Пояснительная записка К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2002).
Программа рассчитана на 102 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Ефросинина Л. А. Литературное слушание. 3 класс. 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2002.
– Ефросинина Л. А. Литературное чтение. – М.: Вентана-Граф, 2003.
– Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2003.
В авторскую программу изменения не внесены.
Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.
Литературное чтение
Тематическое планирование №
п\п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовленности учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Устное народное творчество. (11 ч)
| Былины. «Добрыня и змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Повторение жанров фольклора. Самостоятельное чтение или слушание произведения. словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя
| Знать:
– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;
– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);
– различия жанров.
Уметь:
– называть произведения и выделять их особенности;
– определять тему и жанр произведения;
|
| Былина, особенности былин. Понятия: былинный герой, сказитель. Сравнение былин
| Хрестоматия, с. 7–15, чтение
|
| 2
| Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Первый бой Ильи Муромца»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)
| Хрестоматия, с. 16–19, чтение
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 3
|
| Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша
Попович»
| 1
| Урок изучающего
чтения
|
| – называть и сравнивать героев
(положительных и отрицательных);
– определять главную мысль сказки;
– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;
– сравнивать сказки (былины) разных народов;
– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;
– характеризовать особенности речи сказителя;
– использовать при чтении средства выразительности:
|
| Выявление характера героя, его
поступков и их мотивов
| Хрестоматия, с. 20–23, чтение
|
| 4
| Былины. «Вольга и Микула»
| 1
| Проверочный урок
| Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства
| Тематический контроль.
Литературная викторина
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
|
| 5
| Малые формы фольклора: загадки, пословицы, скороговорки
| 1
| Урок изучающего чтения
| Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения
|
|
| Хрестоматия, с. 3–5, чтение, выполнение заданий
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении
| темп, пауза, интонация;
– работать с
книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией
|
|
|
|
| 6
| Русская народная сказка. «Самое дорогое»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки
| Вводный контроль техники чтения
| Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности
| Учебник,
с. 28–31, пересказ
|
| 7
| Русская сказка. «Про Ленивую и Радивую». Ненецкая сказка «Хозяин ветров»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная
|
| Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Работа со спра-
| Хрестоматия, с. 31–38, чтение, выполнение заданий
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| мысль, герои, события и их последовательность.
Герои сказки: положительные и отрицательные. Поиск в тексте
слов и выражений для характеристики героев
|
|
| вочниками с целью толкования слов
|
|
| 8
| Сказки с загадками. Русские народные сказки. «Дочь-семилетка», «Елена Премудрая»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям
|
|
|
| Хрестоматия, с. 31–38, чтение, выполнение заданий
|
| 9 – 10
| Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер»
| 2
| Урок изучающего чтения
| Слушание сказки. Герои сказки. Развитие событий и их
|
|
| Учебник,
с. 39–46, художественный пересказ
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| последовательность. Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу
|
|
|
| Подбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
|
| 11
|
| Устное народное творчество
| 1
| Проверочный урок
| Обобщение по разделу. Литературная игра. Вы-ставка прочитанных книг, работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
| Чтение сказок из рубрики «Книжная полка»
|
| 12
| Басни.
(4 ч)
| Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки.
| Знать:
– литературоведческие понятия: басня, мораль;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
|
| Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания,
| Учебник,
с. 49–50, выразительное чтение
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение
| – правильно называть басни из круга детского чтения;
– различать сказку и басню;
– сравнивать героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с
книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
|
| меткость языка, юмор).
Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
|
|
| 13
|
| Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»
| 1
| Урок изучающего чтения
| Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).
Работа с внутритекстовой иллюстрацией
|
|
| Учебник, с. 52, выразительное чтение наизусть
|
| |