Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521
Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________
Протокол № __________
«____» ____________ 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
______________________ Перевезенкова М.В.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Гимназия № 1521
__________________________ Воробьева Т.А.
|
Рабочая программа по предмету
«Литература»
базовый уровень, 6 класс
2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Казимирова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521
Москва
2013
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Из раздела «Зарубежная литература» исключены произведения, изучающиеся в курсе «Зарубежная литература».
Данная рабочая программа является адаптированной.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
В учебнике-хрестоматии даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Учебник снабжён фонохрестоматией. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Учебно-тематический план
№
| Разделы
| Общее количество часов
| Из них сочинений
| Из них к/р
| 1
| Введение
| 1
| 0
| 0
| 2
| Устное народное творчество
| 3
| 1
| 1
| 3
| Древнерусская литература
| 1
| 0
| 0
| 4
| Литература XVIII века и XIX веков
| 31
| 7
| 1
| 5
| Литература XX века
| 19
| 3
| 1
| 6
| Литература народов России
| 2
| 0
| 0
| 7
| Зарубежная литература
| 6
| 1
| 0
| 8
| Итоговые уроки
| 5
| 0
| 1
| 9
| Итого
| 68
| 14
| 4
| Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
В.Я. Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 4 ч. – М.: Просвещение., 2011г.
Для учителя:
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс.-Изд.3-е. исправленное и дополненное. –М.: ВАКО, 2009.
2. Материалы журналов «Литература», «Литература в школе».
3. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2006.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003.
Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 6 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.
Поурочное планирование
№№
| тема урока
| 1
| Введение. Писатели – создатели и хранители книг
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
| 2
| Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
| 3
| Диагностическая работа
| 4
| Урок развития речи. Сочинение на тему «В чем красота и мудрость русского фольклора?»
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
| 5
| Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе»
| ЛИТЕРАТУРА XVIII И XIX ВЕКОВ
| 6
| Произведения русских писателей XVIII века. Русская басня. Творчество И.И. Дмитриева
| 7
| И.А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни»
| 8
| И.А. Крылов. «Ларчик». Развитие речи. Подготовка к сочинению
| 9
| Урок развития речи. Сочинение на тему «Что осуждается в русских баснях?»
| 10
| А.С. Пушкин. Обучение в Царскосельском лицее. Стихотворение «И.И. Пущину»
| 11
| Лирика А.С. Пушкина. «Узник», «Зимнее утро»
| 12
| Урок развития речи. Письменный анализ стихотворения «Зимний вечер»
| 13
| А.С. Пушкин. История создания романа «Дубровский». Анализ первых глав
| 14
| Образ Владимира Дубровского. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»
| 15
| История любви Дубровского и Маши. Нравственный выбор героев
| 16
| Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
| 17
| Урок развития речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
| 18
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения «Тучи», «Три пальмы»
| 19
| Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях «Листок» и «Утес»
| 20
| И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»
| 21
| Характеристика мальчиков
| 22
| Ф.И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике
| 23
| Урок развития речи. Письменный анализ стихотворения «Листья»
| 24
| А.А. Фет. Анализ стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у березы…»
| 25
| Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
| 26
| Урок развития речи. Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
| 27
| Н.А. Некрасов. «Железная дорога»
| 28
| Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка»
| 29
| Н.С. Лесков. Сказ «Левша» (главы I - IV)
| 30
| Н.С. Лесков. Сказ «Левша» (главы V - X)
| 31
| Судьба мастера в России (заключительные главы)
| 32
| А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Злоумышленник»
| 33
| Урок развития речи. Мои любимые рассказы А.П. Чехова
| 34
| Поэты XIX века о Родине и родной природе
| 35
| Урок развития речи. Письменный анализ стихотворения
| 36
| Контрольная работа по теме «Литература XIX века»
| ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
| 37
| А.С. Грин. «Алые паруса»
| 38
| А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»
| 39
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Характеристика Насти и Митраши
| 40
| Образы природы в сказке-были
| 41
| Урок развития речи. Подготовка к сочинению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
| 42
| Урок развития речи. Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
| 43
| Произведения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…», Д.С. Самойлов «Сороковые»
| 44
| Урок развития речи. Мои любимые произведения о Великой Отечественной войне
| 45
| В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Композиция рассказа
| 46
| Нравственные проблемы рассказа
| 47
| В.Г. Распутин. Изображение послевоенного времени в рассказе «Уроки французского»
| 48
| «Уроки доброты». Образ Лидии Михайловны
| 49
| Урок развития речи. Подготовка к сочинению по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
| 50
| Урок развития речи. Сочинению по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
| 51
| Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. А.А. Блок, С.А. Есенин
| 52
| Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов
| 53
| В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал»
| 54
| Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
| 55
| Контрольная работа по теме «Литература XX века»
| ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
| 56
| Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»
| 57
| Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
| 58
| Геродот. «Легенда об Арионе»
| 59
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
| 60
| Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» - философская сказка-притча
| 61
| Нравственные уроки сказки-притчи. Образ Лиса
| 62
| Урок развития речи. Подготовка к сочинению по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
| 63
| Урок развития речи. Сочинение по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
| ИТОГОВЫЕ УРОКИ
| 64
| Консультация к экзамену
| 65
| Экзамен
| 66
| Анализ экзаменационных работ
| 67
| Итоги года. Литературная игра
| 68
| Итоги года. Задание на лето
|
|