Скачать 59.83 Kb.
|
12.05.2011 года на базе МОУ «СОШ № 3» состоялось заседание творческой группы учителей музыки «Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель Воронина Л. А., учитель музыки МОУ «СОШ № 3») на котором обсуждались вопросы обновления содержания и методики обучения музыке при переходе на ФГОС. План работы
Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме « Могут ли иссякнуть мелодии?» (Х.П.И. Мир – это радуга звуков!). Воронина Л. А., учитель музыки высшей категории МОУ «СОШ № 3» г. Исилькуля Ход урока Цель: показать второклассникам взаимодействие и связь разных видов искусства, а именно: музыки, литературы, живописи; показать великую роль музыки в жизни человека. Задачи: Воспитательные: -воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка», умение понимать и ценить прекрасное. Образовательные: -вовлечь учащихся в диалог-рассуждение о музыкальных и шумовых звуках, о характере прозвучавшей музыки; - расширять слуховой опыт детей в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений; - закрепить понятие элементов музыкальной речи. Развивающие: -совершенствовать навыки самостоятельной работы; -развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память, музыкальный слух, способствовать посредством музыки развивать свой внутренний мир. Форма урока: Урок - концерт. Оборудование: Аккордеон, DVD; телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные бантики у девочек, синтезатор, бубен, треугольник, музыкальные словарики. Ход урока. Вход в класс: Песня «Семь нот» в исполнении шоу-группы «Улыбка». (поём звукоряд, ритм-хлопки) Оргмомент. Музыкальное приветствие. Вступительное слово учителя. Как бы вы назвали песню? Почему? С этой песней мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир Музыки, начатое в 1 классе. Какой вопрос сегодня на уроке мы должны решить? (ТЕМА) Как вы понимаете слово – иссякнуть? (исчезнуть, закончиться) Как мы сформулируем идею урока? (ХПИ) Но для того, чтобы путешествие было удачным, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Давайте посмотрим, насколько вы внимательны, дисциплинированны, любознательны. Проводится игра "Тишина”: - Тишина, тишина… вся из звуков сплетена. /Слушают тишину/. (Хлопок в ладоши, стук по клавишам, шелест листка, стук карандашей…) - Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне. II. Основная часть. Учитель: Как вы считаете, звуки, которые мы слышали, были одинаковые или разные? Почему так решили? (музыкальные и немузыкальные) Читаю стих-ие. Музыка всегда светла, свет её не тает, В микрофон цветка пчела что-то напевает. И троллейбус, и трамвай – все запели песню: Ты им тоже подпевай, станет мир чудесней! Вслушайся – весь мир поёт: шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт, мир её волшебен! На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Мир, окружающий нас, издает звуки и шумы. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда, красиво звучит? Но почему шумы нельзя превратить в ноты? Шумы нельзя превратить в ноты потому, что они не имеют музыкальной высоты. Музыкальные звуки соединяются в мелодии. Назовите имена ноток. Учитель: А как называется домик, в котором живут ноты? Называется НОТНЫЙ СТАН. Из скольки линеек он состоит? Хозяин домика? Скрипичный ключ. У каждой ноты есть свое собственное место на нотном стане: на линейке или между линейками. Давайте вспомним их расположение. (Слайд №5) Нота Ми на первой села, Вверх идти не захотела. Ниже Ре остановился, Рядом с первой разместился. Фа застряла – ой, ой, ой! Между первой и второй. Соль подруг опередила - На вторую угодила. А между второй и третьей Нота Ля сидит, заметьте Нота Си посторонилась, Да за третью зацепилась: "Ах, устала, не могу, Дальше я не побегу” До отстала, опоздала, Здесь никто не виноват: На добавочных линейках Опоздавшие сидят. Ноты выстроились в ряд, Получился звукоряд! (все) Нотки живут не только на нотном стане, но и на клавиатуре. Перед вами клавиши пианино. Все вместе они называются КЛАВИАТУРА. Как расположены клавиши на клавиатуре? Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке. Белые, черные. Клавиш так много, что, кажется, никогда в них не разобраться. Чудеса тут, да и только! Вот ведь клавиш разных сколько! А имен лишь семь у них. Как же мне не спутать их? Попробуйте исполнить звукоряд на клавиатуре, поём. Показываем расположение. А вы знаете, из чего состоит музыка? Дети: Из музыкальных звуков, мелодий, ритма. А душа музыки? – мелодия. Мелодии песен одинаковы? Из тишины начинает звучать мелодия песни «Птица-музыка» сл.М.Пляцковского, муз. И. Агафоновой. Исполнение вместе с ансамблем «Наследие»5 кл.; припев поём вместе. Ребята, как вы думаете, о чем рассказала эта музыка? Какое настроение вы услышали в музыке? Найдите слова в музыкальном словаре. Кто сочиняет музыку? А мы сейчас кем являлись? А наши гости? Каждое произведение – это особый мир, в котором находят выражение мысли и чувства композитора, исполнителя, слушателя. В каждом произведении главная музыкальная мысль выражении ИНТОНАЦИЕЙ. (Цветик-семицветик) Именно благодаря интонации, которая представляет собой соединение различных средств выразительности и изобразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, регистр, лад), мы можем определять содержание музыкальных сочинений, их характер и настроение, следить за ее развитием в процессе звучания музыки, искать приемы убедительной передачи особенностей музыкального образа в своем исполнении. Мы с ребятами сочинили песню «Музыкальная палитра». Как вы думаете, о чём она? Давайте убедимся, верно ли мы думаем. Какие музыкальные краски вы услышите в песне? Какую зримую картину себе нарисуете? Звучит «Музыкальная палитра». Анализ песни. Что такое – палитра? Какое красочное разнообразие услышали в песне? Вопрос 5 кл. – Как песня связана с вашими темами учебного года? Краски в музыке, живописи, литературе совпали, музыка зазвучала ярче и выразительней. Сформулируйте главную мысль песни. (ХПИ) Какой телекоммуникационный проект, участниками которого мы были, созвучен с идеей урока? («Путешествие по радуге») Как называлась наша команда? Какие задания мы выполняли? -рисовали свою радугу; -сочиняли стихи; -искали песни, географические названия с цветами радуги. -разучивали и исполняли песню наших земляков Т.Косициной и В. Дельва «Радуга в небе», записывали видеоролик. Хотите её вспомнить? Слушателей попрошу найти главную интонацию и определить настроение песни, помочь нам в исполнении. Исполнение песни (5кл, 2кл.) Какие чувства у слушателей вызвала эта песня? На свете много разных мелодий, каждая из них – особенная. Музыка во все времена является частью жизни каждого человека. Об этом поёт солист группы «Непоседы» Олег Тесленко в песне «Ода Музыке». Ода в литературе – хвалебное стихотворение, посвящённое какому-то герою или событию. Вслушайтесь в мелодию и текст песни, найдите ключевые фразы, которые раскрывают великое значение музыки в жизни человека. Думаю, эта песня никого не может оставить равнодушным. Анализ музыкально-выразительных средств. III. Заключительная часть Вот и закончилось наше путешествие. Могу ли иссякнуть мелодии? Какая идея сопровождала наш урок? Композиторы, сочиняя музыку, отражают этот мир различными мелодиями, которые рождаются из соединения музыкальных звуков и красок. Домашнее задание: Изобразить в красках песню «Ода Музыке». Релаксация: Учитель: Каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Оцените своё настроение. (2 солнышка – улыбающееся и зевающее) Оценки за урок Я хочу, чтобы музыка всегда была с вами и помогала вам. Чтобы сохранить настроение урока, предлагаю исполнить всем вместе песню из репертуара группы «Непоседы». Выход: «Взрослые и дети» муз. В. Шаинского |