Скачать 74.12 Kb.
|
Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования (Урок в 7 классе по УМК под редакцией С.И. Львовой) Цели урока: Обучающая: тренировка определения роли звукописи в художественных текстах; расширение представления о выразительных возможностях словообразования. Развивающая: формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся; формирование навыков анализа лирического произведения; Воспитательная: содействовие развитию у детей умения общаться при работе в микрогруппах. I. Устный опрос.
II. Терминологический диктант. Да, нашу речь делают выразительной изобразительные средства. Записать термин, называющий изобразительное средство. Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном. (И.Бунин) Обыкновенные особенные воробьи. Серые, хмурые облака. Котелок сердится и бормочет на костре. Серп луны Хороши зимние вечера. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Невозможно научиться говорить, не выступая с речью. Самопроверка. (см. презентацию, страница 2) Сравнение, оксюморон, эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, синтаксический параллелилзм. III. Проверка домашнего задания 1) упр. 399 Сочинение-миниатюра по картине И.Левитана «Одуванчики» - взаимопроверка; (презентация страница 3) 2) по ходу урока: индивидуальные задания – упр. 400, 402 (см. примечание), 405 (2). IY. Фонетические средства выразительности. Тренировочные упражнения 1. Упр.400 – выразительное чтение На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений таковой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. (Г.Лидман-Орлова)
Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчёркивает поэтические образы. (Г.Лидман-Орлова) (),[],(). (презентация, страница 4) 2. Упр.401 – Выразительное чтение стихотворенияН. А Некрасова «Только не сжата полоска одна...)
3. Знакомство с новыми терминами АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС (презентация, страница 5)
4. Упр.402 – (проверка ИЗ) зачитать примеры звукописи. 5. Упр.403 (презентация, страница 6)
Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. (А.Пушкин) Использование звука [р](аллитерации на [р]) помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение и усилить противопоставление динамизма, активного движения, молодого порыва, показанного в первой части (1 – 5 строках), медлительности, уравновешенности, осторожному замедленному «скольжению» (аллитерация на [л] - [л'], ассонанс на [а]). 6. РР. Творческая работа в группах. (Смотри приложение!) Художники давно заметили, что повторение шипящих звуков в РЯ напоминает шум, шуршание, тихие шорохи ветра. А что позволяет услышать ассонанс в строках Н. Некрасова «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою..»? Во всяком случае так нам кажется. Конечно, чтобы услышать в поэзии эти «ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ», нужно обладать воображением, потому что звучание речи не может с абсолютной точностью повторять реальные «голоса» мира природы: вещей, животных, растений... Прочитайте строчки различных произведений А.С.Пушкина и сформулируйте ответ на вопрос: «Какую роль играет звукопись в данном тексте?»
Y. Выразительные возможности словообразования. Тренировочные упражнения. (упр. 405 – 408 (1), упр. 409) 1. Упр. 405 У пахаря была метафора, Луну он называл серпом. Словесность у него распахана, Засеяна живым зерном. Он лошадь называл – лошадушка, Овцу он величал – овечушка, Жену приветствовал: «Душа моя, Скажи мне доброе словечушко». (В. Боков)
2. Упр.406. Ах ты, степь моя, Погуляла вода Степь привольная, По зелёным лугам, - Широко ты, степь, Вдоволь бури понаслушалась; Пораскинулась, Поломала мостов, К морю Черному Потопила дворов, - Понадвинулась! Вольной жизнью понатешилась. (А.Кольцов) (И.Никитин)
3. Упр.407 Докажите, что в отрывках из стихотворений используется приём повторов слов одной морфемной модели. Выпишите эти слова.
4. Конкурс. Проведём конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворного отрывка из упражнений 405 – 408, и определим, кому из чтецов удалось ярче передать чувство, наполняющее лирические строки. 5. Упр.408 Поможем ребятам понять, что светлое, радостное настроение от встречи с чудесной страной детства Михаилу Яснову удаётся передать с помощью индивидуально-авторских неологизмов (окказионализмы) – слов, которые создаёт сам поэт по моделям, существующим в языке (Резерв) Упр.409 Устное высказывание. Объясните, как вы понимаете следующее высказывание. Каждый из способов словообразования можно уподобить постоянно журчащим ручьям, делающим речевой поток по-весеннему свежим и полноводным. (В.Максимов) (Словообразование является одним из основных источников пополнения словарного запаса языка. Именно поэтому автор приведённого высказывания сравнивает способы словообразования с ручьями, питающими реку, обновляющими и освежающими её воды, как новообразования пополняют лексику языка, освежают и обновляют речевой поток) 6. Вывод по словообразовательным средствам (презентация, страница 8) YI. Вывод.
Д.з.: 1) на выбор: упр. 384 или 404; 2) по желанию – упр. 408 (2); 3)индивидуальное задание – второй вопрос после текста на с. 160 Приложение для групповой работы Город новый златоглавый, Пристань с с крепкою заставой, Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. А.С.Пушкин, «Евгений Онегин» (В тексте А.Пушкина речи идет о часах с боем фирмы «Брегет») И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А.С. Пушкин, «Медный всадник» Пунш— собирательное название коктейлей, обычно содержащих фрукты или фруктовый сок) Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. А.С. Пушкин, «Медный всадник» Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен При кликах войска своего. А.С. Пушкин, «Полтава» |