№ урока
| Дата проведения урока
|
Содержание ( тема урока)
|
Примечание
|
|
| 1 ЧЕТВЕРТЬ - 27часов
|
|
|
| Введение - 1час
|
|
1
|
| Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
| Устное народное творчество - 10часов
|
|
2
|
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.
|
|
3
|
| р/р Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
|
|
4
|
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Прославление в сказке человека труда.
|
|
5
|
| Иван царевич, его помощники и противники. Художественный мир сказки. Народная мораль. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.
|
|
6
|
| р/р Работа над художественным пересказом эпизода.
|
|
7
|
| «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя. Патриотический смысл сказки.
|
|
8
|
| Особенности сюжета сказки, её язык. Герои сказки в оценке автора-народа.
|
|
9
|
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
|
|
10
|
| Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле. Известные собиратели фольклора.
|
|
11
|
| р/р Обучение сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
|
|
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2часа
|
|
12
|
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
|
|
13
|
| «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».Герои летописного создания. Фольклор и летописи.
|
|
|
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2часа
|
|
14
|
| М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.
|
|
15
|
| Роды и жанры литературы.
|
|
|
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА - 40часов
|
|
|
| И.А.Крылов - 5часов
|
|
16
|
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра ( Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18века).
|
|
17
|
| Обличение человеческих пороков в басне И.А.Крылова «Волк и ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.
|
|
18
|
| «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние жадности, неблагодарности, хитрости.
|
|
19
|
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812года. Понятие об эзоповом языке.
|
|
20
|
| р/р Конкурс инсценированной басни.
|
|
|
| В.А.Жуковский - 4часа
|
|
21
|
| Слово о поэте. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Сюжет и герои.
|
|
22
|
| Черты литературной и народной сказки. В.А.Жуковский и Тульский край.
|
|
23
|
| «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.
|
|
24
|
| к/р Контрольная работа по произведениям, изученным в 1 четверти ( тест).
|
|
|
| Русская литературная сказка - 3часа
|
|
25
|
| А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
|
|
26
|
| Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
|
|
27
|
| В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
|
|
|
| 2 ЧЕТВЕРТЬ - 21час
|
|
|
| А.С.Пушкин - 7часов
|
|
28
|
| Детские и лицейские годы поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
|
|
29
|
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
|
|
30
|
| «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.
|
|
31
|
| Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
|
|
32
|
| «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.
Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
|
|
34
|
| р/р Обучение сочинению «В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке…»?; «Что помогло Елисею в поисках невесты?».
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов - 2часа
|
|
35
|
| Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
|
|
36
|
| Изобразительно-выразительные средства языка. Особенности поэтических интонаций стихотворения.
|
|
|
| Н.В.Гоголь - 2часа
|
|
37
|
| Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.
|
|
38
|
| «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести. Понятие о фантастике. Юмор.
|
|
|
| Н.А.Некрасов - 3часа
|
|
39
|
| Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.
|
|
40
|
| «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
|
|
41
|
| Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.
|
|
|
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -4часа
|
|
|
| Х.К.Андерсен -4часа
|
|
42
|
| «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
|
|
43
|
| Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
|
|
44
|
| Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Мастерство писателя.
|
|
45
|
| к/р Сочинение «Добро и зло в сказках Андерсена»; «Какие поступки героев я считаю благородными?»
|
|
|
| С.Я.Маршак - 2часа
|
|
46
|
| «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Победа добра над злом - традиции русских народных сказок.
|
|
47
|
| Положительные и отрицательные герои пьесы. Художественные особенности пьесы-сказки.
|
|
48
|
| р/р Проверка техники чтения учащихся.
|
|
|
| 3 четверть - 30часов
И.С.Тургенев - 4часа
|
|
49
|
| Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим барыня. Герасим и Татьяна.
|
|
50
|
| Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
|
|
51
|
| Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.
|
|
52
|
| Заочная экскурсия по тургеневским местам.
|
|
|
|
|
|
|
| А.А.Фет - 1час
|
|
53
|
| Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.
|
|
|
| Л.Н.Толстой - 4часа
|
|
54
|
| Л.Н.Толстой и Ясная Поляна. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
|
|
55
|
| Гуманистические мысли писателя в рассказе. Жилин и горцы. Герой и сюжет рассказа.
|
|
56
|
| Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.
|
|
57
|
| р/р Подготовка к сочинению: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина».
|
|
|
| А.П.Чехов - 3часа
|
|
58
|
| Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
|
|
59
|
| р/р Обучение составлению киносценария по рассказу.
|
|
60
|
| Рассказы Антоши Чехонте.
|
|
|
| Русские поэты 19 века о родной природе - 4часа
|
|
61
|
| Ф.И.Тютчев. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений в стихотворениях «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…».
|
|
62
|
| Чувство любви к природе в стихотворении
«Есть в осени первоначальной…».
|
|
63
|
| Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
|
|
64
|
| р/р Обучение анализу лирического текста.
|
|
|
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА - 29часов
|
|
|
| И.А.Бунин - 1час
|
|
65
|
| «Косцы». Этическое и эстетическое в рассказе.
|
|
|
| В.Г.Короленко - 5часов
|
|
66
|
| Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе» как протест против неравенства и унижения человеческого достоинства. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
|
|
67
|
| Вася и его отец. Развитие их отношений. Портрет как средство изображения героев.
|
|
68
|
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Сочувствие к обездоленным.
|
|
69
|
| Изображение города и его обитателей. Понятие о композиции литературного произведения.
|
|
70
|
| р/р Сочинение по повести Короленко: «Вася и его отец: от вражды к пониманию к пониманию»; «Маруся и Соня: два детства».
|
|
|
| С.А.Есенин - 2часа
|
|
71
|
| «Я покинул родимый дом…». Поэтическое изображение Родины и родной природы.
|
|
72
|
| «Низкий дом с голубыми ставнями…». Образы малой родины, родных людей как исток образа Родины.
|
|
|
| П.П.Бажов - 3часа
|
|
73
|
| «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
|
|
74
|
| Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
|
|
75
|
| к/р Тестирование по изученным произведениям.
|
|
|
| К.Г.Паустовский - 3часа
|
|
76
|
| «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы сказки.
|
|
77
|
| Герои и их поступки. Роль пейзажа в произведении.
|
|
78
|
| «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.
|
|
|
| 4 ЧЕТВЕРТЬ - 27часов
|
|
|
| А.П.Платонов - 2часа
|
|
79
|
| Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
|
|
80
|
| Душевный мир главного героя рассказа. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
|
|
|
| В.П.Астафьев - 5часов
|
|
81
|
| Слово о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах.
|
|
82
|
| Поведение героя в лесу. Любовь к природе и понимание её.
|
|
83
|
| «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
|
|
84
|
| Становление характера героя через преодоление сложных жизненных ситуаций.
|
|
85
|
| р/р Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»(По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева.)
|
|
|
| Русские поэты 20века о родной природе - 3часа
|
|
86
|
| И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
|
|
87
|
| А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихотворениях о природе.
|
|
88
|
| р/р Обучение анализу лирического произведения.
|
|
|
| Саша Чёрный - 2часа
|
|
89
|
| Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
|
|
90
|
| Образы и сюжеты литературной классики. Юмор в рассказах Саши Чёрного.
|
|
|
| Поэты о Великой Отечественной войне - 3часа
|
|
91
|
| К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети.
|
|
92
|
| А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
|
|
93
|
| р/р Конкурс на лучшего исполнителя стихотворения или песни о Великой Отечественной войне.
|
|
|
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 9часов
|
|
|
| Р.Стивенсон - 1час
|
|
94
|
| «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
|
|
|
| Д.Дефо - 2часа
|
|
95
|
| «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения героя.
|
|
96
|
| Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
|
|
|
| Ж.Санд - 1час
|
|
97
|
| «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
|
|
|
| М.Твен - 3часа
|
|
98
|
| «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.
|
|
99
|
| Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена.
|
|
100
|
| Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
|
|
|
| Д.Лондон - 2часа
|
|
101
|
| «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.
|
|
102
|
| Характер мальчика - опора в трудных жизненных ситуациях.
|
|
103
|
| р/р Проверка техники чтения у учащихся.
|
|
104
|
| Итоговый урок «Путешествие в страну Литературия».
|
|
105
|
| Задания для летнего чтения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|