Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 152.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.04.2014
Размер152.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»




Факультет специальной педагогики



ПРОГРАММА - МИНИМУМ


КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13. 00. 03

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА)

Пояснительная записка
Олигофренопедагогика, являясь составной частью специальной педагогики, включает теорию и историю олигофренопедагогики и вопросы специального образования и воспитания лиц с нарушением интеллектуального развития.

Научная работа в области олигофренопедагогики требует от аспирантов и соискателей знания исторического развития и современного состояния олигофренопедагогики как отрасли специальной педагогики.

Программа кандидатского экзамена ориентирует аспиранта, соискателя в основных проблемах олигофренопедагогики, определяя обязательный объем знаний и необходимую литературу. Подготовка к кандидатскому экзамену предполагает самостоятельное, глубокое и систематическое изучение олигофренопедагогики, основанное на знании соответствующих вузовских дисциплин и накопленном аспирантом, соискателем опытом работы по специальности. Все это способствует успешной организации и проведению исследования по избранной теме.

Готовящийся к сдаче кандидатского экзамена руководствуется настоящей программой и постоянными консультациями научного руководителя. От научного руководителя аспирант, соискатель получает указания, расширяющие и детализирующие круг вопросов по избранной для исследования проблеме, а также дополнительный к имеющемуся в программе список литературы на русском и иностранных языках. Эти дополнения, связанные с темой диссертации, вводятся в объем кандидатского экзамена. Соискатель должен показать знание новейшей литературы и периодической печати по специальной педагогике.

Современные требования к подготовке научных кадров и проведению кандидатского экзамена по олигофренопедагогике обязывает аспирантов, соискателей обратить особое внимание на:

  1. основательное и глубокое усвоение методологии педагогической науки;

  2. овладение олигофренопедагогикой как системой научных знаний о развитии, образовании лиц с нарушением интеллектуального развития;

  3. обстоятельное изучение и осмысление с позиций проводимого исследования различных методик, которые применялись ранее исследователями по избранной соискателем тематике;

  4. изучение специальной литературы, в том числе публикаций в периодических изданиях;

  5. изучение диссертационных работ по темам, имеющим значение для исследуемой проблемы;

  6. выявление связей теоретических проблем олигофренопедагогики с практикой системы специального образования, с решением практических вопросов обучения и воспитания лиц с нарушением интеллектуального развития при проведении диссертационного исследования;

  7. знание актуальных проблем и перспектив развития олигофренопедагогики, новых и альтернативных систем обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития.


Обучение и воспитание детей и подростков с нарушением интеллектуального развития

Раздел 1. Общие вопросы олигофренопедагогики

Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики.

Понятие "умственная отсталость". Причины умственной отсталости. Клиническая и психолого-педагогическая классификация умственно отсталых детей.

Методы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальными нарушениями. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

Характеристика системы образовательных учреждений для различных категорий умственно отсталых детей и их задачи.

Основные принципы комплектования специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей.

История развития научных взглядов на обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Теоретические и экспериментальные исследования последних лет.

Раздел 2. Особенности воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста

Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

Задачи, содержание, методы и организационные формы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта.

Социальное развитие дошкольников с нарушением интеллектуального развития. Физическое развитие. Сенсорное развитие. Развитие игровой деятельности. Развитие изобразительной деятельности. Формирование мышления. Особенности работы с родителями, воспитывающих ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Характеристика новых форм воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта.

Раздел 3. Особенности обучения умственно отсталых детей школьного возраста

Задачи обучения умственно отсталых школьников. Принципы обучения умственно отсталых школьников. Содержание обучения умственно отсталых школьников. Методы обучения умственно отсталых школьников. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению умственно отсталых школьников.

Особенности обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Содержание профессионально-трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Раздел 4. Особенности воспитания умственно отсталых школьников

Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Воспитание культуры поведения у школьников с нарушением интеллектуального поведения.

Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Трудовое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задачи и формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности формирования коллектива школьников с нарушением интеллектуального развития.

Взаимодействие специальной (коррекционной) школы VIII вида с семьями учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Раздел 5. Трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Задачи трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Пропедевтика профессионально-трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание профессионально-трудового обучения. Профориентация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Модели трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задачи, содержание и организация трудового обучения учащихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Раздел 6. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Причины задержки психического развития. Проблема диагностики задержки психического развития у детей. Клиническая и психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития.

Система обучения детей с задержкой психического развития. Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития.

Проблема дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

История развития научных взглядов на обучение и воспитание детей с задержкой психического развития.

Задачи обучения и воспитания детей задержкой психического развития. Принципы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Методы обучения детей задержкой психического развития. Содержание обучения детей с задержкой психического развития.
Критерии оценки ответа

  1. Полные, развернутые ответы на вопросы билета, свидетельствующие о прочных, осознанных знаниях по дисциплине специальности.

  2. Использование знаний смежных дисциплин, опора на знания дисциплин клинических основ специальной педагогики.

  3. Ссылки на ученых, разрабатывающих рассматриваемую проблему.

  4. Умение привести примеры из собственной практики.

  5. Оперирование современными научными данными.

  6. Культура изложения материала по вопросу: логичность, последовательность, наличие плана, использование современной научной терминологии.

  7. Развернутые, полные ответы на дополнительные вопросы членов комиссии.

  8. Умение высказать и доказать свою точку зрения

Требования к оцениванию ответов
Оценка «отлично» выставляется аспиранту или соискателю, продемонстрировавшему прочные, осознанные знания по дисциплине специальности, по смежным дисциплинам; использовавшему в ответе ссылки на ученых, разрабатывающих рассматриваемую проблему; сумевшему проиллюстрировать свой ответ примерами из практики; использовавшему современные научные данные; сумевшему изложить ответ последовательно, логично, используя современную научную терминологию; умеющему отстоять свою точку зрения и дать развернутые, полные ответы на дополнительные вопросы членов комиссии.

Оценка «хорошо» выставляется аспиранту или соискателю, который дал полные ответы на вопросы билета, продемонстрировавшему прочные, осознанные знания по дисциплине специальности, смежных дисциплин; использовавшему в ответе ссылки на ученых, разрабатывающих рассматриваемую проблему; сумевшему проиллюстрировать свой ответ примерами из практики; использовавшему современные научные данные; сумевшему изложить ответ последовательно, логично, используя современную научную терминологию; допустившему некоторые неточности в ответе, испытывающему трудности при ответе на дополнительные вопросы членов комиссии.

Оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту или соискателю, продемонстрировавшему в целом удовлетворительные знания по дисциплине специальности, смежных дисциплин; который не достаточно полно ответил на вопросы билета, допустил неточности, имеющие принципиальный характер; изложил ответ не последовательно; зная специальную терминологию, не всегда в ответе ее использовал; испытывал трудности при ответе на дополнительные вопросы членов комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту или соискателю, продемонстрировавшему в целом неудовлетворительные знания по дисциплине специальности, смежных дисциплин; который не смог ответить на вопросы билета, допустил при ответе грубые ошибки, не знает и не использует специальную терминологию, не смог ответить на дополнительные вопросы членов комиссии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. - М.: Педагогика, 1983.- 368 с.

  3. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. Авт.- сост.: В.Г.Петрова, Т.В.Шевырева. – М.: Классик-Стиль, 2005. – 248 с.

  4. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с.

  5. Основы олигофренопедагогики: учебн. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.

  6. Бгажнокова И. М. Программы для 0-4 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида (для детей с нарушением интеллекта). - М.: Дидакт, 1997. – 228 с.

  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы / Под ред.В.В.Воронковой.- М.: Просвещение, 2004. – 191 с.

  8. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. - М.: Владос, 2000. – 224+240 с.

  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / Под ред. И.М.Бгажнокова.- М.: Просвещение, 2003. – 286 с.

  10. Содержание дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки в схемах и таблицах по специальности 050714. - Псков, 2008. -130 с.

  11. Шпек Отто. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. Пер. с нем. А.П.Голубева. Науч.ред.рус.текста Н.М.Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -432 с.



Дополнительный

  1. Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. - М.: Владос, 1999. – 408 с.

  2. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. – 2004. - №3.- С.51-54.

  3. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. Учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1977. -189 с.

  4. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. - М.: Теревинф,1992. – 132 с.

  5. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - № 2. - с. 50 – 57.

  6. Вильшанская А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. -31-35 с.

  7. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. - М.: 1972. -56 с.

  8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1995. – 527с.

  9. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. В 2-х частях. - М.: 1999.

  10. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1969. -216 с.

  11. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. -176 с.

  12. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. – М.: Академия, 2003. -144 с.

  13. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика.- Киев: Высшая школа, 1985. – 198 с.

  14. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 1988. – 94 с.

  15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Владос, 1995. -112 с.

  16. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения. - М.: НПО «Образование», 1995. – 262 с.

  17. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: ВЛАДОС, 2001. -208 с.

  18. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Экзамен, 2007. -127 с.

  19. Кукушкина О.И. Использование компьютерных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. – 2005. - № 5-6. – 23-27 с. – 2006. - № 2. – 61-66 с.

  20. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. В городском дворе// Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира» - М.: Полиграф-сервис, 2002.

  21. Лебединская К.С. Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. - М.: Педагогика, 1988. – 168 с.

  22. Мачихина В. В. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате.- М.: Просвещение, 1983. – 104 с.

  23. Моргачева Е.Н. Формирование специального образования в США. – М.: Спутник+, 2010. – 153 с.

  24. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж.И Шиф. - М.: Просвещение, 1965. – 343 с.

  25. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей олигофренов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -223 с.

  26. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для вузов. - М.: Владос, 1999. – 408 с.

  27. . Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофнов. - М.: Педагогика, 1968. – 158 с.

  28. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.- М.: Педагогика, 1962. -319 с.

  29. Пороцкая Т.Н. Работа воспитателя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

  30. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1973. - 224 с.

  31. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под. ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н.Головиной. - М.: Педагогика, 1980. - 176 с.

  32. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование /
    Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Академия, 2003. -320 с.

  33. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. /Сост. Л.М.Шипицына. – СПб.: Образование, 1995. – 80 с.

  34. Резникова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. – 2007. - № 4. -26-32 с.

  35. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

  36. Смирнова Л.Н. Коррекционно - воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1965. – 154 с.

  37. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Н.М.Назаровой. – Т.2 – М., 2010. – 306 с.

  38. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология. – 2004.- № 6. -28-31 с.

  39. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. – Минск: Университетское, 1990. – 144 с.

  40. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Союз, 2004. – 336 с.

  41. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушение поведения у учеников вспомогательной школы. - Уэлс, Великобритания, 1992. -16 с.

  42. Шипицына Л.М., К.Ван Рейсвейк. Навстречу друг другу: пути интеграции. – СПб., 1998. -132 с.

  43. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение//Дефектология. – 1999. - №1-2. – с. 41-46.



Вопросы к кандидатскому минимуму по дисциплине

«Олигофренопедагогика»

  1. Понятие умственной отсталости. Современные психолого-
    педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений.

  2. Проблема ранней диагностики и помощи детям с интеллектуальными
    нарушениями.

  3. Особенности реализации методов воспитания в специальной (коррекционной)
    школе VIII вида.

  4. Организационные формы, методы, приемы обучения детей с интеллектуальными
    нарушениями.

  5. Комплектование специальных образовательных учреждений для детей с
    проблемами интеллектуального развития.

  6. Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания детей с
    нарушением интеллекта.

  7. Проверка, учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся специальной
    (коррекционной) школы VIII вида. Требования к оценке знаний, умений и навыков.

  8. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII
    вида. Задачи, содержание, методы и формы.

  9. Основные направления коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.

  10. Обучение и воспитание детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития..

  11. Особенности реализации методов воспитания в специальной (коррекционной)
    школе VIII вида.

  12. Социально-бытовая адаптация и ориентация учащихся специальной
    (коррекционной) школы VIII вида в процессе учебно-воспитательной работы.

  13. Теоретические основы олигофренопедагогики.

  14. Современное состояние проблемы диссертационного исследования, предварительные результаты.

  15. Физическое воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
    Задачи, содержание, формы и методы.

  16. Урок как основная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII
    вида.

  17. Коррекционная направленность процесса обучения в специальной
    (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

  18. Организация работы в специальной (коррекционной) школе-интернате для
    детей с нарушением интеллекта.

  19. Требования к личности олигофренопедагога. Педагогическая техника в работе
    детьми с нарушением интеллекта.

  20. Задачи, содержание и методы работы с детьми и подростками с выраженным
    нарушением интеллекта.

  21. Взаимодействие специальной (коррекционной) школы VIII вида с семей, воспитывающей школьника с нарушением интеллектуального развития.

  22. Современные исследования в области олигофренопедагогики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск