Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/17
Дата публикации17.04.2014
Размер2.43 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МОУ ООШ с.Б.Таволожка

Пугачевского района Саратовской области


«Согласовано»

Руководитель МО

__________/Н.А.Бушкина/

Протокол № ____ от

«___»___________2011г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «ООШ с. Б. Таволожка»

____________/М.Т.Мартынов/

«___»____________2011г.


«Утверждено»

Директор МОУ «ООШ с. Б. Таволожка»

____________/С.В.Бушкин/

Приказ № _____ от

«___»___________2011г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

САВКИНОЙ Л. М, I I КВ. КАТЕГОРИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

3 КЛАСС

2011 - 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными лите­ратурными представлениями и знаниями. Круг минималь­ных литературоведческих понятий вводится не для того, что­бы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо­браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испы­тывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования млад­ших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельно­сти: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите­ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфичес­кий для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой еди­ницы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос­приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти ас­пекты деятельности не следует путать. Поэтому в програм­ме разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художест­венного произведения» разведены, каждый имеет свое со­держание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ре­бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

в результате обучения развивается читательская дея­тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На начальном этапе (1-2 классы) используются темати­ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет­ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» клас­сической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких про­изведений одного и того же автора, пишущего в разных жан­рах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено ху­дожественными сюжетными рассказами, описаниями приро­ды, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд ав­торов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хро­нологическая последовательность предъявления произведе­ний одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эсте­тического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной от­зывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагоги­ческие принципы построения процесса обучения: системно­сти, преемственности, перспективности и др.

Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?

В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обу­чения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддер­живают их интерес к чтению и книге.

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литера­турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль­шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определен­ные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие­ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, преда­ние, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением про­изведений разных жанров. Усложняются и сами произве­дения.'

Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с кни­гой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо­го изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терми­нах, навык чтения, восприятие литературного произведе­ния, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет­ные связи.

Поясним кратко основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понима­ние задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хо­рошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении про­цессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстратив­ную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту прису­щую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведе­ния зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие ав­торскому замыслу.

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произ­ведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем,

* Курсивом обозначено содержание, которое обязательно для изучения, но не входит в «Требования». что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в ми­нуту, что позволяет им включиться в самостоятельную рабо­ту с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про­слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналити­ческое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопро­сы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за­кончилось?». Рассматривается форма произведения: опреде­ляется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

В 3-4 классах начинается собственно литературное чте­ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози­ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное вос­приятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне по­нимания главной мысли.

.

Развитие литературоведческих

представлений и понятий

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные призна­ки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются пред­ставления школьников об авторах различных произведений.

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, рас­ширяется круг детского чтения, в соответствии с этим услож­няются произведения и увеличивается доля литературовед­ческих терминов.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в кон­тексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а за­тем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельно­сти — говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диало­га о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихо­творных произведений и небольших отрывков из прозаиче­ских произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного разви­тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер­претировать текст. Для этого программа предлагает исполь­зовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произве­дения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руковод­ством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индиви­дуальные, групповые, работа в парах.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2010)

Программа рассчитана на 140часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение»: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2008 – Ч.1,2.

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». Учебная хрестоматия. - М.: Вентана-Граф, 2011.

В авторскую программу изменения внесены.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск