Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 120.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер120.93 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Аннотация.

Фисивная Любовь Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 16» г. Балаково Саратовской области

Урок – путешествие.

Словообразование. Орфография.

Повторение изученного в разделе.

Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Ресурс включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: тест «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок»

Данный урок является завершающим в разделе «»Словообразование. Орфография». Форма путешествия позволяет охватить максимальное количество изученных орфограмм и качественно подготовиться к контрольной работе по разделу.

Ресурс работает по щелчку.

Методическая разработка урока.

Урок – путешествие.

Словообразование. Орфография.

Повторение изученного в разделе. (слайд 1)

Цели:

1) образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, морфемика, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике; 
2) развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; 
3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку. (слайд 2)

1.. Организационный момент. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Словообразования». Впереди нас ожидают самые необычные острова. Мы побываем в гостях у других племен, вступим в состязание с самозванцами, примерим враждующие племена, посети далекие острова.

Но нам непременно нужно найти остров «Словообразования, чтобы стать еще грамотнее и образование». (Слайд 3)

Разобьемся с вами на команды. Будем помогать друг другу! И еще, на протяжении всего путешествия нам будет помогать дипломат - Правило. Отправимся мы с вами на корабле «Знание». За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. В конце урока мы посчитаем баллы и получим только отличные оценки!

Итак, в добрый путь.

1. Дипломат Правило ведет нас на корабль. Как вы понимаете слово дипломат, а может дипломант? Как называются такие слова» (паронимы) . Входным билетом станет блиц-опрос.

1. Блиц – опрос.

1 команда

2 команда

В какой разделе науки о языке изучается, с помощью чего образовано слово. (словообразование)

как называется наука о языке, в которой изучается, из каких значимых слов состоит слово? (морфемика)

Какие морфемы изучаются в разделе «Словообразование»? Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Назовите неморфологические способы образования слов.( сложение основ, сложение целых слов, сложение начальных букв, сложение начальных звуков.)

Назовите виды разбора слова. (морфемный, словообразовательный, этимилогический)

Что относится к морфологическому способу образования? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный)

  1. Приближаемся к острову Корневых морфем. Объединим враждующие племена. В приведенных словах представлены два омонимичных корня . Разбейте их на два гнезда по лексическому значению ( по 1 б за каждый правильный ответ)

1 команда - вод -

2 команда -гор-:

заводь,

горка,

водный,

горец,

заводной,

загорелый,

проводка,

горение,

проводник,

горный,

вывод,

выгоревший,

подводить,.

гористый,

водяной,

горючий,

Безводный,

предгорье,

подводный,

пригорок,

водитель

пригорать

3. Подъезжаем к племени Чередующихся гласных. На этом острове томятся заточение два племени: корни с чередование гласных о и а, «ослиные» корни. К нам на помощь пришел Правило. Освободим заложников, поможем им вернуться домой. Отгадайте загадки устно, выпишите слова, в которых есть корни с чередованием: 1 команда о – а, 2 команда е - и

1. Постелю рогожку, посею горошку, 
положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

2. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

3. Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)

4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

5. Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

6. Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

7. Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

8. Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выскочить некуда. (Решето.)

9. Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

10 ) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)

Выбираемся из ловушки! Корни с чередованием. В 1

1.

В какой строке во всех словах следует писать букву О?




пол..жить, заг..релся, к..сается




притв..ряться, уг..релый, з..ря




скл..нение, неук..снительно, р..стение




прик..снуться, отл..жить, подр..сли




2.

В какой строке во всех словах следует писать букву А?




пол..гаться, з..рница, р..сток




выр..щенный, приг..рело, з..рянка




отр..слевой, р..стениеводство, к..сательная




разл..жить, водор..сли, прил..гательное




3.

В каких  словах следует писать букву А?




перег..рели




оз..рять




отр..стить




отл..жить




притв..рить




4.

В каких  словах следует писать букву 0?




прил..жение




прик..саться




накл..ниться




з..рница




раств..ритель




5.

В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?




обг..рел, под..рить, оз..ренный




пор..сль, откл..нение, предл..жение




выр..сший, неприк..сновенный, зап..сной




предпол..гать, р..сточек, упл..тнение




6.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?




заг..родил, под..рожник, прил..гать




отр..сти, обр..мил, м..торный




ф..рфор, оз..рить,  неустр..шимый




м..роз, скл..нение, обл..ко








1.

Корни с чередованием. В 2

В каком ряду во всех словах нужно писать букву А?




Пл..вцы, изл..гать, скл..няться




Попл..вок, оз..ренный, заг..релый




З..рница, обм..кнуть, утв..рь




Прил..гательное, непром..каемый, откл..нение




2.

В каком ряду во всех словах нужно писать букву О?




Скл..няться, заг..реть, держать р..внение




Р..внина, пром..кашка, нар..стить




Изл..жить, нераств..римые, ск..чок




Прик..снуться, прекл..няться,  зар..внять




3.

В каком ряду во всех словах нужно писать букву А?




Сотв..рить, пор..сль, з..ря




Предпол..гал, пл..вучего, приск..кал




Оз..ренный, г..рел, р..внялись




Ур..вень, в зар..слях, ск..кал




4.

В каком ряду во всех словах нужно писать букву О?




Пл..вчиха, к..саться, отр..сль,




Р..внина, пром..кательный, уг..реть




Покл..ниться, р..сток, ср..внять




Р..весник, р..стовщик, предпол..гать




5.

В каком ряду пропущена одна и та же буква?




Пан...рама, тв...рить, р..сток




Зар..сли, к..сание, р...стовщик




Выр...щенный,  к..са, р..внина




Подр...стковый, заг...рел, утв..рь




6.

В каком ряду во всех словах  пропущена буква в корнях с чередованием?




Пол...жить, к..совица, изб..рательный




Усл..жнить, перег..реть, накл..нить




Выр..стает, г..ристый, нат..рать




Попл...вок, скл...нение, нач...нать












4. Благодарные племена проводили своих спасителей. И вдруг, откуда ни возьмись самозванцы. Правило рассказал нам одну историю: не всегда легко определить самозванца. Однажды я встретился с двумя такими: угол – укол. Кто из них самозванец? Всю ночь я анализировал, рассуждал. Слово угол явно непроизводное, не образовалось же оно от слова гол! От него можно образовать целый ряд однокоренных: уголок, угловатый, треугольник... Продолжите сами, если захотите. А вот с уколом не все так просто. Ведь когда получается укол? Когда кто-то кого-то уколол, чаще всего врач больного. Получается, что укол – производное от глагола уколоть! Так ведь? Вот и найден самозванец.
Стали мешать нашему путешествию, но кто они эти самозванцы. Это те, которые только внешне кажутся непроизводными, а на самом деле очень даже производные. Найдем их! Маленькая подсказка. Будем рассуждать так: чтобы получился ход, надо сначала начать ходить; чтобы получилась тишь, нужно, чтобы сначала все стало тихим
Таким способом образуются обычно только существительные – от глаголов или прилагательных

Лед,

мелочь,

синь,

даль,

клев,

удар,.

мед,

доклад,

взгляд,

проход,

бег,

разбег,

рожь,

коготь,

сушь,

угон,

мена,

топь,

мир

выход

5. У нас прекрасное настроение. Пребывая в хорошем расположении духа мы пристали к острову Орфография. На этом острове живут две сестрицы – приставки пре- и при-. Правило рассказал нам историю их жизни. Жили-были в стране Орфографии две сестры-приставки. Одну звали Пре, а другую – При. Жили они, поживали, но с самого детства они были очень разные.
Пре была очень жадной и хвастливой. Ей всегда хотелось все делать лучше всех. А от зависти к сестре она даже преграждала ей путь к знаниям. И, как каждая большая хвастушка, любила покрасоваться перед всеми своими успехами и достоинствами. 
В отличие от Пре, При была очень скромной и доброй. Из-за ее хорошего отношения ко всем окружающим все хотели все время быть с ней вместе, спрашивали у нее совета и просили помочь по хозяйству. Всегда все дела При доводила до конца и не стремилась быть первой. Была она вся в заботах, и времени у нее было очень мало.
Так жили они да жили, но вот настало время распределять между ними обязанности (ведь каждая морфема в стране Орфографии имеет свое значение). Так все договорились: Пре захотела употребляться в значении «очень» (и только потому, что была хвастливой). А так как она дружила с приставкой Пере, то для простоты запоминания сказала, что будет писаться и в тех словах, где вместо нее может стоять ее подружка.
Поскольку все «лучшие» возможности забрала себе Пре, сестра При согласилась, что будет указывать на приближение, действие, совершающееся в интересах кого-то другого. Но их мама объявила, что ей можно доверить и доведение дел до конца, и действия, сделанные совсем немного, чуть-чуть, а еще и совмещение двух действий.
Поможем сестрам найти слова-союзники. А в корабельном дневнике опишем свой визит к президенту этого острова.

1 команда выписывает слова с приставкой при-, вторая команда выписывает слова с приставкой пре-


НА ПРИЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА

На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.

6. Мы с успехом справились и с этим испытание, дальше наш корабль держит путь в гавань «Сложные слова» А там кого только нет! Все сказочные герои собрались в одном месте. И уже несколько дней ждут отплытия на Родину. Мы вызвались помочь и им. В каком направлении их отправлять? Для этого надо объяснить, почему их так зовут: Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?

1 команда

2 команда

1) Синеглазка;

2) Златовласка;

3) Белоснежка;

4) Черномор;

5) Мойдодыр;

6) Мальчик-с-пальчик;

7) Золушка;

8) Жар-птица;

9) Незнайка;

10) Людоед;

11) Конек-Горбунок;

12) Снегурочка;

13) Дед Мороз

14) Красная Шапочка.

6. Попрощавшись с сестрами, мы отправились на острова Ы и И. Чтобы попасть на острова необходимо знать пароль. Если в слове после приставки пишется буква И , поднимаем вверх правую руку, если нет – сидим с опущенными руками. Ошибающийся выбывает. Правильно прошедшие испытание ставят себе 3 балла. Графически покажите выбор орфограммы. От..скать квартиру, меж..нститутский турнир, роз..грыш лотереи, роз..ск, преступника, из..скания геологов, сверх..нтересное мероприятие, пред..дущий сезон. меж..здательский, сверх..мпульсивный, суб..нспектор, контр..гра, транс..орданский, дез..нфекция, супер..нтересный, пост..мпрессионизм, пан..сламизм об..скать, . Спорт..нвентарь, мед..нститут, фин..нспектор, пред..стория, меж..нтернатский, без..нициативный, спорт..гра, сверх..зобретатель.

8. Берем курс на Родину. Для этого нам нужно пройти таможню острова Словообразования. Для этого мы должны решить тест. Время 5 минут.

1В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града 
 бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать 
 о..далённый, на..треснутый, на..пиленный 
 из..мать, дез..нформация, от..граться 

 2В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный 
 пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление
 спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный 
 в...южный, с...ёмка, от…явленный 

 3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь 
 с…митировать, без…мянный, с…грать 
 нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник 
 об…ективный, под...ем, интер…ер 
2 вариант

 1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 грузопод...ёмность, из…явить, в...юга 
 переи…дание, во…главил, ра…четливый 
 пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться 
 чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать 

 2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать 
 на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание 
 меж…нститутский, без…мянный, из…скать 
 кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный 

 3В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать 
 из…бличить, от…гнать, пр…дедушка 
 пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму 
 в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный 

Какое увлекательное путешествие у нас получилось. Где же мы побывали, что нам запомнилось.

Подведение итогов. Посчитайте количество баллов, набранных за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск