Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 301.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации07.04.2014
Размер301.17 Kb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Литература > Справочник
  1   2





Дорогой друг!
Ты держишь в руках необычное пособие. Это не сборник упражнений, не рабочая тетрадь и даже не всезнающий справочник по русской морфологии. Это практическое руководство для человека, который решил научиться – сам, без посторонней помощи! – грамотному оформлению своей письменной речи. Да, да! Не удивляйся. Чтобы научиться правильно ставить знаки препинания и писать некоторые слова, необходимо хорошо разбираться в частях речи.

Замысел этого пособия возник не случайно. Школьная практика показывает, что даже старшеклассники не всегда легко ориентируются в системе частей речи, а ведь умение определять части речи – залог успешного освоения русским языком.

Надеемся, что данное пособие поможет тебе систематизировать изученный материал и быстро устранить пробелы в знаниях.

Желаем удачи!

Система частей речи русского языка

Тебе хорошо известно, что все части речи делятся на две группы: знаменательные (самостоятельные) и служебные. Каждая самостоятельная часть речи характеризуется тремя признаками: общим грамматическим значением; морфологическими признаками и синтаксической ролью. К знаменательным частям речи относятся существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие(особые формы глагола), наречие, категория состояния. К служебным - предлоги, союзы, частицы. Особняком держится междометие.

Предлагаем тебе проверить свои силы в определении частей речи. Для удобства возьми карандаш и сокращенно указывай над каждым словом, к какой части речи оно принадлежит (поскольку наречия от категории состояния можно отличить только в тексте, будем считать, что в этом задании нет слов состояния).
Проверь себя. Определи части речи.

Бурлящий, бурлил, врукопашную, еще, вскормленную, обеих, синь, двое, второй, вдвоем, бег, разлитую, батюшки, все-таки, хохоча, ярко, старинный, был, бей, бой, колюч, пустынны, изображены, читая, сгоряча, изгибаясь, промолчав, облитому, просеке, треск, нечего, никакой, нигде, ничей, мерцающий, спелый, тщательно, настоянный, в течение часа, извиваясь ведомому, обретая, ничье, никогда, обе, избитому, усеченный, сказав, никакого, караул, все-таки, рыдая, вслепую, дремучий, пахуча, изрисована, прыгая, стонал, дышится, стой, размытого, улыбающийся, стуку, могуч, написаны, движимый, погожего, сдав, тая, слой, неподалеку, втроем, которых, двойной, красивы, разлитую, сбиты, не с кем, назло, третьего, тот, в продолжение минуты, зрелый, всякому.

Справка.

Бурлящий-причастие, бурлил-глагол, врукопашную-наречие, еще-наречие, вскормленную - причастие, обеих-числительное, синь-существительное, двое-числительное, второй-числительное, вдвоем-наречие, бег-существительное, разлитую-причастие, батюшки-междометие(может быть существительным), все-таки-частица, хохоча-деепричастие, ярко-наречие, старинный-прилагательное, был-глагол, бей-глагол, бой-существительное, колюч-краткое прилагательное , пустынны- краткое прилагательное , изображены-краткое причастие, читая-деепричастие, сгоряча- наречие, изгибаясь-деепричастие, промолчав- деепричастие, облитому- причастие-, просеке- существительное, треск- существительное , нечего- местоимение, никакой- местоимение , нигде- наречие , ничей- местоимение , мерцающий- причастие , спелый- прилагательное , тщательно- наречие, настоянный- причастие , в течение часа – производный предлог с существительным, извиваясь- деепричастие, ведомому- причастие , обретая- деепричастие , ничье - местоимение, никогда - наречие, обе - числительное, избитому- причастие, усеченный - причастие , сказав - деепричастие , никакого- местоимение, караул- междометие либо существительное , рыдая - деепричастие , вслепую- наречие, дремучий - прилагательное, пахуча - краткое прилагательное , изрисована – краткое причастие, прыгая- деепричастие , стонал- глагол, дышится- глагол , стой - глагол , размытого- причастие , улыбающийся- причастие , стуку - существительное , могуч - краткое прилагательное , написаны -краткое причастие , движимый - причастие , погожего - прилагательное , сдав- деепричастие , тая- деепричастие , неподалеку- наречие, втроем – наречие, которых- местоимение , двойной- прилагательное, красивы - краткое прилагательное , разлитую - причастие , сбиты- краткое причастие, не с кем - местоимение, назло- наречие, третьего- числительного, тот- местоимение, в продолжение минуты- предлог с существительным, зрелый – прилагательное, всякому- местоимение .
Ты не сделал ни одной ошибки – поздравляем: у тебя достаточно прочные знания и в этом пособии ты не нуждаешься.

Если же у тебя есть ошибки, постарайся сгруппировать их и работай только с теми блоками, которые вызвали у тебя затруднения.

Блок 1. Прилагательное, местоимение-прилагательное, порядковое числительное и причастие.
Начнем с местоимений-прилагательных. Местоимения в отличие от других самостоятельных частей речи лишь указывают на признаки, но не называют их. Если знание грамматического значения местоимений тебе не помогает, то полезно сделать для себя рабочую табличку, ведь местоимений не так много – их легко запомнить.


местоимения – прилагательные

мой, твой, наш, ваш, свой, этот, тот, каков, весь, каждый, всякий, самый, иной, любой, другой, чей, какой, который (к последним трем могут прибавляться суффиксы –то, -либо, -нибудь и приставки кое-, не-, ни).

местоимения – существительные




местоимения - числительные





С порядковыми числительными тоже легко разобраться. Вспомни, как на уроке физкультуры ученики рассчитываются по порядку: первый, второй, третий. Этот порядок можно продолжить четвертый, пятый и так далее. Только такие слова будут порядковыми числительными. Не путай их с прилагательными типа тройной, столетний, троичный, четырехлетний.
Чуть труднее разобраться с прилагательными и причастиями. Во-первых, причастия всегда образовываются от глагола, во-вторых, они обозначают признак, протекающий во времени, и в-третьих, они имеют характерные суффиксы, зная которые ты легко узнаешь эту особую форму глагола.





настоящ. вр.

прош. вр.

действительные

-ущ, -ющ, -ащ, -ящ

-им, -ом, -ем

страдательные

-вш, -ш

-нн,- енн, -т


Как видим, большинство суффиксов - грамматический показатель причастий. Только суффикс – енн присущ также и прилагательным.
Потренируйся. Задание 1. Определи, где можно, часть речи фрагментов слов.
-лый, -ючая, -ский, -тый, -ший, -вшее, -ущая, -ящего, -тая, -омый, -енная, -айший, -емый, -жий, -ливая.

Придумай слова, которые могли бы иметь такие элементы на конце.
Справка.

Зрелый – прилагательное, колючая – прилагательное, дружеский - прилагательное, разбитый – причастие и рогатый - прилагательное, росший – причастие и высший - прилагательное, уставшее – причастие, бегущая – причастие, стоящего – причастие, разбитая – причастие и богатая – прилагательное , несомый – причастие, таинственная – прилагательное и подстриженный – причастие, глубочайший – прилагательное, колеблемый – причастие, погожий – прилагательное, угодливая – прилагательное.

Как видишь, определить по конечным буквам, какая часть речи перед нами, далеко не всегда возможно. Чтобы не ошибиться, надо учитывать несколько признаков одновременно. И все-таки можно точно сказать, какие слова из предыдущего упражнения не могут быть причастиями. Какие?
Справка.

Конечно, те, которые не имеют характерных суффиксов причастий. Это слова, оканчивающиеся на -лый, -ючая, -ский, -айший, жий, -ливая.
Задание 2. Определи часть речи. Для проверки пользуйся таблицей суффиксов и называй глагол, от которого причастие образовалось.
Решенного, убитому, растаявший, спелая, говорящему, говорившему, говорливая, разговорчивый, разговаривающий, сговорчивый, обговариваемые.
Справка.

Решенного -причастие, решить; убитому- причастие, убить; растаявший- причастие, растаять; спелая – прилагательное, т.к. –л – суффикс прилагательных; говорящему - причастие, говорить; говорившему- причастие, говорить; говорливая – прилагательное; разговорчивый- прилагательное; разговаривающий- причастие, разговаривать; сговорчивый- прилагательное; обговариваемые- причастие, обговаривать.
ЭТО ВАЖНО!



Потренируйся. Найди среди причастий прилагательные.
Квалифицированный работник, прочитанная книга, решаемая задача, воспитанный ребенок, блестящая поверхность, разбитый стакан, летящий самолет, кричащие тона, вызывающее поведение, рассеянный человек, рассеянные семена, блестящий оратор, потухший взор, кричащий человек.
Справка.

Прилагательные: квалифицированный работник, воспитанный ребенок, кричащие тона, вызывающее поведение рассеянный человек, блестящий оратор, потухший взор.

Материал повышенной сложности!



Потренируйся. Определи, какие слова, оканчивающиеся на -мый, являются при­лагательными, какие — причастиями? Прилагательные с не- пишутся слитно, даже если имеют при себе зависимые слова, кроме слов отнюдь не, далеко не, ничуть не и т.п..
1) Всё было полно грустного и сладостного, (не) объяснимо­го весеннего очарования. (Купр.) 2) Он пел какую-то песню, мне (не) знакомую... (Т.) 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. (П.) 4) Левин, (не) замечаемый на­родом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и ду­мать. (Л. Т.) 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяс­нимы. (В. Бр.) 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. (Дост.) 7) Дети получили ни с чем (не) сравнимое удовольствие. 8) Райский, не шевелясь, смотрел, никем (не) замечаемый, на всю эту сцену. (Гонч.) 9) Источник знания (не) истощим. (Гонч.) 10) Сорока шёл наугад, руководясь ветром и какими-то (не) уловимыми для (не) привычного челове­ка приметами. (Сераф.) 11) Княгине холодно; в ту ночь мороз был (не) стерпим. (Н.) 12) Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и (не) заменимо другим каждое сло­во! (Бел.) 13) Глубина чеховских произведений для вдумчивого чуткого актёра (не) исчерпаема (Станисл.). 14)Со спутника сфотографировали (не)видимую с Земли сторону Луны.15)(Не) любимый мачехой ребенок рос угрюмым. 16) (Не)читаемые неспециалистами журналы имеют небольшой тираж.

Справка.

Прилагательные в предложениях №1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11,12, 13, 14 – пишутся слитно.

Прилагательное в предложении № 7 пишется раздельно, так как имеет при себе отрицательное местоимение никем (не).

Причастия (пишутся раздельно) в предложениях 4, 8,15, 16. (При причастиях есть слова в творительном падеже).

Контрольное задание №1. Определите часть речи первого слова в словосочетании. Если нужно различить причастие и прилагательное, учитывай суффиксы, производящую основу и значение (прямое-переносное, есть ли значение времени).
Первого дня, каждую минуту, столетний дуб, двоичная система, опубликованные письма, разлитую воду, иного решения, какой-то человек, ограниченный ум, тысяча шестая, всякая женщина, непроверенные цитаты, выросший цветок, руководящие кадры, явившиеся на заседание, сбитый с ног, необитаемый остров, невменяемый ребенок, зрелый плод, бывалый охотник, поспевающая черника, успевший вовремя, двойственное чувство, самостоятельное решение, чья книга, пахучие цветы, пахнущий цветок, колючий кустарник, колкая трава, колющийся сильно, уколовшийся слегка, любую секунду, читающий по губам, двухэтажный дом, который час.
Справка.

Первого дня- числительное, каждую минуту- местоимение, столетний дуб- прилагательное, двоичная система- прилагательное, опубликованные письма- причастие, разлитую воду- причастие, иного решения- местоимение, какой-то человек- местоимение, ограниченный ум- прилагательное, тысяча шестая- числительное, всякая женщина- местоимение, непроверенные цитаты- причастие, выросший цветок- причастие, руководящие кадры- прилагательное, явившиеся на заседание- причастие, сбитый с ног- причастие, необитаемый остров- прилагательное, невменяемый ребенок- прилагательное, зрелый плод- прилагательное, бывалый охотник- прилагательное, поспевающая черника- причастие, успевший вовремя- причастие, двойственное чувство- прилагательное, самостоятельное решение- прилагательное, чья книга- местоимение, пахучие цветы- прилагательное, пахнущий цветок- причастие, колючий кустарник- прилагательное, колкая трава- прилагательное, колющийся сильно- причастие, уколовшийся слегка- причастие, любую секунду- местоимение, читающий по губам- причастие, двухэтажный дом - прилагательное, который час- местоимение.
Контрольное задание №2. Попроси, чтобы кто-нибудь медленно прочитал тебе текст. Определи на слух причастия. Если не получится, прочитай текст и вернись к заданию.
Это было давно. Тогда я жил в имении помещика Белокуро­ва, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он ниг­де и ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флиге­ле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на кото­ром я спал. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно но­чью, когда все десять больших окон освещались молнией.

Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал ре­шительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал все, что привозили мне с почты, и скучал.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посажен­ных елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я, недолго думая, решился побродить здесь в уединении.

Я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, пере­до мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с деревней на том берегу, с высо­кой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, как будто я уже видел эту панора­му когда-то в детстве.

(По А. Чехову)

Справка.

Обреченный, цветущей, посажен­ных, заходившее.
Ты справился - поздравляем тебя. Переходи к следующему блоку. Были ошибки – вернись к предыдущему материалу.
Блок 2. Глаголы и деепричастия.
Деепричастие – особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?(хорошенько запомни их) и совмещает в себе признаки глагола и наречия. Деепричастие образуется только от глагола с помощью суффиксов –а (крича), -я(читая), -в(дав), -вши(улыбнувшись). Запомни эти суффиксы. Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс -учи: будучи, крадучись.
Потренируйся, найди среди данных слов только деепричастия. Обращай внимание на вопрос, на суффиксы и на то, от чего слово образовалось.
Стой, бой, думая, глядя, гляди, всмотрись, сказавши, стою, сбиты, посмотрев, смеркаться, посмотрев, нехотя, бурча, молись, зарыта, раскрасившись, ляг, отметив, будучи, читаемы, уймись, отговорив, росшей, общо, разбившийся, вейся, сгон, помолчав, умолкнув, завравшись, рой, убившийся, рикша, гамаши, изучив, улыбаясь, начинай, скрываясь, вернувшись, вселяйтесь, убирайтесь, бодая, простой, сплав, изучавшийся, насытившись, проснувшись, спонсор, воя, вскачь.

Справка.

Думая, глядя, сказавши, посмотрев, бурча, раскрасившись, отметив, будучи, , тая, отговорив, помолчав, умолкнув, завравшись, изучив, улыбаясь, скрываясь, вернувшись, бодая, насытившись, проснувшись, воя.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск