Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 56.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.04.2014
Размер56.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


Платонова А.А.

Городская классическая гимназия

Первые шаги в обучении интерпретации литературного текста

(В.Г.Короленко «В дурном обществе», 5 класс)

Проблема интерпретации художественного текста плодотворно исследуется в литературоведении(Лихачев Д.С., Фридлендер Г.М., ГаспаровМ.Л., Хализев В.Е., Есин А.Б., Фуксон Л.Ю. и др.) и в методических работах (Ионин Г.Н., Кутузов А.Г., Леонов С.А., Маранцман В.Г., Романичева Е.С. и др).

Интерпретация (от лат.interpretatio- истолкование, объяснение) - истолкование литературного произведения, постижение его смысла , идеи, концепции. Лукин В.А. настаивает на том, что «интерпретация может быть успешной, только если она основана на знании того, как устроен текст». Значит, анализ всегда предваряет интерпретацию. С другой стороны, сделав анализ текста, поняв, как он устроен, мы не можем утверждать, что объяснили его смысл. Обыкновенный читатель, не обладающий знаниями и умениями анализировать текст, может его воспринять, понять, но неполно его истолковать .

Различают интерпретацию первичную, то есть читательскую, научную и творчески- образную. Первичная интерпретация базируется на общем впечатлении и понимании художественного произведения, которое читатель получает при его прочтении, часто это бывает в виде переживаний, чувств, какого- либо настроения. Человек знающий помимо впечатлений будет основываться на анализе текста, рождая научную интерпретацию. Творчески- образная интерпретация- это «перевод» художественных произведений на язык других искусств (графика, кино, театр , музыка и др.)

На наш взгляд, в пятом классе, учитывая возрастные особенности и особенности учебной программы, следует начинать обучать интерпретации художественного текста с изучения читательского восприятия.

Планируя уроки и задания к повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», мы начинали с изучения восприятия художественного текста. Цели уроков были разнообразными:

  • Начать формирование умения интерпретировать художественный текст;

  • выявить идею произведения, а главное, выявить, какие чувства и настроение, впечатление вызвало у учащихся произведение; заставить задуматься о жизни героев и о проблемах общества;

  • учить делать выводы не только на основе эмоций, но на основе анализа эпизода произведения.

То есть формировать первичную и творчески- образную интерпретацию.

Работа на уроках основывалась на следующих заданиях:

Фронтальные:

  • Прочитать полный текст «В дурном обществе»;

  • Проиллюстрировать ключевые фрагменты произведения;

  • Написать письмо другу о впечатлениях по прочитанному рассказу.

Групповые (по выбору учащихся):

  • Выразительное чтение фрагментов глав;

  • Сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция (по эпизодам)

  • Письменные ответы на вопросы: что такое «серый камень», который высасывает жизнь?

  • Как вы понимаете слова Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? и др.

Индивидуальные:

  • Краткие сообщения на темы «Детство и юность Короленко», «Короленко в Амгинской ссылке», «Короленко- писатель»

  • Выступления на темы «Жизнь и смерть Маруси», «Жизнь и характер Валека»;

  • Подобрать мелодию, соответствующую настроению произведения;

Также мы поставили проблемные вопросы, к которым вернемся позже.

В пятом классе учащиеся уже могут не только проиллюстрировать, но и объяснить выбор фрагмента.( творчески- образная интерпретация текста) Таким образом, основной выбор пал на главу «Кукла». Объяснили ученики это тем, что данная глава является ключевой. Варианты рисунков были разные:

  • портрет куклы, счастливая Маруся с куклой, причем на последних изобразили интерьер (темная скромная комната). То есть ведущими тонами иллюстраций были яркие (Маруся, кукла) и темные, мрачные (подземелье, предметы мебели, просто фон рисунка) «Благодаря кукле жизнь Маруси стала ярче», «кукла продлила жизнь Марусе».

  • вариант с куклой: Вася приносит куклу своим новым друзьям «В этом эпизоде проявились черты характера Васи: сострадание, жалость, сочувствие к больной девочке»

  • жизнь «дурного» общества: «редкий обед», «темные фигуры»

  • смерть Маруси: девочка лежит на своей кроватке в темном подземелье ( «Повесть больше похожа на трагедию»)

  • кладбище (могилы);

Учащиеся признались, что им было сложно подобрать мелодию, соответствующую их настроению после прочтения произведения. Чувства оказались смешанными: кому-то было радостно от того, что Вася подружился с Валеком и Соней, скрасив их будни, другие испытывали грусть от того, что новые друзья Васи живут в плохих условиях, третьим было одиноко, несмотря на то, что у героя была семья. В итоге несколько ребят остановили свое внимание на мелодии из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», аргументировав свой выбор тем, что она и грустная, и в то же время заставляет размышлять над произведением.

Проблемные вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткое время? Почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи? Как изображает писатель взаимоотношения между родителями и детьми? Почему Вася с отцом и Соней посещали могилу Маруси? Какую дорогу в жизни выберет герой? Как повлияли на семью судьи события рассказа? и др.

На вопрос: почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи? были получены следующие ответы:

  • «Вася изменился, он стал понимать тяжелую жизнь нищих людей: например, необходимость воровать еду, так как другого выхода у них не было»;

  • «Если бы Вася не подружился с ребятами, он не помирился бы с отцом»;

  • «Вася стал милосердным» ;

  • «Вася понял, что такое смерть близкого человека, он повзрослел. Папа нашел общий язык с сыном, они стали одной семьей»;

  • «Вася узнал, что «дурное общество» - это бедные, но не плохие люди. Иногда он даже завидовал теплому отношению Тыбурция к детям».

Многие отметили, что для Маруси и Валека это знакомство тоже много значило:

  • «Валек узнал, что такое настоящая дружба. Раньше он был угрюмым, неразговорчивым, а с Васей они нашли общий язык», «…они играли, собирали для Маруси цветы, смотрели на облака»,

  • «Марусе дружба продлевала жизнь, она стала немного счастливей»

Разным было видение проблемы взаимоотношения Васи с отцом:

  • «Отец виноват перед Васей, потому что после смерти супруги перестал обращать внимание на него. Судья не должен был поступать так со своим сыном», «…не уделял должного внимания».

  • «Отцу было тяжело на душе, он желал сыну добра», «…в конце повести они сблизились, и отношения стали восстанавливаться. Вася и его отец по-новому посмотрели друг на друга».

В ответах на главные вопросы: какую дорогу в жизни выберет герой? Как повлияли на семью судьи события рассказа? учащиеся уловили главное, но не было аргументов из текста. К этому мы вернемся в процессе анализа.

  • «Возможно, Вася, не встретив Валека и Марусю, не изменил бы своего поведения, так и не помирившись с отцом»

  • «Отец понял, что Вася добрый, защищает бедных и заботится о них»

  • «Вася узнал, что такое нищета и не стал как все ему подобные презирать «дурное общество»

  • «Герои поняли, что главное в жизни не деньги, а семья, близкие и друзья»

  • «Эти дети открыли Васе мир, которого он, возможно, раньше не замечал»;

О дальнейшей жизни героя учащиеся писали:

  • «Я считаю, что Вася будет хорошо жить дальше с отцом, и будет вспоминать Марусю, ее тоненький, но все же радостный смех. Будет навещать ее и вспоминать о ней с любовью».

  • «Он станет справедливым судьей и хорошим отцом», «…будет умным, добрым как его отец»,

  • «

  • «Вася будет дальше дружить с Валеком и будет беречь Соню, не забудет Марусю, которую он любил как собственную сестру»

  • «Я думаю, Вася не пойдет по стопам своего отца, а выберет свой жизненный путь. Он не станет судить нищих и бедных».

Мы привыкли ставить на уроках конкретные цели и приходить к определенным выводам и иногда, может, при помощи наводящих вопросов навязывать чье- то мнение. Позволив учащимся сделать собственные выводы, мы способствуем их личностному росту. Очень важно, интерпретируя текст, не говорить о том, какой ответ верный, а какой нет. Ведь у каждого есть свой взгляд на проблему, который может совпадать или не совпадать с мнением другого. Важно учить размышлять, видеть разные стороны одного предмета, вот тогда наши дети смогут извлекать что- то положительное даже из неприятной ситуации, чего не хватает современному поколению детей. Всему этому способствует обучение интерпретации.

Литература:

1.Литературоведческий энциклопедический словарь. – М.,1987.

2.Есин.А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.М.,1999.

3.Лукин.В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. М., 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск