Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 74.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.04.2014
Размер74.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Фонетические средства выразительности.

Выразительные возможности словообразования

(Урок в 7 классе по УМК под редакцией С.И. Львовой)
Цели урока:

Обучающая: тренировка определения роли звукописи в художественных текстах; расширение представления о выразительных возможностях словообразования.

Развивающая: формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся; формирование навыков анализа лирического произведения;

Воспитательная: содействовие развитию у детей умения общаться при работе в микрогруппах.
I. Устный опрос.

  • Сегодня мы продолжаем изучать раздел текстоведение и языковые средства выразительности.

  • Что такое текстоведение?

  • Какую речь мы называем выразительной?


II. Терминологический диктант. Да, нашу речь делают выразительной изобразительные средства. Записать термин, называющий изобразительное средство.

Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном. (И.Бунин)

Обыкновенные особенные воробьи.

Серые, хмурые облака.

Котелок сердится и бормочет на костре.

Серп луны

Хороши зимние вечера.

Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Невозможно научиться говорить, не выступая с речью.

Самопроверка. (см. презентацию, страница 2) Сравнение, оксюморон, эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, синтаксический параллелилзм.

III. Проверка домашнего задания

1) упр. 399 Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана «Одуванчики» - взаимопроверка; (презентация страница 3)

2) по ходу урока: индивидуальные задания – упр. 400, 402 (см. примечание), 405 (2).

IY. Фонетические средства выразительности. Тренировочные упражнения

1. Упр.400 – выразительное чтение

На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений таковой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. (Г.Лидман-Орлова)

  • Аргументируйте справедливость этого высказывания (проверка ИЗ -упр.400)

  • Есть ли у вас замечания и дополнения?

  • Для тренировки синтаксического и пунктуационного умения запишем второе предложение; объясните постановку знаков препинания и проведите его пунктуационный разбор.

Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчёркивает поэтические образы. (Г.Лидман-Орлова) (),[],(). (презентация, страница 4)
2. Упр.401

– Выразительное чтение стихотворенияН. А Некрасова «Только не сжата полоска одна...)

  • Определите настроение, усиливаемое использованием этого приема (глубокая тоска, уныние, безысходность).

3. Знакомство с новыми терминами АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС (презентация, страница 5)

  • Запись в тетради: «В поэтическом тексте Н. Некрасова аллитерация на шипящие и свистящие и ассонанс на [у]дает читателю возможность почувствовать глубокую тоску и уныние лирического героя».


4. Упр.402 – (проверка ИЗ) зачитать примеры звукописи.
5. Упр.403 (презентация, страница 6)

  • Прочитайте художественный текст и установите, на сколько смысловых частей и почему можно разделить его? С помощью какого приема, каких звуков поэт создает определенную звуковую картину ? Мазурка раздалась. Бывло,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам. (А.Пушкин)

Использование звука [р](аллитерации на [р]) помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение и усилить противопоставление динамизма, активного движения, молодого порыва, показанного в первой части (1 – 5 строках), медлительности, уравновешенности, осторожному замедленному «скольжению» (аллитерация на [л] - [л'], ассонанс на [а]).
6. РР. Творческая работа в группах. (Смотри приложение!)

Художники давно заметили, что повторение шипящих звуков в РЯ напоминает шум, шуршание, тихие шорохи ветра. А что позволяет услышать ассонанс в строках Н. Некрасова «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою..»? Во всяком случае так нам кажется. Конечно, чтобы услышать в поэзии эти «ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ», нужно обладать воображением, потому что звучание речи не может с абсолютной точностью повторять реальные «голоса» мира природы: вещей, животных, растений...

Прочитайте строчки различных произведений А.С.Пушкина и сформулируйте ответ на вопрос: «Какую роль играет звукопись в данном тексте?»







Y. Выразительные возможности словообразования. Тренировочные упражнения. (упр. 405 – 408 (1), упр. 409)

1. Упр. 405

У пахаря была метафора,

Луну он называл серпом.

Словесность у него распахана,

Засеяна живым зерном.

Он лошадь называл – лошадушка,

Овцу он величал – овечушка,

Жену приветствовал: «Душа моя,

Скажи мне доброе словечушко». (В. Боков)


  • Прочитайте выразительно стихотворение, назовите ключевые строки («Словесность у него распахана, засеяна живым зерном») и объяснить своё понимание этой развёрнутой метафоры. («Живым зерном» поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви. Поэт называл «живым зерном» те частички слова (морфемы), которые помогают «вырастить» проникновенные, из глубины сердца идущие слова, обращённые ко всему живому на земле.

  • Для тренировки орфографических умений запишите ключевые строки в тетради, разделяя слова (кроме местоимения) на морфемы и объясняя их написание: Слов-ес-н-ость у него рас-пах-а-н-а, за-се-я-н-а жи-в-ым зерн-ом. Самопроверка. (презентация, страница 7)

  • Подчеркните грамматическую основу; (выписать словосочетание со связью согласование; провести морфологический разбор одного из причастий).

  • Проверка ИЗ (упр. 405 (2), прочитайте выписанные из произведений устного народного творчества примеры использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и объясните причину их использования (Использование таких слов помогает выразить основные черты характера русских людей – способность любить, сопереживать; кроме того, использование таких слов помогает создавать напевность поэтических строк, наполняет их проникновенным лиризмом).



2. Упр.406.

Ах ты, степь моя, Погуляла вода

Степь привольная, По зелёным лугам, -

Широко ты, степь, Вдоволь бури понаслушалась;

Пораскинулась, Поломала мостов,

К морю Черному Потопила дворов, -

Понадвинулась! Вольной жизнью понатешилась.

(А.Кольцов) (И.Никитин)

  • Прочитайте про себя стихотворные отрывки, определите мысль, которая их объединяет (мысль о величии, широте родных русских просторов, о русском разудалом свободолюбивом характере, который, как и природа русская, подчас не признаёт никаких ограничений).

  • Приём использования в приведённых поэтических отрывках многоприставочных глаголов помогает создать плавность, неторопливость, напевность звучания, и, таким образом, написать величественный образ русской природы, широких русских раздолий.


3. Упр.407

Докажите, что в отрывках из стихотворений используется приём повторов слов одной морфемной модели. Выпишите эти слова.

  • Приём повтора слов одной морфемной модели используется в первом и третьем отрывках, приведённых в упражнении 407: 1) на∩или (напылилинакопытили); 3) за∩ала(-и) (заполыхала, закричала, заплясали), – и укажем на различие в сходных морфемных моделях прилагательных из 2) второго отрывка (под-неб-ес-н-ой – под-чердач-н-ой). Подчеркнём стилистическую роль использования в третьем отрывке глаголов с приставкой, обозначающей начало действия - создание яркого образа разворачивающегося народного гулянья, динамично набирающего размах: всё вокруг наполняется звуками (закричала, завздыхала, зазвенели), движением (заходили, заплясали, закружились), красками (заполыхала, зацвели).


4. Конкурс. Проведём конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворного отрывка из упражнений 405 – 408, и определим, кому из чтецов удалось ярче передать чувство, наполняющее лирические строки.

5. Упр.408

Поможем ребятам понять, что светлое, радостное настроение от встречи с чудесной страной детства Михаилу Яснову удаётся передать с помощью индивидуально-авторских неологизмов (окказионализмы) – слов, которые создаёт сам поэт по моделям, существующим в языке

(Резерв) Упр.409 Устное высказывание. Объясните, как вы понимаете следующее высказывание.

Каждый из способов словообразования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по-весеннему свежим и полноводным. (В.Максимов)

(Словообразование является одним из основных источников пополнения словарного запаса языка. Именно поэтому автор приведённого высказывания сравнивает способы словообразования с ручьями, питающими реку, обновляющими и освежающими её воды, как новообразования пополняют лексику языка, освежают и обновляют речевой поток)

6. Вывод по словообразовательным средствам (презентация, страница 8)

YI. Вывод.

  • С какими выразительными средствами вы познакомились?

  • Для чего они служат? (Для эмоционального воздействия на читателя, слушателя)


Д.з.: 1) на выбор: упр. 384 или 404;

2) по желанию – упр. 408 (2);

3)индивидуальное задание – второй вопрос после текста на с. 160
Приложение для групповой работы

Город новый златоглавый,

Пристань с с крепкою заставой,

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.
А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед. А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»

(В тексте А.Пушкина речи идет о часах с боем фирмы «Брегет»)
И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой. А.С. Пушкин, «Медный всадник»

Пунш— собирательное название коктейлей, обычно содержащих фрукты или фруктовый сок)

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
А.С. Пушкин, «Медный всадник»

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен

При кликах войска своего. А.С. Пушкин, «Полтава»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск