Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 140.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.04.2014
Размер140.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Учительница 4 класса Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

Шубанская основная школа

Счастливый случай
Тема урока: «Обобщение знаний об имени

существительном»

 

Цель:
- обобщение знаний детей об имени существительном.

- закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;

- развивать навыки правильного построения предложений и точного употребления слов; орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

- Прививать любовь к родному языку, к животным.

Оборудование:
 табло с названием каждой команды для подведения счёта после каждого гейма,

таблички – названия геймов,

индивидуальные сигнальные карточки,

карточки с заданиями для каждой команды.

 

Ход урока:

 

I. Оргмомент.

Учитель проверяет готовность каждой группы ребят к уроку.

 

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.
2. –Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка.

 Он будет проходить в виде игры «Счастливый случай».

           

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.
II. Актуализация.

 

-Весь класс разбит на две группы, две команды.

- Каждая команда, выполняя определённое задание очередного гейма, получит баллы за свою работу, и результат будет виден на табло, которое перед вами.

( счёт на табло)

- Сегодня встречаются 2 команды друзей – товарищей. Давайте дадим командам названия. Отгадайте какие:

 

Команда № 1:

 Быстрый маленький зверёк

По деревьям скок – поскок.

(белка)

 

Команда № 2:

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

(Заяц) 
- Ребята, к нам на урок сегодня в гости пришли лесные обитатели – белка и заяц. Они будут смотреть, как вы работаете, оценят ваши знания.


- Итак, начнём нашу игру с небольшой разминки. Так как это урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?
Дети.

- В слове счастливый в корне написали безударную гласную а , так как проверочное слово счастье, сочетание ча пишем с буквой а,

- В слове счастливый окончание –ый, так как это имя прилагательное мужского рода, случай (какой?) счастливый.

- В слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно.

III. Работа над темой урока.
Гейм 1. «Подумай – кА».

У. Ученики, вы дома все должны были выучить по одной загадке. Теперь каждая команда будет загадывать свои загадки противоположной команде, а они должны будут отгадать их и определить род имен существительных.
Начали!
Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

Д. Корова.
В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Д. Пенал

У. Он признался ножу:

- Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог.

Д. Карандаш.

Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

Д. Лопата.
Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

Д. Язык.
Загадки для второй команды.
Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие дети.

Д. Яблоко.
С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост – колечком

Д. Собака.
В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

Д. Помидор.
В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые.

Ходят без завода,

Они птичьего рода.

Д. Петух.

Богатырь идёт железный.

На работе он полезный.

Тащит плуг за собой,

Разговор ведёт с весной.

Д. Трактор.


Гейм 2. «Темная лошадка»

Второй гейм называется – «Тёмная лошадка». Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – это я.

Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.

Я – ведущая часть речи в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.

Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.
О какой части речи можно так сказать?
Д. Это часть речи – имя существительное.

У. Молодцы, конечно, это имя существительное.

- Итак, тема нашего урока – Обобщение знаний об имени существительном». И цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном. А темной лошадкой оказалась какая часть речи? (Имя существительное),
- Ребята, посмотрите ка , наши гости: белка и заяц не пришли с пустыми руками. Они принесли вам новогодние подарки, но чтобы получить эти подарки, вам придётся ответить на их вопросы. Посмотрим ка, какие задания они нам принесли?
Вопросы задаются сразу двум командам. Кто быстрее и правильно ответит, получает очко.

  1. Что называется именем существительным?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает, предметы и отвечает на вопросы кто? Что? Например, ложка, стол, слон.

2. Какие ещё части речи вы знаете?

Д. Мы знаем имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

3. Какими частями речи являются слова в словосочетании «Счастливый случай»?

Д. Счастливый – прилагательное, случай – имя существительное.

4. Как изменяется имя существительное?

Д. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Например, час – часы ,книга, книги, книге книгу, книгой, о книге.

5. Какого рода могут быть имена существительные?

Д. Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода. Например, медведь, лисица, облако.
У. А теперь посмотрите на доску и скажите, можно ли, не убирая кляксы, определить род этих слов?

ЛО

ЛО

ЛО

ЛО

ЛО

Д. Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание –о

У. Скажите, какие слова были написаны до того, как упала клякса, ваши версии.

Д. Село, крыло, Стекло, шило, зло.

У. Какое ещё окончание имеют имена существительные среднего рода?

Д. Имена существительные среднего рода имеют ещё окончание –е, например, поле.

У. Назовите имена существительные: первая команда – женского рода, вторая команда – мужского рода.

Дети отвечают.

- Как можно узнать род имени существительного?

Д. чтобы узнать род имени существительного, надо поставить его в именительный падеж единственного числа, а затем подставить слова он, мой, она, моя, оно, моё.

У. Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?

Д. Имена существительные единственного числа обозначают один предмет, а имена существительные множественного числа обозначают два или несколько предметов. Например: конь-кони, ромашка -ромашки.

У. Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа.

На доске.

Команда 1 Команда 2

певцы- … концы-…

вёдра - … пни - …

ели - … сосны - …

столы - … кровати - …

дома-… гвозди - …


- Как сказать другими словами «Изменение по вопросам»

Д. Изменение по вопросам называется склонением.

У. Какая часть имени существительного изменяется при склонении?

Д. При склонении изменяется окончание.

У. Сколько падежей в русском языке?

Д. В русском языке шесть падежей.

У. Назовите падежи и их вопросы.

Дети:

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

У. В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим?

Д. Существительное является в предложении подлежащим в именительном падеже.

У. На доске написано стихотворение, прочитайте его, выпишите существительное дорожка в столбик.

На доске.

Один ученик выразительно прочитает стихотворение.


Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей,

Красивее нет!
И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.
На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

( К. Райс)



- В каких падежах стоит слово дорожка? Покажите с помощью сигнальных карточек.
Д. Слово дорожка употреблено в И.п., Р.п., В.п., П.п.

У. Так куда же ведёт дорога?

Д. Дорожка ведёт домой, а дом - самое лучшее место на земле.

У. Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?

Д. Мы знаем три типа склонения: Первое, второе, третье.

У. Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению.
Дети:

1. к первому склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода с –а, -я, например вода, липа.

2. К второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего рода с –о, -е, например, помидор, окно.

3. К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь знаком на конце, например, лошадь.

1. Игра «Корзинка». Каждому участнику раздаются карточки с им. существительными. Вы должны правильно определить склонение этих существительных и положить нужную корзину.

2. Устная разминка.

А теперь я буду читать стихотворения, в которых вы услышите много существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж. Ответ показывайте с помощью сигнальных карточек. Итак, начали.
Туча, туча, хлынь дождём!

Громыхай сильнее гром!

Чтоб желтая пшеница

Стала в поле колоситься,

Чтобы пекарь мне испек

Плюшку, сушку, пирожок,

Сайку, слойку, булку, пышку,

Крендель, сдобу и коврижку.
Д. здесь существительные плюшку, сушку, пирожок, сайку, слойку, булку, пышку, крендель, сдобу, коврижку стоят в В.п.
Самолетик-самолет!

Захвати меня в полет!

Пролети над облаками,

Над лесами, над лугами,

Над полями, пашнями,

Над домами нашими.
Д. Существительные над облаками, лесами, лугами, полями, пашнями, домами стоят в Т.п.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и бане.
Д. Существительные в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, в ванне, в бане стоят в П.п.
Учитель подводит итоги Гейму 2.
IV. Физическая пауза.

Чтоб совсем проснуться,

Надо потянуться.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дом построен у сугроба.

- А какой вышины?

- Вот такой вышины.

- Белый коврик у порога.

- А кокой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

Высоки-превысоки, кружевные.

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ-топ,

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп и слева – хлоп.
IV. Гейм 3. «Заморочки из бочки»
У. Каждый из вас вытащит бочонок с номером. Номер бочонка – это номер задания, которое надо выполнить и за которое я всем после урока поставлю оценки.

Номер бочонка обозначает номер перфокарты, их 24. Из них 23-я и 24-я – «Счастливый случай» с оценкой «5»
V. Гейм 4. «Гонка за лидером».
У. Я буду каждой команде называть слова. Первая команда будет определять склонение этих имён существительных и показывать сигнальные карточки склонений, а вторая команда определит падеж и тоже покажет ответ с помощью сигнальных карточек. А потом наоборот.
Команда 1 Команда 2

По дороге - Д.п. 1 к бабушке – Д.п. 1

От деревни - Р.п. 2 вдоль опушки – Р.п. 1

Над рощей – Т.п. 1 за машиной – Т.п. 1

На выставке - П.п. 1 на балконе – П.п. 1

С площади – Р.п. 3 о смелости – П.п. 3

По улице – Д.п. 1 по крыше – Д.п. 1

У подруги - Р.п. 1 от тёти – Р.п. 1

С дядей – Т.п. 1 под снегом – Т.п. 2

В башне – П.п. 1 в словаре – П.п. 2

О храбрости – П.п. 3 к ночи – Д.п. 3

Итог урока.
Учитель подводит итоги.
- Вот и закончился наш урок – игра «Счастливый случай».

- Для какой же команды «Счастливый случай» был действительно счастливым?

 

Общее подведение итога работы каждой команды, называется команда – победитель.

 

На табло общий счёт каждой команды.

 

Поздравления и призы победителям.

VII. Домашнее задание.
Стр. 66, задание 108. Спишите предложения, выделите окончания имён существительных. Укажи род и склонение существительных вещ, дело, огонь, кружево, ветвь.

ПЕРФОКАРТЫ

1

Образуй из данных слов словосочетание, употребляя необходимые предлоги.

Образец: смотрит (окно) – смотрит в окно

лежит (крыльцо) –
висит (веревка) –
плывет (река) –
идет (зонтик) –
спряталось (туча) –


2

Образуй из данных слов словосочетание, употребляя необходимые предлоги. Обозначь падежи существительных

Образец: смотрит (окно) – смотрит в окно (В.п.)

играет (футбол) –
смотрит (брат) –
упала (пол) –
сварили (клубника) –
летит (лес) –


3

Подчеркни имена существительные 1-го склонения.

Слон, речь, сосна, природа, глобус, страна, дятел, ковер, карта, заслуга, варежка, сарай, тыква, ночь, труд, банан, пороша, стена, степь, посох.

4

Обозначь "галочкой" имена существительные 3-го склонения:

тополь
родня
горе
колыбель
пудель скатерть
люстра
словарь


царь
чувство
ветвь
зависть
гордость
жизнь
директор
пристань


самовар
сталь
смекалка
сосулька
ноль
боль
удочка попугай


5

Обозначь "галочкой" имена существительные 2-го склонения:

дверь
голос
зеркало
расстояние
адрес
семья
страус
точка


календарь
зебра
кофе
привидение
ожог
одеяло
молния


6

Просклоняй данные имена существительные. Выдели окончания.

И.п. команды
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

зайчик

7

Просклоняй данные имена существительные. Выдели окончания.

И.п. окно
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

ночь

8

Просклоняй данные имена существительные. Выдели окончания.

И.п. обидчики
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

парта

9

Произведи разбор имен существительных.




число

род

скл.

падеж

ласточек
футболу
яблока














10

Произведи разбор имен существительных.




число

род

скл.

падеж

шмелю
кораблями
об облаке













11

Произведи разбор имен существительных.

 




число

род

скл

падеж

известью
по связке
соловья














12

Допиши окончания имен существительных единственного числа.

Р.п.

Д.п.

кист
гост
ветк
озер
солн


к палат
к кроват
к минут
к род
к забияк


13

Допиши окончания имен существительных единственного числа.

Р.п.

Д.п.

морков
горк
песн
яблок
ламп


к наседк
к пасек
к пыл
к радост
к легенд


14

Допиши окончания имен существительных единственного числа

Т.п.

П.п.

слоненк
вилк
грусть
парах
педаль


о программ
о конверт
о сметан
о смородин
об изгород


15

Допиши окончания имен существительных единственного числа.

Т.п.

П.п.

турист
ворон
верность
пенал
сабл


о сюрприз
о ноябр
о диван
о пристан
о деревн


16

Обозначь склонение и падеж имен существительных:

стоит на столе
на белой скатерти
одет в броню
блестит на солнце
белый медведь


17

Обозначь склонение и падеж имен существительных:

идет по тундре
перескакивает со льдины
кидается снегом
встанет на берегу
свежий ветер


18

Обозначь склонение и падеж имен существительных:

покрытая снегом
был у медведя
на белом снегу
золотая медаль
прочитал в газете


19

Вставь пропущенные окончания имен существительных. Обозначь падеж:

летучие мыш
сидели на крыш
порхали на ветк
приносила из кухн
в летучем болот


20

Вставь пропущенные окончания имен существительных. Обозначь падеж:

сновали по грядк
все было в порядк
утопал в зелен
ветки сирен
засыпало снег


21

Просклоняй данные имена существительные. Выдели окончания.

И.п. столы
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

кошка

22

Просклоняй данные имена существительные. Выдели окончания.

И.п. зонтик
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

книги

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск