Скачать 254.37 Kb.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по трудовому обучению (обслуживающий труд) «Кружевница» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Учитель трудового обучения высшей категории ГУО СШ№13 г. Могилёва Руднева Наталья Леонидовна Учитель трудового обучения высшей категории ГУО СШ№31 г. Могилёва Крутолевич Наталья Николаевна 2010 Учебная программа факультативных занятий «Кружевница» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данной программой предусмотрен блок факультативных занятий по вязанию крючком «Кружевница» для 5-8 классов из расчёта 35 часов в год (1 ч. в неделю). Целью изучения факультативного курса «Кружевница» является формирование общетрудовых, общетехнических, а также специальных знаний и умений в области вязания крючком в процессе творческой деятельности учащихся. Содержание программы направлено на решение следующих задач:
Предлагаемый курс предусматривает изучение нескольких содержательных блоков: Блок №1 предлагает изучение теоретического материала, направленного на формирование представлений о технологии вязания крючком как виде декоративно-прикладного искусства. Блоки №2 и №3 направлены на формирование ряда технологических компетенций теоретического и практического плана. Теоретические компетенции:
Практические компетенции:
Блок №4 предлагает формирование умений творческой реализации приобретенных компетенций. Все виды занятий носят в основном практический характер (до 90% учебного времени) и ориентированы на отработку основных приёмов вязания крючком, а затем на выполнение утилитарных изделий для украшения интерьера, быта, а также предметов гардероба. Программой предусмотрен примерный перечень изделий, предполагающий повышение сложности практических заданий по мере приобретения учащимися навыков работы. По результатам обучения учащиеся смогут: следовать правилам безопасной работы, рациональной организации рабочего места, трудовой и технологической дисциплины; иметь представление: о технологии вязания крючком изделий различной формы; распознавать: виды и свойства используемых материалов; различать: виды и способы вязания, основные элементы вязания крючком, способы соединения вязаных элементов и деталей между собой; читать и понимать эскизы, чертежи, схемы, технологические карты; разрабатывать технологическую последовательность изготовления деталей и сборки изделия, критерии оценки качества работы; осуществлять выбор материалов и инструментов в соответствии с назначением изделия; изготавливать изделия по образцу, эскизу, технологической карте, собственному замыслу. Изучение данного курса создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного развития личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Тематический план
Примерный тематический план 5 класс
5 класс
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены. Общие сведения из истории возникновения вязания. Сведения о материалах, инструментах, приспособлениях. Сведения об организации рабочего места вязальщицы. Виды вязания крючком, спицами. Отличия трикотажа, выполненного в технике вязания крючком, спицами, машинного. Лабораторно – практическая работа Распознавание трикотажа связанного крючком, спицами, на вязальной машине.
Понятие о волокнистом составе пряжи и её эксплуатационных свойствах. Подбор номера крючка в зависимости от толщины пряжи. Понятие о маршрутной карте и инструкции. Основные элементы вязания крючком. Условные обозначения и простейшие схемы. Приёмы формирования первой петли, вязания цепочки из воздушных петель. Расчёт необходимого количества воздушных петель и столбиков. Правила вязания линейного полотна. Приёмы вязания полустолбиков, столбиков без накида, «петли для подъёма». Приёмы вязания столбиков с накидом. Технология вязания мерного кружева по схеме, понятие о раппорте. Технология декорирования мерным кружевом изделий. Технология влажно-тепловой обработки. Контроль качества работы. Правила безопасной работы. Лабораторная работа Определение волокнистого состава пряжи (натуральная, химическая, смешанная). Практические работы:
Примерный перечень изделий: Канцелярский набор (коробочки), декорированный тесьмой из воздушных цепочек, столбиков и столбиков с накидом. Полотенце (дорожка), декорированное мерным кружевом.
Способы вязания по кругу. Ассортимент изделий. Способ вязания изделия по кругу законченными рядами из цепочки воздушных петель. Понятие «линейная цепочка». Расчёт необходимого количества воздушных петель и столбиков. Технология вывязывания изделия. Приёмы декорирования готового изделия. Технология изготовления кистей. Маршрутная карта на изготовление конкретного изделия. Контроль качество изделий. Практические работы:
Примерный перечень изделий: Футляр для очков, мобильного телефона, мешочки для мелочей.
Технология вязания объёмных изделий. Технология вязания из центра по спирали. Приёмы убавления и прибавления столбиков и столбиков с накидом. Разработка инструкции. Технология сборки деталей готового изделия. Виды наполнителей для придания формы объёмным изделиям. Практические работы:
Примерный перечень изделий: Объёмные вязаные игрушки из нескольких деталей (с наполнителем). Выставка детских работ (1 ч.) Оформление выставки. Формы организации. Художественный салон, ярмарка, беспроигрышная лотерея, благотворительная акция и др. Примерный тематический план 6 класс
6 класс
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены. Сведения о становлении и развитии ремесла в Европейских странах. Сведения о современных видах пряжи и достижениях науки и техники в производстве трикотажа.
Технология вязания объемных изделий из центра по спирали. Технология вязания небольших объёмных изделий без прибавления и с прибавлением количества столбиков. Простейшие приёмы декорирования трикотажа. Практические работы:
Примерный перечень изделий. Персонажи пальчикового кукольного театра. 3. Вязание из центра круглых плоских мотивов (16 ч.) Составление перечня условных обозначений. Чтение схем. Изучение маршрутных карт и инструкций. Технология вязания плоских круглых мотивов по схемам. Технология соединения нескольких круглых мотивов. Технология отделки края готового изделия. Технология вязания фестонов, столбиков с несколькими накидами, пышного столбика. Технология ВТО, правила ухода и хранения изделий. Практические работы:
Примерный перечень изделий: Цветочные мотивы, декор детской одежды, головных уборов, сумок. Салфетки «Мини», «Ромашка», «Рождественская звезда» и т.д. Сумочки, ажурные салфетки (из нескольких мелких мотивов). 4. Вязание квадратных мотивов из центра (14 ч.) Технология вязания плотного квадрата из центра по схеме. Технология вязания ажурного квадрата по схеме. Технология вязания плоских мотивов с использованием пряжи разных цветов. Технология отделки края квадратов (фестоны, пико, бахрома, кисти). Технология соединения квадратов (крючком столбиками, иглой швом «через край»). Варианты использования изделий из трикотажа в одежде и в интерьере. Контроль качества изделий. Практические работы:
Примерный перечень изделий. Прихватки, пояса, панно, сумки, тапочки и др.
Оформление выставки. Подготовка и проведение презентации. Формы организации. Художественный салон, ярмарка, беспроигрышная лотерея, благотворительная акция и др. Примерный тематический план 7 класс
7 класс
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены. Сведения о развитии ремесла на территории Беларуси (основные приёмы, мотивы, традиции применение вязания в различных «строях»).
«вписанных» в квадрат (3ч) Особенности вязания. Виды используемых петель. Технология вязания цветочных и квадратных мотивов из центра по схеме, с последующим вывязыванием «отлетных» элементов. Практические работы:
Примерный перечень изделий. Квадратные мотивы с «цветочным» центром для декора изделий, прихватки, игольницы и т.д. 3. Технология вязания краевого кружева (8 ч.) Технология вязания краевого кружева. Технологические и декоративные возможности техники. Технология формирования «нулевого» ряда. Особенности формирования «нулевого» ряда на изделиях из различных материалов. Расчёт количества раппортов. Особенности вывязывания углов. Приёмы ВТО. Правила безопасного поведения. Практические работы:
Примерный перечень изделий. Салфетки из канвы, носовой платок из бязи, салфетка изо льна, подставка из сукна или флока, ключница из кожи. 4. Вязание кружева в филейной технике (9ч) Ассортимент изделий. Основные элементы филейного кружева. Виды и технология вязания различных сеток. Условные обозначения, особенности схем. Основные приёмы филейного вязания. Технология вывязывания геометрических узоров способом филейного вязания. Понятие «прошва», «подзор». Технология вывязывания декоративного «зубчатого» края подзора. Приёмы убавления и прибавления количества ячеек. Технология оформления текстиля прошвами и подзорами. Филейное вязание в дизайне текстильных изделий различного назначения. Правила ВТО. Практические работы:
Примерный перечень изделий. Декоративное полотенце, набор салфеток, нарядный передник.
в технике филейного вязания (13 ч.) Технология вязания шарфов в филейной технике. Определение размеров изделия. Расчёт «рабочих» единиц. Способы расчёта количества воздушных петель, цепочек, столбиков с накидом. Вязание шарфа. Приёмы декорирования поперечных концов изделия круглыми, квадратными мотивами, бахромой. Технология вязания шапочек. Способы вязания. Приёмы «убавления» и «прибавления» в филейном вязании. Приёмы декорирования готовых изделий. ВТО. Правила ухода и хранения трикотажных изделий Практические работы:
Примерный перечень изделий. Шарфы, шапочки, палантины, косынки, шали и др. 6. Выставка – презентация детских работ (1 ч.) Подготовка и проведение презентации. Формы организации. Художественный салон, показ-дефиле, благотворительная акция и др. Примерный тематический план 8 класс
8 класс
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены. Трикотаж и тенденции мировой моды. Место трикотажных изделий в гардеробе современного человека. Понятия «стиль», «цветовая гамма», «силуэт». Практическая работа. Составление мини – портфолио «Я - кружевница».
Виды фигур. Правила снятия необходимых мерок, правила их записи. Выбор модели, оформление эскиза, выбор техники вязания. Составление маршрутной карты. Приёмы выполнения простейшего чертежа. Расчёт необходимого количества «рабочих единиц» для вязания изделия. Основные детали плечевого изделия и их элементы. Правила безопасной работы. Графическая работа. 1.Оформление эскиза в цвете. 2.Выполнение простейшего чертежа. 3. Изготовление выкройки. Практические работы: 1.Снятие мерок. 2.Вязание расчетного образца, расчёт количества «рабочих единиц». 3.Подбор инструментов и материалов.
Приёмы вязания нижнего края детали. Технология вязания изделия до проймы. Приёмы вывязывания проймы. Технология вывязывания горловины спинки, скоса плеча. Приёмы работы с двумя клубками. Приёмы формования готовой детали по выкройке (влажно – тепловая обработка). Практические работы: Вязание спинки изделия. Окончательная обработка детали.
Приёмы вязания нижнего края детали. Технология вязания полочки до проймы. Приёмы вывязывания проймы и горловины. Оформление скоса плеча. Приём формирования готовой детали по выкройке. Практические работы: Вязание полочки изделия. Окончательная обработка детали.
Подготовка изделия к примерке. Приёмы проведения примерки и устранения недочётов. Технология сборки трикотажного изделия (косыми стежками, столбиками, строчкой «зигзаг»). Технология декорирования изделия круглыми или квадратными мотивами по линии низа. Приёмы обработки пройм и горловины («пико», «рачий шаг», «фестоны»). Правила влажно – тепловой обработки, эксплуатации и хранения трикотажных изделий. Практические работы:
Примерный перечень изделий. Топы, туники, безрукавки, жилеты. 6. Выставка – презентация детских работ (1 ч.) Подготовка и проведение презентации. Формы организации. Художественный салон, показ-дефиле, благотворительная акция и др. Литература
|