Скачать 115.43 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Суффикс как часть слова
Тема: Суффикс как часть слова Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова. Задачи урока: -обучающие Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове. -развивающие Развивать внимание, память, мышление учащихся, обогащать словарный запас, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма, а также навыки работы на ПК. -воспитательные Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность, целеустремлённость. Структура урока
Приложение к плану-конспекту урока ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Ход урока 1.Организационный момент. Гулять сегодня некогда Мы заняты другим. Пришли сегодня гости к нам И их мы удивим. Учитель приветствует детей, предлагает проходить за свои рабочие места. Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету скажу вам Будет интересно! Учащиеся оформляют тетради (записывают дату и вид работы) Ребята, сегодня мы будем работать под девизом: «Внимательно слушайте - и всё услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте - и все обязательно поймете». (Слайд 1) На уроке вы должны быть внимательными и у вас все обязательно получится. Я желаю вам успехов. 2.Каллиграфическая минутка. ЭОР №1 К у н я (Слайд 2) - Какие буквы записали? Что они могут обозначать? Что вы можете сказать об этом слове? Для чего оно «приходит» на урок? (Как устроен наш язык). ( Слайд 2). Отгадав загадку, которую нам принес на урок Куня, вы сможете определить, какой вид работы мы будем сейчас выполнять. В русской речи, в русской речи Есть волшебная страна. Та, которая словами Как людьми населена.. Правит ими государь По прозванию….( словарь) Какой вид работы будем выполнять? Почему некоторые слова «живут» в словаре? Определите для себя учебную задачу для этого вида деятельности. 3.Словарная работа. (Слайд 3-6) Тетрадь, карандаш, воробей, город. (слова записывают в столбик) Осуществляется взаимопроверка по ключу. - е - - а - -, - а – а - - а -, - о – о – е -, - о – о -.(Слайд 7) 4.Актуализация опорных знаний. Введение в тему. Измените форму данных слов и запишите во второй столбик. Какая часть слова изменилась? Что мы знаем об окончании? Какая часть слова вам еще знакома? Что такое корень? - Чтобы выполнить следующее задание,вам нужно выбрать и записать слово , в котором букв больше, чем звуков, и подобрать к нему однокоренные (родственные слова). Тетрадь- тетрадка, тетрадный, тетрадочка. (Слайд 8) Обозначьте все известные вам части слова. -Что вы заметили? ( между окончанием и корнем есть неизвестная нам часть слова) -Какой знак изображен между корнем и окончанием? О чём нам говорит золотой ключик? (Будем открывать тайну новой части слова). -Тайны, каких частей слова мы уже открыли? Соотнесите название части слова с его обозначением. ? Окончание, корень, суффикс. 5. Целеполагание. Чему мы с вами не дали объяснения? (Мы не знаем, что такое суффикс и что обозначает этот знак). Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке? (Дети формулируют вопросы, учитель обобщает и выносит эти вопросы на доску). (Слайд 9 ). - Что такое суффикс? -Какую «работу» выполняет суффикс? -Какое место занимает в слове? - Как обозначается суффикс? Прежде чем искать ответы на эти вопросы предлагаю вам отдохнуть. 6.Физминутка для глаз. Чтоб глаза ваши зоркие были, Чтоб в очках вам не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. (Слайд 10) 7.Открытие новых знаний. Прочитайте группу слов. (Слайд 11) . СЛОН ОРЁЛ КОЗА СОВА ЛИСА -По какому признаку эти слова объединены в группу? Обозначьте в этих словах корень и окончание. Что нужно для этого сделать? - Измените, слова так, чтобы они обозначали детёнышей этих животных. СЛОНЁНОК ОРЛЁНОК КОЗЛЁНОК СОВЁНОК ЛИСЕНОК (Слайд 12) . Слова появляются по одному. -Найдите в этих словах корень и окончание. Дети с учителем выясняют, что все слова имеют корень, окончание и неизвестную часть -ёнок-, которая стоит между корнем и окончанием. ? ( появляется над вторым столбиком) -Давайте сравним слова первой и второй группы по значению. Чем они различаются? 1.животные детёныши животных Можно ли сказать, что образовались слова с новым значением? Зачем нужна новая часть в слове? (Она нужна для образования новых слов.) Что это за часть? Как она называется? А чтобы правильно ответить на эти вопросы, я предлагаю вам работу с интерактивным модулем. ЭОР №2 . Выясняют, какую роль выполняет суффикс в словах и что такое суффикс. Выполняют практическую работу ЭОР №3. - Что нового узнали? 8.Первичное закрепление. А теперь я предлагаю открыть учебники и найти урок № 45.Исследуйте страницы 107-108. На какие условные обозначения нам нужно обратить внимание? Что они обозначают? Учащиеся в группах составляют информационную «Помогалочку-подсказку». 1 2. 3. Участники групповой работы защищают свои модели.
9. Музыкальная физминутка «Буги- Вуги» 10 .Тренировочные упражнения. А теперь я предлагаю вам игру «Найди друзей» .ЭОР №4. Дети находят в слове суффикс и распределяют слова по столбикам. Как определить какой суффикс в слове? Какую « работу» выполняют суффиксы в словах? Пока вы играли, « Куня» приготовил для вас сюрприз. Учитель создает условия для организации работы в парах. Детям предлагается выбрать задание и выполнить его, осуществляя работу в парах. (Приложение №1).После выполнения, коллективно проверяют, делают выводы. Вы уже поняли, что суффиксы могут многое рассказать о слове. Они «говорящие». По суффиксам -иц-, -их- можно узнать животных; -онок-, -ёнок- - их детёнышей, суффиксы –чик- ,-ёк- , - ик -, - ок – превращают большой предмет в маленький. На последующих уроках мы продолжим открывать тайны суффиксов. 11. Ренфлексия. Пришло время подводить итоги. Какую тайну мы открыли на уроке? Что вы узнали о суффиксе? Получили ли вы ответы на поставленные вами вопросы? (Слайд 13) 12.Домашнее задание с. 108 выучить правило, с. 109 у.4. 13.Оценивание Но вот и все, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих веселых глаз. Спасибо, вам ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценочки сейчас. Урок окончен. |