Скачать 78.18 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 7 Г.ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Методическая разработка урока по литературному чтению в 4-м классе Владимир Иванович Даль "Война грибов с ягодами". Игра "Кузовок" (с применением технологии продуктивного чтения) Подготовил: учитель начальных классов Смирнова С.Р. ХИМКИ - 2011 Цель урока: выяснить, чем отличается литературная обработка народной сказки от литературной сказки». Задачи урока:
Ход урока. 1. Актуализация изученного материала. - Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы. Какие это сказки? (Литературные, авторские) - Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи.) 2. Постановка учебной задачи. – Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.) Обращение к опорным словам на доске: Владимир Даль Казак Луганский Псевдоним Луганск Сказки Толковый словарь - О чем вам говорят эти опорные слова? - Назовите тему сегодняшнего урока. (Познакомиться с творчеством В.И.Даля) 3. Работа по теме урока - Найдите, как отзывался А.С.Пушкин о сказках В.И. Даля (с. 120–121 учебника). - Как вы думаете, что такое обработка сказок? - Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное литературное изложение народной сказки. Сохраняется сюжет и персонажи, подчеркиваются ее достоинства, особенности языка того времени, колорит, идея.) - Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской. На доске строится цепочка: пересказ → сюжет → герои → язык, колорит - Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? Какие сказки обрабатывал В. Даль? Как жил В.И. Даля, где родился, какое образование получил? Была ли у него семья? Какими были основные события его жизни? Почему он стал собирать слова? и т.д. Как он создавал свой словарь? • Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – см. рабочую тетрадь). - Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни? (Ответы детей.) - Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал«Словарь живого великорусского языка». За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он, этот словарь. Откроем его – и посыплются на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. - Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них - слова. Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь». - Какое слово вам знакомо? (Дождь.) - Объясните это слово. - А давайте посмотри, как это слово объясняется в словаре Даля. (Чтение статьи из словаря). Ответы учащихся: В словаре сказано, что "дождь - это вода в каплях или струями из облаков", говорится от какого слова оно произошло, рассказывается, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек (от слова сито) – мелкий дождь. Ливень – проливной дождь, самый сильный. Сеногной – дождь во время покоса. Грозный дождь – с грозой. Грибной дождь – теплый и мелкий. Косохлест, подстега – косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Слово для Даля – всегда картинка, образ». Работа в группах. - А сейчас каждая группа поработает с другими "ремешками", выпавшими из словаря и найдет значение этих слов. - Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.) - Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза… Фонограмма: звуки дождя. - Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь…) «Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок». 2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения. I этап. Работа с текстом до чтения. - Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет текст? - Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? - Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки? - Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами? IIэтап. Работа с текстом сказки во время чтения. Комментированное чтение сказки, объяснение непонятных слов. Вопросы к автору. III этап. Работа с текстом после чтения. - Что необычного в этой сказке? - Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке? - Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова…) - Найдите просторечные слова. (Вишь, прёт, по'мочь, скликать, сподряд, отказалися.) - Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их? (Чтобы показать колорит русской сказки, певучесть русского простонародного языка, они естественны в этом тексте.) - Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность? (Дается характеристика героев, используется прием олицетворения: волнушки – старушки, опенки – ноги тонки, сморчки – старички.) - Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы? (Варвара – широкие карманы, волнушки – в кадушки, опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки…) - Почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе.) - Есть ли в сказке пословицы? - Как вы думаете, они были в сказке или введены автором? Запись на доске. - Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка.) - На что именно вы обратили внимание? - Захотелось ли вам пересказать сказку? Выразительное чтение. Закрепление изученного материала. кадушки– бочонки бурачки – кузовки - Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно. (Это слова-синонимы. Каждая пара слов обозначает одно и то же – обручная посуда, корзинка, лукошко.) - А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.) – И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры.) - Игра так и называется – «Кузовок». Давайте прочитаем в учебнике, как играть в эту игру. • Игра в слова. - Я положу в кузовок слова… на - ОК. - Я достану из кузовка слова… на - КА. - Я поднесу к кузовку слова… на - КУ. • Разыгрывание фантов-залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и ее автора, рассказать пословицу и т.д.) Итог урока «Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких денных в текст сказки» (Журнал «Москвитянин», 1842 год). - Что же значило для Даля обработать народную сказку? - Что нового вы узнали о В.И.Дале, о главном деле его жизни? На все ли вопросы нам удалось ответить? - Понравилась ли вам игра «Кузовок», в которую играли русские дети. 5. Домашнее задание. - Ребята, а как интереснее читать сказку одному человеку или по ролям? Поэтому дома вы распишите текст сказки по ролям и будете ее выразительно читать. - Второе задание по выбору: 1) найти интересные факты из биографии В.И.Даля; 2) найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование. Приложение 1 "Дождь, дождик, дожж, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее джгь; джгем, дождем; джгевый дождевой, джигити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, , самый сильный; косохлест, подстёга, косой дождь, по направлению сильного ветра. грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника... ... Дождик вымочит, а красно солнце высушит. Как в мае дождь, так будет и рожь. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Мокрый дождя, а ногой разбою не боится..." "Дождь, дождик, дожж, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее джгь; джгем, дождем; джгевый дождевой, джигити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, , самый сильный; косохлест, подстёга, косой дождь, по направлению сильного ветра. грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника... ... Дождик вымочит, а красно солнце высушит. Как в мае дождь, так будет и рожь. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Мокрый дождя, а ногой разбою не боится..." "Дождь, дождик, дожж, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее джгь; джгем, дождем; джгевый дождевой, джигити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, , самый сильный; косохлест, подстёга, косой дождь, по направлению сильного ветра. грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника... ... Дождик вымочит, а красно солнце высушит. Как в мае дождь, так будет и рожь. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Мокрый дождя, а ногой разбою не боится..." |