Каплан Наталья Кириловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г. Мытищи
Подготовка
К сочинению – рассуждению
(по тематическим блокам) Литература, книги, чтение. I Подбор ключевых слов: Произведение, проблемы, увлечение, беллетристика, художественная, классическая, научно-фантастическая, современная, иностранная, изучать, исследовать, зачитываться, преподавать.
(запись в тетрадь + орфография) II Определение понятия литературы.
Совокупность различного рода художественных произведений.
Вид искусства, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Искусство слова, воплощенное в художественных произведениях.
Урок, занятие в школе или в другом учебном заведении (предмет изучения).
Совокупность произведений по какому-либо специальному вопросу.
(запись в тетрадь) III Проблемы.
Назначение литературы.
Литература и жизнь.
Положительные и отрицательные герои литературы.
Общечеловеческое значение литературы.
Авторский замысел и идея литературного произведения.
Различное восприятие литературного произведения.
Любовь к чтению.
(обсуждение, запись)
IV Тезисы.
Литература служит познанию мира и человека.
Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.
Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.
Общечеловеческое значение может приобрести произведение, сочетающее неповторимые народные и общечеловеческие качества.
Замысел и идея писателя могут расходиться.
Восприятие, оценка произведения зависят от уровня человеческого сознания.
Страстные любители книги никогда не одиноки.
(обсуждение, запись в тетрадь) V Афоризмы, цитаты.
Чтение – вот лучшее учение. (А.С.Пушкин)
Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь. (Жорж Санд)
Литература – это совесть общества, его душа. (Д.Лихачёв)
Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.
(Джозеф Конрад)
(запись в тетрадь) VI Аргументы (из художественных произведений).
А.М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Страсть к чтению, самообразование.
М.Булгаков «Белая гвардия» («Дни Турбиных»).
Любимая книга семьи Турбиных – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Честь и достоинство человека.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Татьяна Ларина много читала, «пропускала через себя, через свою душу» прочитанное; поняла Онегина только через то, что он читал и какие делал пометки на полях книг.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
Главный герой Родион Раскольников приходит к пониманию смысла жизни только через «Евангелие»».
Н.В.Гоголь «Мертвые души». «Русь-тройка»
Через поэтическое слово – к осознанию судьбы России.
VII Примерный текст (В.Шукшин)
- прилагается VIII Задания к тексту.
Из предложений 46-48 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (догадаются)
Из предложений 29-32 выпишите все местоимения. (что, чём, он)
Укажите тип связи в словосочетании «одну штуку» в предложении 7.
(согласование)
Среди предложений 11-13 найдите простое односоставное безличное предложение. (12)
Среди предложений 36-46 найдите предложения с вводными словами.
(42,46)
Среди предложений 35-46 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. (41)
Среди предложений 11-23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. (22)
(выполнение заданий)
|