Скачать 56.21 Kb.
|
Платонова А.А. Городская классическая гимназия Первые шаги в обучении интерпретации литературного текста (В.Г.Короленко «В дурном обществе», 5 класс) Проблема интерпретации художественного текста плодотворно исследуется в литературоведении(Лихачев Д.С., Фридлендер Г.М., ГаспаровМ.Л., Хализев В.Е., Есин А.Б., Фуксон Л.Ю. и др.) и в методических работах (Ионин Г.Н., Кутузов А.Г., Леонов С.А., Маранцман В.Г., Романичева Е.С. и др). Интерпретация (от лат.interpretatio- истолкование, объяснение) - истолкование литературного произведения, постижение его смысла , идеи, концепции. Лукин В.А. настаивает на том, что «интерпретация может быть успешной, только если она основана на знании того, как устроен текст». Значит, анализ всегда предваряет интерпретацию. С другой стороны, сделав анализ текста, поняв, как он устроен, мы не можем утверждать, что объяснили его смысл. Обыкновенный читатель, не обладающий знаниями и умениями анализировать текст, может его воспринять, понять, но неполно его истолковать . Различают интерпретацию первичную, то есть читательскую, научную и творчески- образную. Первичная интерпретация базируется на общем впечатлении и понимании художественного произведения, которое читатель получает при его прочтении, часто это бывает в виде переживаний, чувств, какого- либо настроения. Человек знающий помимо впечатлений будет основываться на анализе текста, рождая научную интерпретацию. Творчески- образная интерпретация- это «перевод» художественных произведений на язык других искусств (графика, кино, театр , музыка и др.) На наш взгляд, в пятом классе, учитывая возрастные особенности и особенности учебной программы, следует начинать обучать интерпретации художественного текста с изучения читательского восприятия. Планируя уроки и задания к повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», мы начинали с изучения восприятия художественного текста. Цели уроков были разнообразными:
То есть формировать первичную и творчески- образную интерпретацию. Работа на уроках основывалась на следующих заданиях: Фронтальные:
Групповые (по выбору учащихся):
Индивидуальные:
Также мы поставили проблемные вопросы, к которым вернемся позже. В пятом классе учащиеся уже могут не только проиллюстрировать, но и объяснить выбор фрагмента.( творчески- образная интерпретация текста) Таким образом, основной выбор пал на главу «Кукла». Объяснили ученики это тем, что данная глава является ключевой. Варианты рисунков были разные:
Учащиеся признались, что им было сложно подобрать мелодию, соответствующую их настроению после прочтения произведения. Чувства оказались смешанными: кому-то было радостно от того, что Вася подружился с Валеком и Соней, скрасив их будни, другие испытывали грусть от того, что новые друзья Васи живут в плохих условиях, третьим было одиноко, несмотря на то, что у героя была семья. В итоге несколько ребят остановили свое внимание на мелодии из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», аргументировав свой выбор тем, что она и грустная, и в то же время заставляет размышлять над произведением. Проблемные вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткое время? Почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи? Как изображает писатель взаимоотношения между родителями и детьми? Почему Вася с отцом и Соней посещали могилу Маруси? Какую дорогу в жизни выберет герой? Как повлияли на семью судьи события рассказа? и др. На вопрос: почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи? были получены следующие ответы:
Многие отметили, что для Маруси и Валека это знакомство тоже много значило:
Разным было видение проблемы взаимоотношения Васи с отцом:
В ответах на главные вопросы: какую дорогу в жизни выберет герой? Как повлияли на семью судьи события рассказа? учащиеся уловили главное, но не было аргументов из текста. К этому мы вернемся в процессе анализа.
О дальнейшей жизни героя учащиеся писали:
Мы привыкли ставить на уроках конкретные цели и приходить к определенным выводам и иногда, может, при помощи наводящих вопросов навязывать чье- то мнение. Позволив учащимся сделать собственные выводы, мы способствуем их личностному росту. Очень важно, интерпретируя текст, не говорить о том, какой ответ верный, а какой нет. Ведь у каждого есть свой взгляд на проблему, который может совпадать или не совпадать с мнением другого. Важно учить размышлять, видеть разные стороны одного предмета, вот тогда наши дети смогут извлекать что- то положительное даже из неприятной ситуации, чего не хватает современному поколению детей. Всему этому способствует обучение интерпретации. Литература: 1.Литературоведческий энциклопедический словарь. – М.,1987. 2.Есин.А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.М.,1999. 3.Лукин.В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. М., 2005. |