№ УРОКА
| ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ
| Изучаемый материал
по литературе
| Формируемые умения
и навыки
|
1.
|
| Введение. Книга в жизни человека.
| Формировать умение составлять план статьи.
|
2.
|
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.
| Познакомить с малыми жанрами фольклора; объяснить, почему мы называем фольклор устным народным творчеством.
|
3.
|
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».
| Дать первые представления о том, как пересказывается народная сказка.
|
4.
|
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа
| Развивать умение видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.
|
5.
|
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
| Формировать навыки выразительного чтения по ролям.
Выявить отличия и сходство сказок о животных от волшебных сказок.
|
6.
|
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей «Повесть временных лет» как литературный памятник «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания
| Дать понятие о древнерусской литературе, о жанре «летопись».
Развивать навык выразительного чтения.
|
7.
|
| Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.
| Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.
|
8.
|
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали
| Выявить жанровые признаки басни; Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
|
9.
|
| В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».
| Познакомить с историей создания сказки; развивать навык выразительного чтения. Выявить черты народной сказки в произведении Жуковского
|
10.
|
| В.А.Жуковский «Кубок» Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
| Дать понятие баллады, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста
|
11.
|
| А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
| Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;
|
Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.
|
12.
|
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
| Познакомить с историей возникновения сказки,
Формировать умение давать сопоставительную характеристику центральных героев сказки; развивать навык выразительного чтения.
Познакомить с различием стихотворной и прозаической речи.
|
13.
|
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
| Развивать навыки художественного пересказа, анализа текста; выявить нравоучительное содержание сказки, отличия литературной сказки от народной.
|
14.
|
| В.М.Гаршин “Attalea Princeps” Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
| Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения.
|
15.
|
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.
| Познакомить с композицией стихотворения и особенностями повествования; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения
|
16.
|
| Н.В.Гоголь Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
| Выявить своеобразие первого сборника писателя; познакомить с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического, мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.
|
17.
|
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
| Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения
Познакомить с поэтическими
образами русской женщины крестьянских детей, воссозданными поэтом
|
18.
|
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
| Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя.
|
19.
|
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди
| Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.
|
20.
|
| Л.Н.Толстой Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
| Дать общее представление о жизни и творчестве писателя; обучать анализу эпического произведения, продолжить работу с литературоведческими терминами.
|
21.
|
| Разв. речи.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.
| Обучать умению отбирать материал из текста для работы над темой; развивать навыки сопоставительной характеристики героев.
|
22.
|
| А.П.Чехов. Слово о писателе «Хирургия» как юмористический рассказ.
| Развивать читательские умения, ввести понятия «юмор» и «сатира», развивать навыки групповой работы.
|
23.
|
| Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
|
|
24.
|
| В.Г.Короленко Слово о писателе. «В дурном обществе» Вася и его отец. Развитие их отношений.
| Познакомить с жизнью и личностью писателя;
Развивать навыки выразительного чтения, аналитического пересказа.
|
25.
|
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.
|
|
26.
|
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» своеобразие языка стихотворений.
| Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения
|
27.
|
| П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка» Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.
| Выявить особенности жанра сказа; обучать навыкам аналитического чтения, пересказа.
Развивать воображение учащихся, навыки пересказа
|
28.
|
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.
| Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.
|
29.
|
| С.Я.Маршак. Слово о писателе Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.
| Обучать анализу и чтению драматического произведения
|
30.
|
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
| Выявить автобиографические черты рассказа, Обучать пересказу художественного текста; развивать навык выразительного чтения
|
31.
|
| Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.
| Развивать навыки выразительного чтения, обучать комплексному анализу стихотворения
|
32.
|
| К.М.Симонов. Слово о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский. Слово о писателе. «Рассказ танкиста. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
| Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения
|
33.
|
| Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.
| Развивать навыки выразительного чтения; расширить представления о жанровых особенностях баллады
|
34.
|
| Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда
| Развивать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения
|
35.
|
| Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя, становление его характера.
| Обучать анализу темы и идеи произведения; развивать навыки выразительного чтения
|