Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер96.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Ткаченко Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №19» г. Изобильного Ставропольского края.


Урок литературы в 9 классе.
Тема: Внутренний конфликт героя. (На примере эпизода «Погоня за Верой» из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

Любовь и отчаяние.
Вся моя жизнь была лишь цепь грустных и

неудачных противоречий сердцу и рассудку.

М.Ю.Лермонтов

Роман Печорина и Веры необходим

в обрисовке образов «героя нашего времени»

потому, что здесь Лермонтов позволяет

видеть под обликом эгоиста глубину и силу

чувств Печорина.

Е.Н.Михайлова

Цели урока.

Предметная: способствовать развитию навыков анализа прозаического текста.

Методологическая: развитие научного мышления учащихся через установление причинно- следственных связей.

Метапредметная: формирование представлений о внутреннем конфликте человека.

Задачи:

- нравственное развитие: проследить за мыслями, чувствами и поступками Печорина,

главного героя романа М.Ю.Лермонтова, найти «точки» его нравственных «взлётов» и

«падений» этого героя;

-интеллектуальное развитие: формировать абстрактное мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Введение в тему урока.

Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим эпизод «Погоня за Верой» (глава «Княжна Мери») из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот эпизод играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей и очень точно с психологической точки зрения характеризует их. Наше внимание будет обращено на главного героя- Григория Александровича Печорина, вся жизнь которого, по его же собственному признанию, «была лишь цепь грустных противоречий сердцу и рассудку». (Учитель обращается к этой записи в эпиграфе урока). Печорин – герой своего времени, то есть герой 30-х годов XIX века. Само название романа свидетельствует о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи, выявляет порой скрытое, но мощное влияние на формирование человека.

Противоречивость натуры Печорина, его внутренний конфликт ярко представлен М.Ю. Лермонтовым в эпизоде погони за Верой.

Давайте вспомним, что такое конфликт?

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение ) – это столкновение, серьёзное разногласие, спор. С явлением, называемым конфликтом, то есть острым противоречием, находящим свой выход в действии, борьбе, мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Бывают конфликты внешние, их нетрудно понять. Гораздо труднее разобраться во внутреннем конфликте, отнимающем у человека огромное количество физических, моральных и эмоциональных сил.

Вера входит в повествование как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. Во второй части романа, а именно – в повести «Княжна Мери», почти в самом её конце, после трагической развязки дуэли с Грушницким Печорин получает от своей возлюбленной Веры письмо, в котором та сообщает, что между ними всё кончено, что они никогда больше не увидятся. Этот новый удар, потеря Веры, обрушивается на него как невыносимое потрясение.

Чем объяснить порыв отчаяния и горя после отъезда Веры?

Печорин признаётся: «Это одна женщина, которая поняла меня совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями…» Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные порывы именно этой женщины.

Не будь у Печорина романа с Верой, мы, читатели, были бы убеждены в его бездушии и пошлости, неспособности любить. Но отношения с Верой подчёркивают иное.

Чтобы понять, о каких сторонах личности героя говорит искренность этого порыва, обратимся к тексту романа, к эпизоду «Погоня за Верой». Обратим внимание на противоречивость поведения Печорина, на сложность его характера, на сочетание в нём противоречивых особенностей (эгоизм и человечность, отзывчивость, жестокость и способность к жалости, хладнокровное обдумывание поступков и искренние сердечные порывы…)

3. Работа с текстом. «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспомощно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья».

Из-за чего Печорин так хлопочет? Почему он так страстно стремится настичь Веру?

Сцена эта необычайно важна в динамично развёртывающемся повествовании о жизни собственного духа именно потому, что в ней почти преодолён свойственный герою страх самого себя.

Едва ли не впервые смысл сказанного и невысказанного, слов и пауз слился в едином ритме, в единой картине бешеной скачки. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь всё – движение!

Дневниковая запись красноречиво свидетельствует о том, какая буря чувств поднимается в душе Печорина. Одна мысль владеет им. «Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце!- одну минуту, ещё одну минуту видеть её. Проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей…»

Печорин торопится, волнуется, не замечает проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает.

Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

Силу переживаний Печорина подчёркивают встречающиеся повторы: «…одну минуту, ещё одну минуту видеть её…», «Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Текст насыщен глаголами (на 5 предложений здесь 13 глаголов). Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение», «беспокойство», «отчаяние», «счастье» и глаголы «проклинал», «плакал», «смеялся», «скакал, задыхаясь». Выразительность этого отрывка велика, хотя в нём почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме убедительного метафорического сравнения «Мысль… молотком ударяла мне в сердце».

Настоящее отчаяние охватывает героя, когда Черкес не выдерживает этой безумной погони.

«… я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие исчезли как дым; душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся».

Описание скачки, отчаяние героя, его слёз – одно из волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина!

Не правда ли, перед нами очень непривычный Печорин? Какой именно?

-Здесь Печорин не холодный и расчётливый эгоист, а глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать своё счастье.

-Печорин глубоко страдающий от любви человек, способный на безумство, на отчаянный поступок.

Однако следующий абзац романа расставляет всё по своим местам.

«Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне ещё надобно? – её видеть? – зачем? Не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться».

Мы являемся свидетелями внутреннего конфликта героя. « Упрёк», «глубокое отчаяние» и пылкость - вот живое движение его чувства.

Чем близко отношение к природе героя и автора романа?

На фоне взлёта чувств героя природа кажется тусклой. Потеряв коня и надежду догнать Веру, он «упал на мокрую траву и как ребёнок заплакал». Ночная роса и горный ветер понемногу успокоили его. Природа, как это обычно бывает с Печориным, умиротворяет его, даёт новое видение жизни («зачем тут страсти, желания, сожаления?»). Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдаётся величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы

Не менее красноречиво раскрывает внутренний конфликт героя последние два абзаца.

«Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Всё к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать вёрст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих».

Итак, конфликт, который происходит в душе Печорина – это конфликт пылкой любви и глубокого отчаяния.

Что такое любовь? Отчаяние?

4.Словарная работа.

Откроем Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безысходности.

В ходе беседы делается вывод.

Любовь – это поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой. Это глубокая нежность, не зависящая ни от каких условий.

Отчаяние – это душевное противоборство, нечто противоположное любви, истинное несчастье.

5. Запись в тетради. Итак, проследим, как М.Ю.Лермонтов описывает душевную борьбу Печорина. (Приведены возможные варианты ответа)

любовь

отчаяние

Я как безумный выскочил на крыльцо

…нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!

Я молился, проклинал, плакал, смеялся…

Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду.

Мысль не застать уже её…молотком ударяла мне в сердце.

…я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.

Вера стала для меня дороже всего на свете- дороже жизни, чести, счастья!

Чего мне ещё надобно? - её видеть? - зачем? Не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний…

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, моё хладнокровие исчезли как дым; душа обессилела, рассудок замолк.

Всё к лучшему! это новое страдание …сделало во мне счастливую диверсию.



Вот каким видит Печорина в этом эпизоде русский критик XIX века В.Г.Белинский: «Напряжённая гордость, холодная твёрдость - плод сухого отчаяния, софизмы светской философии – всё исчезло и умолкло: уже не стало человека, волнуемого страстями, потрясённого борьбою внутренних противоречий, - пред нами бедное, бессильное дитя, слезами омывающее грехи свои, чуждое, на эту минуту, ложного стыда и не жалующееся ни на судьбу, ни на людей, ни на самого себя…» (Софизм – формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение).

Пожалуй, мы согласимся с мнением критика и добавим: каждую жизненную ситуацию, которая имеет связь с романтическим мировосприятием, Печорин стремится довести до конфликта, хорошо понимая, что там, где противоречие, познание ускоряется.

Итак, противоречивость – главная черта Печорина. Сравним.

Черты, которые характеризуют незаурядность личности, стоящей выше окружающего общества

Черты, ведущие к презрительному и враждебному отношению к людям

-сила характера


скептицизм

-одарённость


индивидуализм

-критический ум


безверие

-способность к самоанализу





-смелость и честность




Вспомним слова Веры: «Я твоя раба и буду наказана: ты меня разлюбишь». И слова Печорина: «Я никогда не делался рабом любимой женщины».

Вера в своих догадках оказалась права. А Печорин? Почему он так неистовствовал, пытаясь настичь Веру и её мужа по дороге в Пятигорск? Вряд ли в самый момент погони он не понимал, что Вера, замужняя женщина, связана условиями света и узами супружества и не сможет резко изменить свою жизнь (перспективы развода Веры с мужем по тем временам были более чем сомнительны). А ведь никакой погони и не было бы, если бы сам Печорин был инициатором их расставания, если бы Вера исполнила его волю. Но как она посмела поступить по собственному разумению, сказать последнее слово! Право на это последнее слово всегда принадлежало ему, Печорину, и только ему! Теперь мы понимаем, почему Печорин не любит «женщин с характером». Даже Вера ему перестала быть нужной.

Таким образом, именно во взаимоотношениях с Верой наиболее сильно ощущается трагизм положения героя, его отношение к любви. Данный эпизод знаменует поворот в отношениях Печорина с его возлюбленной.

Допишите предложение.

Прочитав эпизод «Погоня за Верой», я понял (а), что…

5.Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру.

Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»?

Литература.

Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова, Государственное изд-во Художественной литературы, 1958

Лермонтов М.Ю. Избранное. М., «Правда», 1983

Маранцман В.Г. Литература. 9класс, М., «Просвещение», 1997.

Sites. google.com>site




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск