Скачать 43.92 Kb.
|
Урок литературы (экскурсия) в 7 классе. Тема: «Летописец истории и мужества». (Жизнь и творческая деятельность башкирского поэта и писателя Ахияра Хакима). Цели: - познакомить с жизнью и творчеством башкирского поэта, нашего земляка Ахияра Хасановича Хакимова; - продолжить работу по формированию умения находить соответствующие отрывки из произведений писателя как ответы на вопросы учителя;
Ход урока: /На интерактивной доске записаны число и тема урока/ 1.Звучит мелодия курая. Чтец.: Люблю тебя, периферия, Где я родился и окреп, И где попробовал в первые Чем пахнет он, крестьянский хлеб. Учитель: На невысоком берегу Уршак, притока Демы, раскинулась деревня Ново-Янбеково, родина замечательного башкирского поэта и писателя Ахияра Хасановича Хакимова. И сегодня мы совершим экскурсию в жизнь и творческую деятельность нашего Земляка. Ахияр Хаким – литературное имя Ахияра Хакимова. /Запись на доске/ 2.Просмотр компьютерной работы «Биография Ахияра Хакимова». / Подготовленный ученик/ 3. Поэзия Ахияра Хакимова – лучшее выражение его души и характера. /Запись на доске/ Учитель: Когда мы говорим «Поэзия Хакима» невольно оказываемся в живописном и стремительном мире его творчества. Герои поэта – натуры приметные, по-своему духовно-одаренные и искрение. Много стихотворений Ахияра Хаким посвятил подлинным хозяевам земли – людям труда. Он делил с ними радости и горести, жил их работами. Звучит стихотворение «Зрелище». / Стихотворение читает подготовленный ученик/. Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Какую картину вы представили при чтении?. /Ответы учащихся/. А какие вы стихи поэта читали? /Ответы учащихся/. Ученица: Интересны его стихи. Вроде повествуется о весне или осени, лете или зиме, и автор описывает красоту времени года, но в то же время его лирический герой размышляет о жизни и смерти, о человеческой памяти, о том, как порой невозможно найти ответы на жизненные вопросы. /Читает стихотворение «Весна»/. Учитель просит еще раз прочитать стихотворение «Весна». Так о чем же стихотворение «Весна»? /предполагаемые ответы учащихся/ а) человеческая жизнь сравнивается с весной; б) человек благодарит судьбу за то, что она не обошла его вниманьем, дала все, что нужно: любовь, счастье, уважение окружающих его людей. Ученик: Давно известно, что поэзия любого народа – лучше выражение его души и характера. Ахияр Хаким доносит до нас шуршание колосьев пшеницы, запах хлеба, волнующий шелест листьев; зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся сам. /Звучит стихотворение «Широки, красивы наши степи»/. Учитель: Первый сборник стихов поэта вышел в 1971 году и сразу же полюбился читателю. /Демонстрируются сборники стихов А. Хакима, представленные на книжной полке/. Ученица: В лирических миниатюрах поэт говорит о своей любви к родному краю. Он хочет, чтобы и мы любили землю, на которой живем. Много лирических раздумий у поэта на родном языке. /Звучит стихотворение на башкирском языке/. 4. Проза Ахияра Хакима – летопись башкирского народа. Учитель: Ахияр Хаким известен и как прозаик. Небольшие по объему повести тоже привлекают внимание читателей. Писатель сумел разглядеть в таких вроде бы незначительных событиях психологические процессы целого явления. Он правдиво рисует быт народа, смело показывает, как сложно, а порой противоречиво формируются нравственные принципы, как нелегок путь к добру и справедливости. Но надо отметить, в этих книгах прямо или далеким отсветом присутствует война. «Байга», «Хромая волчица», «Сплохи», «Птицы перелетные», «Радуга», «Алтынсас». /На доске показаны обложки этих книг/. Ученик: Эти и многие другие произведения писателя показывают разные периоды Великой Отечественной Войны, активным участником которой был он сам . /Звучит отрывок из воспоминаний писателя о войне, положенных в основу некоторых произведений/. Учитель: В ходе подготовки к внеклассному чтению вы получили задание прочесть любое произведение Ахияра Хакима. Какое впечатление осталось у вас от прочитанного? Какие эпизоды вам особенно понравились, запомнились? Я вижу, что эти впечатление вы выразили в своих рисунках. а) Работа с иллюстрациями учащихся к произведениям Ахияра Хакима. б) Чтение отрывка из сочинения – отзыва ученицы по роману «Ураган». в) Инсценирование эпизода из романа «Плач домбры». г) Выразительное чтение отрывка из романа «Млечный путь». Ученица: О творчестве Ахияра Хакима можно говорить долго. Я думаю, этот разговор нужно обязательно продолжить. Его романы «Плач домбры», « Кожаная шкатулка», « Караван», «Млечный путь», « Ураган» по праву можно назвать летописью башкирского народа. Учитель: 27 декабря 2003 года перестало биться сердце отважного солдата Великой отечественной войны и народного писателя РБ. Его богатое творческое наследие вошло в сокровищницу башкирской литературы. Прошу почтить его память минутой молчания. Ученица: Ахияр Хаким жил и работал в Москве . Но он всегда по возможности приезжал в родные края , встречался с земляками. Жители Давлеканосвкого района и города Давлеканово всегда оказывали ему теплый прием, искреннее гостеприимство. Построив дом-музей писателя, земляки воздали должное его литературным достижениям. / Звучит песня «Не забуду». Слова и музыка О. Митяева/. Учитель: Никто на эту землю не пришел навечно. Рано или поздно все уходят в мир иной. Однако важно то, какой след человек оставит после себя, чтобы потомки и соотечественники говорили о тебе с гордостью, вспоминали добрые дела. У известных артистов, у композиторов остаются песни, музыка; у великих художников - удивительные картины, у поэтов - вдохновляющие стихи, которые восхищают многие поколения. А наш земляк, народный писатель. Башкортостана, лауреат Государственных премий РФ имени М. Горького, республиканских премий имени Салавата Юлаева и премий Саляма, Ахияр Хасанович Хакимов оставил после себя большое наследие не только башкирской литературе, но и литературе народов мира, заняв в ней особую ступень. 5. Фото экспозиция «В доме – музее Ахияра Хакима». Итоги урока. Выставление оценок учащимся за работу. |