Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 90.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер90.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Я - Учитель!
Международное сообщество педагогов



Интегрированное занятие с использованием Дальтон - технологии

« Музыка в басне И.А. Крылова»

Авторы:

Карькаева Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области»

Душина Лариса Дмитриевна,

учитель музыки

МОУ «СОШ № 12 г.Балашова Саратовской области»

Возраст: 10-11 лет

5 класс

2013 год

Аннотация

Дальтон — это город в США, где впервые была создана Дальтон- школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

Дальтон-технология - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон технологии.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником темы, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай, с кем хочешь; спрашивай, кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).

План – конспект интегрированного урока.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Задачи урока:

1. Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения.

2. Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения.

3. Анализ басни И. А. Крылова “Квартет”.

Эпиграф к уроку:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать...

И.А. Крылов

Ход урока.

1.Оргмомент.

Слово учителя музыки

Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи: « При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства».

Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно. Вы сегодня можете выбрать для себя направление: можно отвечать на вопросы, связанные с литературой, а можно- с музыкой. Все ответы должны быть правильными, полными, чтобы в конце урока каждый получил хорошую оценку. Также вы можете выбирать те задания , с которыми справитесь: за слишком сложные можно не браться. И ещё одна особенность нашего урока: вы можете сегодня работать в разных группах ( кто-то в группе из двух человек, кто-то - из трёх и более).

Учащиеся объединяются в микрогруппы, выбирают направления, по ходу урока выбирают себе задания по силам, группы работают по очереди.

Учитель музыки:

Ответьте вопросы на доске:

- Что же даёт слову музыка?

- А что даёт соединение поэзии и музыки?

– Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью?

Отвечают учащиеся двух направлений: (“ Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, Кукушка и петух”).

– Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?

Ответ учащихся (опера “Иван Сусанин”, “Борис Годунов”, “Руслан и Людмила”, балет “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, увертюра “Пер Гюнт”).

– Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.

Слово учителя литературы.

Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства.

О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».

Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.

С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дел.

Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.

А сейчас запишите определение басни в тетради.

Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?

Ответ учащихся (“Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”).

2.Объяснение новой темы:

– Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется “Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.

Слово учителя музыки.

Вот четыре музыканта

Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей. Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием “Квартет”.

СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет»

видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет» Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.

Слово учителя литературы.

– Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.

Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа. Не является исключением и басня “Квартет”.

Слово ученику-литератору (историческая справка):

– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам. (Чтение басни “Квартет” учениками по ролям).

Слово учителя литературы. Анализ басни.

– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.

Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Верит ли он, что у них что-то получится?

Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).

Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).

А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)

А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)

Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?

Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно.

Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).

Расскажите, пожалуйста, об этом животном.

Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.

Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно.

Слово учителя музыки.

– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения, разные по характеру).

Слово учителя литературы.

– Следующий герой – Осёл.

– Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?

– А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?

-Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.

– Последний участник квартета – Мишка.

– Как называет его Крылов?

– Какой это герой?

– Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?

– Кто же разоблачает их невежество?

– Кто стал их судьёй?

– А как вы думаете, почему именно он?

– Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья.

Слово учителя музыки.

– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).

Слово учителя литературы.

– А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?

– А как вы поняли суть морали?

– Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности.

– Так о чём же эта басня, кого она высмеивает?

(Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело).

– А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки.

3.Закрепление изученного материала

Слово учителя музыки

– Вы прослушали чтение басни , что при этом дала музыка? (Ответы учащихся).

– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений.

Учитель оценивает работу каждого.

Домашнее задание:

1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока. 2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой. 3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».

В работе использованы ресурсы сети интернет и сайты интернета:

http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки

http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL

http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0

http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf

http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg

http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg

http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2

http://moscow-music.narod.ru/klassika/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист

http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064

http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация

(видео-ролик загружен по ссылке

http://viki.rdf.ru/item/590/download/

"Квартет" (Крылов) Добавлено: 2008-08-27

Автор: Синецкая Галина

http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/

http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск