороликов «Во славу Отечества!» в номинации «Герои - наши земляки». Февраль 2013 года был насыщен встречами с участниками локальных войн, выступившими на классных часах в честь Дня Защитника Отечества, организаторами таких встреч стали учащиеся 10 класса Ютина Ксения и Векшина Любовь. Так, пробуя себя в исследовательской работе, ребята задумываются о своей будущей профессии, что также способствует социализации и личностному развитию. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию мировоззрения учащихся.

Таким образом, можно определить следующие общественные объединения, с которыми взаимодействует школа в рамках реализации духовно-нравственного развития в условиях поликонфессиональной среды УР:

- ИПК и ПРО,

- общественное молодежное объединение «Долг»,

- Республиканский госпиталь ветеранов войн Министерства здравоохранения УР,

- объединение участников локальных конфликтов «Боевое братство»,

- отдел катехизации и религиозной пропаганды г. Ижевска,

- краеведческий музей имени Кузебая Герда, музей «Ижмаша»,

- МБОУ СОШ 20,

- Сигаевская средняя общеобразовательная школа.

В целом, данная педагогическая система содействует духовно-нравственному развитию в условиях поликультурной среды с использованием ресурсов нашего региона.

Надеемся, что дальнейшая работа в рамках эксперимента позволит школе расширить возможности взаимодействия с другими общественными организациями.

«Добродетель и порок в художественных текстах»

Бектышева Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Курс, который я разработала и преподаю, называется «Добродетель и порок в художественных текстах». В основе курса лежит анализ содержания как авторских, так и фольклорных произведений, который не затрагивает структурных элементов текста: средств художественной выразительности, композиции, жанра и др., но уделяет внимание осмыслению поступков героев, сделанного ими выбора в определенной ситуации, разбору последствий, к которому привел этот выбор. В названии курса заявлено противопоставление, что дает возможность учащимся подумать над вопросом: каким я хочу быть в отношениях с родителями, сверстниками, соседями и т.д.

Курс состоит из пяти модулей, рассчитанных на учащихся 5-9 классов (см. презентацию):

1 модуль Я - личность

1. Вводный урок.

2. Добро и зло.

3. Щедрость и жадность.

4. Послушание и упрямство.

5. Трусость и храбрость.

6. Обман и правдолюбие.

7. Память.

8. Чистое сердце.

  2 модуль Я - общество

1. Благодарность и недовольство.

2. Правда и ложь.

3. Трудолюбие и лень.

4. Верность и предательство.

5. Мщение и прощение.

6. Смирение и тщеславие.

7. Тщеславие и скромность.

8. Я в обществе.

  3 модуль Я - сверстники

1. Зависть и доброжелательство.

2. Милосердие и жестокость.

3. Дружба и вражда.

4. Обличение и осуждение.

5. Прощение и обида.

6. Мужество и безрассудство.

7. Клевета и проклинание.

8. Я в коллективе класса

  4 модуль Я - родители

1. Послушание и упрямство.

2. Благодарность.

3. Мудрость и глупость.

4. Неумение прощать.

5. Гнев.

6. Непочтение к родителям.

7. Человекоубийство.

8. Материнская любовь.

 5 модуль Я - супружество

1. Верность и измена.

2. Скупость и щедрость.

3. Благочестие.

4. Умеренность и жадность.

5. Скромность.

6. Гордыня.

7. Любовь.

8. Моя семья.

  На данный момент составлены конспекты занятий на первый модуль, ведется работа над содержанием второго. В ходе занятия школьники не ограничены в выборе действий: они могут рисовать, писать по теме, беседовать с соседом по парте, включаться в общую работу, обдумывать содержание прочитанного. Как правило, вначале у учеников не бывает желания высказаться, но ряд провокационных вопросов заставляет их высказывать свою точку зрения, включиться в обсуждаемую тему.

Кроме художественных текстов на занятиях используются репродукции картин, музыкальные произведения, презентации. Работа организуется в группах, в парах или ведется просто фронтальная беседа.

Муравьиный король. (6 класс Тема «Тщеславие»)

Муравьи встретились на полянке и начали делиться новостями: «Вы слышали, нашему муравьиному королю министры поднесли новую золотую корону!» - «Да, да, а первому министру король вручил новые награды!» - «А еще новость, - главному генералу наш муравьиный король вручил новый орден за неслыханные победы над соседним муравейником! Кстати, на этих муравьиных войнах казна еще больше разбогатела!» - «Да, великие события произошли в нашем могущественном и славном царстве!» — заключили собравшиеся муравьи. В этот момент они увидели бегущего короля со свитой испуганных министров, которые кричали во весь голос: «На помощь, подданные! Слон завалил навозом все наше великое муравьиное царство!»

Не отрекаются любя. (9 класс Тема «Любовь»)

Было ничем не примечательное утро в самой обычной поликлинике. Человек довольно преклонных лет пришел к врачу снять швы с пальца руки. Было заметно, что он очень волнуется и куда-то торопится. Спросив, когда будет врач, мужчина дрожащим голосом сообщил, что к 9 часам его ждет очень важное дело. А уже 8-30.

Я понимающе ответил, что все врачи заняты, и смогут уделить ему внимание не ранее, чем через час. Однако, заметив неимоверную печаль в его глазах и некую растерянность в движениях, когда он то и дело поглядывал на часы, под сердцем у меня что-то екнуло. Пациентов на прием ко мне не было, и я решил сам заняться раной этого человека. Меня обрадовало, что ранка хорошо затянута, а, значит, не возникнет никаких проблем, если швы снять сейчас. Посоветовавшись с коллегой, я занялся пациентом. Мне почему-то хотелось с ним поговорить, и я первым завел разговор:

– Вы так торопитесь. Должно быть, у вас назначен прием еще к одному специалисту?

– Не совсем так. В 9 часов мне нужно покормить больную жену. Она сейчас в больнице. Из врачебного любопытства, я спросил, что с его женой. Мужчина ответил, что у нее, к огромному прискорбию, обнаружена болезнь Альцгеймера. Я успел сделать необходимые процедуры, пока мы беседовали, на что, естественно, потребовалось время. Мне показалось, что к 9 часам мой пациент может не успеть в больницу к жене. Я поинтересовался, будет ли та волноваться, если он опоздает. Мужчина печально покивал головой:

– Нет, волноваться она не будет. Моя жена не узнает меня последние пять лет. И даже не помнит, кем я приходился ей по жизни.

Я удивленно воскликнул:

– И, несмотря на это, вы все равно каждое утро к 9 спешите в больницу к человеку, уже не знающему вас?

Тогда он ласково потрепал меня по плечу и, улыбнувшись, по-отечески ответил:

– Да, к сожалению, она не знает кто я. Зато я помню, кто она. С ней я был счастлив всю свою жизнь.

Я подошел к окну и долго смотрел вслед уходящему по аллейке пожилому пациенту. И только когда постучали в дверь, понял, что плачу. Мурашки пробежали по моему телу, и я сказал: "Это та любовь, о которой мечтаю и я…"

Мой утренний пациент сказал, что был счастлив. Да и она, та женщина, тоже счастливая, имея такого мужа.

Не страсть или романтика, а истинная любовь, способная понять, простить и принять – вот то, что непреходяще. Мы уйдем. А она останется, поселившись в чьем-то сердце.

Материнское сердце (8 класс Тема «Материнская любовь»)

На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им "при солнышке тепло, а при матушке добро".

Но однажды разыгралась в лесу гроза. Да не на шутку. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: "Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я – высокая и…". Договорить она не успела.

Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ее ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить.

Она еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. В последний раз. Не было предела материнской любви.

Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. "Я никогда не брошу вас, – прошептала она березкам, – мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния".

Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей, и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старо пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза, и услышит, как в нем стучит материнское сердце…

«Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках истории и обществознания»
Хуснуллина Венера Александровна

учитель истории и обществознания
Проблема духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день является приоритетным в рамках перехода к ФГОС.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

На предметах истории и обществознания формирование духовно-нравственных качеств осуществляется через различные формы работы.

Большое внимание на уроках я уделяю проектной работе, где задаются определенные условия, помогающие формировать гражданскую позицию, национальное самосознание, ЗОЖ. Основной целью данной работы является — освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

Немаловажным условием духовно-нравственного воспитания является также изучение национальных традиций и истории родного края. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». В данном направлении учащиеся были участниками Республиканского семинара, посвященного 250-летию города Ижевска. Цель направления - воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

На уроках обществознания я стараюсь использовать притчи, которые помогают организовать обсуждение на понимание (кстати, можно организовать написание эссе для подготовки к ЕГЭ). Например, при изучении духовной сферы использовалась музыкальная притча «Богатый и бедный», где большое внимание занимает духовное богатство. На уроке была организована дискуссия по обсуждению притчи, понимании его смысла и проблемных вопросов современного общества.

На уроках истории множество тем, которые помогают сформировать основы гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

При изучении эпохи сталинизма мы с учащимися 11 классов организуем круглый стол, используя технологию критического мышления «6 Шляп», каждая группа обсуждает вопрос о сталинском периоде рассматривая несколько аспектов его политики. Далее обсуждается «Письмо Раскольникова Сталину», стихотворение Осипа Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны...», проводим анализ песен и фильмов того периода. Данная работа проводится с целью развития умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

В 6 классе на уроках истории России учащиеся составляют духовный портрет Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, рассматривая не политический аспект их отношений и жизнедеятельности, а моральные и нравственные качества. Шестиклассники составляют портрет людей современности, которые, по их мнению, обладают подобными духовными качествами. Это позволяет выявить причины духовно-нравственного кризиса в современном мире, акцентировать внимание на принципах морали и нравственности современной молодёжи. Учащиеся активно включаются в дискуссию и вполне по-взрослому определяют основные проблемы современности, а не это ли основная задача школы — воспитание гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск